Формировани навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста
материал (1, 2 класс)

Самборская Светлана Сергеевна

Приемы и методы формирования навыков самоконтроля

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста Воспитатель «Школы-Интерната №29 ОАО «РЖД» Самборская Светлана Сергеевна

Слайд 2

Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения. Константин Ушинский

Слайд 3

Самоконтроль – это осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Это деятельность, направленная на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.

Слайд 4

Понятие «самоконтроль» включает в себя: умение планировать свою деятельность; способность продуктивно организовать свой рабочий процесс; умение сравнивать свои действия с общепринятыми нормами; способность «играть по правилам», действовать по алгоритму; возможность оценить свои поступки, результаты своего труда, свое психическое состояние; умение находить ошибки и исправлять их; способность вовремя останавливаться, избегать возможных неприятных последствий; анализ собственной деятельности, поиск слабых мест, самообразование и совершенствование.

Слайд 5

В младших классах игровая деятельность все еще остается важным способом познания мира и развития. Важным фактором такой развивающей игры является наличие правила, которым ребенок может руководствоваться как образцом, сравнивая с ним свое поведение и подгоняя его под необходимые условия

Слайд 6

Сделай так же Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например: а) квадрат из треугольников по заданному образцу: б) елочку из треугольников: в) узор из геометрических фигур: г) композицию: Можно сделать и другие композиции, орнаменты в зависимости от времени проведения занятия.

Слайд 7

Собери чемодан Ход игры: Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Педагог говорит: - Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя. Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

Слайд 8

Говори! Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в классе потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!» и т.д.

Слайд 9

Кричалки — шепталки — молчалки Цель : развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — « кричалку » можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — « шепталка » — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал « молчалка » — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

Слайд 10

Сохрани слово в секрете Ведущий должен называть слова , а остальные должны их четко повторять . Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, участники должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Примеры условий: нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р]; 2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука; 3. нельзя повторять названия животных; 4. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Слайд 11

Как превратить «о» в «и»? Даны слоги и слова. Необходимо не просто читать их, а во всех случаях, когда встречается звук [о], менять его на [и].

Слайд 12

Помоги пчёлке собрать урожай. Вместо нектара пчелка собирает буквы. Если она соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Задание : пчелка находится снизу у третьей клетке справа (ш), полетела вверх на четыре клетки(к), спустилась на одну(о), поднялась на одну вверх и одну вправо (л), потом перелетела на две влево и вниз на одну(а). Получилось слово: «ШКОЛА »

Слайд 13

Как сказать слово, не произнося ни звука ? Под каждой буквой написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Слайд 14

Домашнее задание — важный фактор формирования навыков самоконтроля младшего школьника. Первоклассники делают уроки со взрослыми, под их чутким руководством. Но необходимо постепенно снижать планку контроля, предоставляя детям возможность делать промежуточную или итоговую самопроверку того или иного элемента домашнего задания. Для правильного формирования навыков самоконтроля у младших школьников взрослые должны внимательно наблюдать за работой над домашним заданием, оказывать необходимую помощь, но при первом же удобном случае давать ребенку возможность справляться с заданием самостоятельно.

Слайд 15

Приемы проверки самоконтроля сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка по словесной инструкции; самостоятельное придумывание заданий; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по образу; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; проговаривание “про себя” объяснения выбора

Слайд 16

Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. Третий лишний. Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной. Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик ; парта, железный, моряк, побежать. Кто быстрее. Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например: - Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?

Слайд 17

Игра "Число-контролер". Ученики получают карточки с примерами : Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10 .

Слайд 18

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка , так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ. Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя.

Слайд 19

Как помочь ребенку развивать навыки самоконтроля в школе и дома? Стараться давать ребенку как можно чаще задачи, в которых промежуточная и итоговая самопроверки являются необходимым этапом их решения. Если для выполнения задания ребенку требуется образец или пример, он должен иметь свободный доступ к ним в любое удобное для него время. Дети так или иначе будут допускать ошибки и далеко не всегда смогут их обнаружить . Не стоит ругать или наказывать ребенка, необходимо помочь ему разобраться, проанализировать вместе с ним причины возникновения промаха, объяснить еще раз недопонятый материал. Целесообразно предлагать проверять качество выполнения заданий друг у друга.

Слайд 20

Показатели сформированности самоконтроля умение перед началом работы спланировать ее умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий

Слайд 21

Развитие самоконтроля у детей тесно связано с развитием памяти, мышления, внимания, воображения. Ведь самостоятельное выполнение интеллектуальных задач в определенной последовательности требует активного включения умственных, эмоциональных и волевых способностей ребенка. Очевидно , что самоконтроль — явление сложное, многогранное, а формирование навыков самоконтроля — процесс длительный, требующий систематического и индивидуального подхода.



Предварительный просмотр:

Самостоятельность головы учащегося —

единственное прочное основание всякого

плодотворного учения.

Константин Ушинский

Одной из актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги начальной школы, это формирование у детей осознанного, самоконтролируемого поведения с целью поднятия уровня знаний. У детей младшего школьного возраста происходит процесс адаптации к новым социальным условиям, изменяется режим дня, увеличивается необходимость выполнения определенных требований и соблюдения определенных правил, появляются новые отношения в коллективе сверстников. В этом возрасте закладываются основные стереотипы поведения и формируется умение учиться.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.

Самоконтроль — необходимый элемент в становлении самостоятельности ребенка. Он является составной частью любого вида деятельности и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Качественно и своевременно сформированные навыки самоконтроля — залог успешности ребенка не только в учебной деятельности, но и в будущей взрослой жизни.

Понятие “самоконтроль” включает в себя множество составляющих:

  • умение планировать свою деятельность;
  • способность продуктивно организовать свой рабочий процесс;
  • умение сравнивать свои действия с общепринятыми нормами;
  • способность “играть по правилам”, действовать по алгоритму;
  • возможность оценить свои поступки, результаты своего труда, свое психическое состояние;
  • умение находить ошибки и исправлять их;
  • способность вовремя останавливаться, избегать возможных неприятных последствий;
  • анализ собственной деятельности, поиск слабых мест, самообразование и совершенствование.

Навыки самоконтроля начинают формироваться еще в старшем дошкольном возрасте. Однако младшие школьники, приступая к учебе, еще не могут достаточно хорошо осуществлять контроль над собственной деятельностью. Поэтому формирование и развитие навыков самоконтроля является важнейшей задачей педагогов.

В младших классах игровая деятельность все еще остается важным способом познания мира и развития. С помощью игр можно прекрасно развивать навыки самоконтроля: ребенок развлекается, расслабляется, освобождается от негативных эмоций и при этом обучается осознавать свое состояние, управлять своими действиями, контролировать тело, дыхание. Важным фактором такой развивающей игры является наличие правила, которым ребенок может руководствоваться как образцом, сравнивая с ним свое поведение и подгоняя его под необходимые условия.

Предлагаем несколько игр, которые помогут улучшить навыки самоконтроля младшего школьника.

 “Накачай мяч

Правила простые: насос должен накачать мяч. Только в данном случае насос — это один участник игры, а мяч — другой участник. Игрок, изображающий мяч, должен быть полностью расслаблен, “сдут” (ноги полусогнуты, голова и плечи опущены, тело слегка наклонено вперед). Игрок-насос начинает надувать мяч, сопровождая свои действия шипением. Мяч при каждой подаче воздуха становится все больше и крепче: первая подача — ноги выпрямляются, вторая — голова поднимается, третья — тело выравнивается, четвертая — надуваются живот и щеки и т.д. После того, как мяч окончательно надулся, второй игрок "выдергивает" из него насос, и мяч начинает энергично сдуваться с характерным звуком. Игрок-мяч снова сдулся и обмяк. Участники меняются ролями.

Повтори за мной

Правила: первый игрок хлопает в ладоши в определенном ритме, второй игрок запоминает ритм и пытается его повторить. Затем участники меняются местами. Сначала ритм должен быть умеренным, но постепенно можно ускорять темп и усложнять ритмические связки. В конце игры всегда интересно узнать впечатление ребенка: что ему было проще делать, а что сложнее.

Дидактическая игра «Говори!»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в классе потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!» и т.д.

Дидактическая игра «Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

Дидактическая игра «Собери чемодан»

Цель: развитие слухового восприятия и памяти, проявлять внимание к собеседнику.

Ход игры: Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

Игра "Сделай так же".

Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

Можно сделать и другие композиции, орнаменты в зависимости от времени проведения занятия.

Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть вам разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга, школа, роза, кошка, дом, игрушка, пион, капуста, конфета, нос, тюльпан, сирень.

Переходим к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука, надо отмечать их двумя хлопками.

Лес, дом, улитка, курица, книга, алмаз, друг, чайка, ослик, клад, улица, скворец, школа, ворона, огурец, кабинет, этаж, лампа, воробей.

В данной игре можно использовать любой набор слов.

Как превратить «о» в «и»?

        Даны слоги и слова. Необходимо не просто читать их, а во всех случаях, когда встречается звук [о], менять его на [и].

самоконтроль, саморегуляция

Игра «Помоги пчёлке собрать урожай».

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буквы правильно, у нее получится целое слово.

Если вы будете четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы вы сможете прочесть полученное слово.

Упражнение «Алфавит»

Перед вами сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

О

Т

К

С

И

А

1

2

3

4

5

6

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".

А теперь внимательно послушайте, что за слово прохлопаю я.

Далее детям даётся возможность самим придумать слово и загадать его группе.

Варианты сокращённых алфавитов:

Н

О

М

Б

Д

У

1

2

3

4

5

6

А

Л

С

Е

О

Т

1

2

3

4

5

6

Домашнее задание — важный фактор формирования навыков самоконтроля младшего школьника. Первоклассники делают уроки со взрослыми, под их чутким руководством. Но необходимо постепенно снижать планку контроля, предоставляя детям возможность делать промежуточную или итоговую самопроверку того или иного элемента домашнего задания. Ребенок должен чувствовать собственную ответственность за проделанную работу, осознавать последствия некачественного исполнения задач. Для правильного формирования навыков самоконтроля у младших школьников взрослые должны внимательно наблюдать за работой над домашним заданием, оказывать необходимую помощь, но при первом же удобном случае давать ребенку возможность справляться с заданием самостоятельно. Так младший школьник не только научится разбираться с материалом и выполнять задания без помощи со стороны, но и станет более внимательным, вдумчивым.

Приемы проверки самоконтроля

  • сверка с написанным образцом;
  • взаимопроверка с товарищем;
  • сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • проверка по словесной инструкции;
  • самостоятельное придумывание заданий;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • выполнение задания по наводящим вопросам;
  • выполнение задания по образу;
  • проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
  • проговаривание “про себя” объяснения выбора

Игра «Учитель».

 На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Третий лишний.

        Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.

Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.

Кто быстрее.

Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:

- Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?

Игра «Число-контролер».

Ученики получают карточки с примерами:

2-1= 3-1= 0+3= 9-9= 1+1= 7-7= 5-3=

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Большое значение для повышения качества обучаемости имеет применение наглядных опор в виде таблиц, условно-графических обозначений, памяток, перфокарт, схем по всем предметам.

        Огромную роль при формировании самоконтроля играют памятки:

- для проверки орфограмм

- по грамматическим разборам

- для работы над ошибками.

        

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ. Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя.

Как помочь ребенку развивать навыки самоконтроля в школе и дома?

  • Стараться давать ребенку как можно чаще задачи, в которых промежуточная и итоговая самопроверки являются необходимым этапом их решения.
  • Если для выполнения задания ребенку требуется образец или пример, он должен иметь свободный доступ к ним в любое удобное для него время.
  • Дети так или иначе будут допускать ошибки и далеко не всегда смогут их обнаружить. Не стоит ругать или наказывать ребенка, необходимо помочь ему разобраться, проанализировать вместе с ним причины возникновения промаха, объяснить еще раз недопонятый материал.
  • Целесообразно предлагать проверять качество выполнения заданий друг у друга.

Показатели сформированности самоконтроля

  • умение перед началом работы спланировать ее
  • умение изменить состав действий в соответствии с
  • изменившимися условиями деятельности
  • умение осознанно чередовать развернутые и
  • сокращенные формулы контроля
  • умение переходить от работы с натуральным
  • объемом к работе с его знаково-символическим
  • изображением
  • умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий

Развитие самоконтроля у детей тесно взаимосвязано с развитием памяти, мышления, внимания, воображения. Ведь самостоятельное выполнение интеллектуальных задач в определенной последовательности требует активного включения умственных, эмоциональных и волевых способностей ребенка.

Очевидно, что самоконтроль — явление сложное, многогранное, а формирование навыков самоконтроля — процесс длительный, требующий систематического и индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....

Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Статья.   Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста

Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классовВ своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчи...

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...