Программа «Умелые ручки»
рабочая программа (4 класс)
Пояснительная записка
Программа “Умелые ручки” разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся по художественно – эстетическому направлению.
Программа «Умелые ручки» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа .
При реализации данной программы расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет развивать творческие способности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 188.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Умелые ручки»
Программу составила
учитель первой категории
Т.А.Епифанова
Смоленск 2020
Программа "Умелые ручки"
Пояснительная записка
Программа “Умелые ручки” разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся по художественно – эстетическому направлению.
Программа «Умелые ручки» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа .
При реализации данной программы расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет развивать творческие способности обучающихся.
Цель программы:
- формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,
- развитие художественно-творческой активности,
- овладение образным языком декоративно- прикладного искусства,
- привитие интереса к изобразительному искусству,
- развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи программы:
- Учить изготавливать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества ,
- развитие мелкой моторики рук,
- выявление и развитие познавательных интересов через практическую деятельность.
Общая характеристика программы
Содержание программы представлено различными видами техник работы с нитью, работы с проволокой, бумагой, тканью, картоном доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ. Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют работу в определенной технике, результатом, которой становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Количество часов по четвертям
1 четверть | 8 ч. |
2 четверть | 7ч. |
3 четверть | 11ч. |
4 четверть | 8ч. |
Итого | 34 ч. |
Результаты освоения программы
- развитие трудолюбия;
- овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
- развитие самостоятельности;
- поиск необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знание техник ;
- применение инструментов, приспособлений и материалов;
- освоение технологического процесса изготовления изделий;
- знание основных законов построения композиции;
- выполнение требований к организации рабочего места;
- знакомство с профессиями декоративно-прикладного характера.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
- подбирать и готовить материалы для работы;
- составлять эскизы работ
- оформлять изделия;
- определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий
- презентовать свои изделия, защищать творческие проекты
Содержание
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий. Дети учатся изготавливать изделия из разного материала, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов. Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная форма обучения: учебно-практическая деятельность.
Методы: упражнения, практические работы, проекты (индивидуальные, коллективные).
Формы проведения занятий: комбинированные (теория и практические), беседа, лекция, выставка, мастер-класс.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
1 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Iчетверть 8 ч | ||
1 | «Осень» аппликацияиз бумаги. Приклеиваем листья из цветной бумаги. | 1 |
2 | «Бабочка» Объемная аппликация | 1 |
3 | «Игрушка из бумаги» Зайчик из втулки. Склеиваем лист бумаги, получаем трубочку, приклеиваем ушки, носик | 1 |
4 | «Зонитк» склеивания конусов из цветной бумаги. | 1 |
5 | « Рамочка для фото» Аппликация из ниток. | 1 |
6 | «Ягоды » Из ниток путем наматывания на картон делаем ягоды | 2 |
7 | «Кукла» Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки | 1 |
IIчетверть 8 ч | ||
8 | «Кукла»Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки. | 1 |
9 | «Пуговичка» Учимся пришивать пуговички разными способами | 2 |
10 | «Грибочки» Из пластиковой бутылки и пластилина. Используем донышко от бутылки | 1 |
11 | «Лес зимой» Картина аппликация, из ватных дисков. | 1 |
12 | «Снежинка» | 1 |
13 | «Жар- птица» Елочная игрушка, путем склеивания разноцветных гармошек | 2 |
IIIчетверть 11ч | ||
14 | «Снежинки» Снежинки из бумаги, элементами квилинга. | 2 |
15 | Рамка для картины .Путем растирания пластилина по рамочке из картона с нанесением узоров из круп | 2 |
16 | «Открытка- подарок» Объемная открытка – разворот аппликация с элементами оригами | 3 |
17 | «Карандашница из старых фломастеров» Путем склеивания фломастеров в квадрат | 1 |
18 | «Игольница» | 3 |
IV четверть 8ч | ||
19 | «Браслет» Узелки макраме. | 1 |
20 | «Корзинка» Жгутики из пластилина плетем круглую корзинку | 2 |
21 | «Ангелочки» Путем сгибания бумаги в гармошку | 2 |
22 | «Голубь мира» | 1 |
23 | «Гнездо» Из веточек и сухой травы клеим гнездо, птенцов делаем из пластиковых крышек от бутылки. | 1 |
2 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
I четверть (9 часов) | ||
1 | ТБ. Вводный урок. | 1 |
2 | «Осенний лист». | 1 |
3 | «Осенний лист». | 1 |
4 | «Птицы улетают на юг» | 1 |
5 | «Осенний дождь». Воскография | 3 |
6 | «Осенний пейзаж». Коллективная работа | 2 |
2 четверть (7 часов) | ||
7 | «Снежинка». Аппликация | 1 |
8 | «Зимний пейзаж». Гуашь | 1 |
9 | «Новогодний карнавал». Гуашь | 3 |
10 | «Сказочная страна». Цветная графика | 2 |
3 четверть(9часов) | ||
11 | «Дымковская игрушка». Лепка и роспись | 3 |
12 | «23 февраля». | 1 |
13 | «8 марта».Аппликация | 1 |
14 | «Былины и сказки Древней Руси». | 2 |
15 | «Народные промыслы России. Гжель. Хохлома». | 2 |
4 четверть (9 часов) | ||
16 | «Весенний натюрморт» | 2 |
17 | «Весенний пейзаж» | 2 |
18 | «Русский праздник». Коллективная работа | 3 |
19 | Весенние цветы | 2 |
3 год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
I четверть (9 часов) | |||
1 | Вводный урок Т.Б. | 1 | |
2 | «Волшебный пейзаж». | 1 | |
3 | «Листопад». | 1 | |
4 | «Ветка рябины». | 1 | |
5 | «Превратим пятна в рисунок» | 1 | |
6 | «Весёлые зонтики». | 1 | |
7 | «Коврик из осенних листьев». | 1 | |
8 | «Осенний пейзаж». | 1 | |
9 | Коллективная работа«Осенний пейзаж». | 1 | |
2 четверть (7 часов) | |||
10 | «Снежинки». | 1 | |
11 | «Витраж». | 1 | |
12 | «Зимний пейзаж». | 1 | |
13 | «Узоры на окне». | 1 | |
14 | «Зимний натюрморт» | 1 | |
15 | «Новогодний карнавал». | 1 | |
16 | «Рисуем рождество». | 1 | |
3 четверть(9часов) | |||
17 | «Зимний пейзаж в графике». | 1 | |
18 | «Натюрморт с фруктами». | 1 | |
19 | «Животные в зимнем лесу». | 1 | |
20 | «Пейзаж». | 1 | |
21 | «Сказочная страна» | 1 | |
22 | «23 февраля». | 1 | |
23 | «8 марта».. | 1 | |
24 | «Портрет друга». | 1 | |
25 | «Автопортрет”. | 1 | |
4 четверть (9 часов) | |||
26 | «Натюрморт с фруктами». | 1 | |
27 | Тематический натюрморт | 1 | |
28 | «Весенний пейзаж» | 1 | |
29 | «Сказки Древней Руси». | 1 | |
30 | «Русская матрешка». | 1 | |
31 | «Золотая Хохлома». | 1 | |
32 | «Дымковская игрушка». | 1 | |
33 | «Сказочная Гжель». | 1 | |
34 | «Весенние цветы». | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- компьютер, ноутбук, планшет и др. средства ИКТ;
- разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов;
- наглядные пособия, специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям;
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- художественные произведения в печатном виде.
Основные инструменты и приспособления: ножницы, линейка, карандаши, ластик. Материалы: пластилин, различные лоскуты ткани, меха, бумага белая, бумага цветная, картон белый, картон цветной, нитки ирис, пряжа, джут, декоративные элементы, пайетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...
Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...
Рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...