Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста
статья (3 класс)

Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классов

В своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчиков Образовательной системы «Школа 2100», координатором которых является Д. Д. Данилов. Алгоритм оценивания описывается в виде правил, которые вводятся поэтапно с 1 по 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вторая Санкт-Петербургская гимназия Янковская Любовь Михайловна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Формирование навыков самооценки и самоконтроля

у детей младшего школьного возраста

Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классов

В своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчиков Образовательной системы «Школа 2100», координатором которых является Д. Д. Данилов. Алгоритм оценивания описывается в виде правил, которые вводятся поэтапно с 1 по 4 класс.

Правило №1: «Различение оценки и отметки»

Оценка - словесная характеристика результатов действий.

Формируется словесная оценка успеха: «Молодец!», «Умница!», «Мне нравится твоя работа!», «Отлично!», «Тебя было приятно слушать!», «У тебя всё получится!», «Больше дела, меньше слов!», «Оказывается, ты можешь писать красиво!» и другие.

        Педагог должен помнить, что в работе своих учеников нужно отмечать сначала положительное («Мне понравилось…», « Меня порадовало…») и только потом высказать пожелания, замечания в доброжелательной форме («Мне бы хотелось…», «А лучше делай так…»).

        Этому правилу необходимо научить и детей при оценивании ответа своих одноклассников. Это помогает контролировать и оценивать себя и говорящего, развивать речь.

Отметка – фиксация результата оценивания.

Отметкой могут быть баллы, шкалы, любые цветовые обозначения, значки, штампы, сертификаты Успеха.

Формируется умение определять критерии отметки по соглашению учителя и учеников. Оценить можно любое умение, формируемое в начальной школе. В 1 классе на уроках чтения вводятся оценочные круги, которые дети делят на 3 части, оценивая правильность, выразительность, громкость чтения. Цветовые комбинации оценки могут быть разными, в зависимости от качества чтения ребёнка. В 1 классе особенно важно научить читать громко, чтобы все смогли объективно оценить чтение своего товарища. В дальнейшем, оценивая выразительность чтения, вводятся новые критерии: интонация

 (логические паузы, логическое ударение, смена темпа чтения) и драматизация (инсценирование).

        На смену оценочным кругам вводятся оценочные таблицы. Работая в парах или группах, дети оценивают чтение своего товарища по выработанным критериям или он сам. Формирование этого навыка позволяет проводить объективно конкурсы чтецов, проверку техники чтения.

Оценочный лист Орлова Петра

Текст №1

Текст №2

Текст №3

Правильность:

+

Выразительность:

1) логическое ударение

+

2) логические паузы

+

3) смена темпа

+

5) драматизация

+

        На уроках письма появляется ещё один оценочный лист: «Я умею писать буквы», на котором дети самостоятельно раскрашивают звёздочку, если научились писать ту или иную букву по образцу.

Я умею писать буквы

и

г

п

т

Орлов Пётр

Холда Ева

        По тому же самому принципу дети заполняют оценочные листы по знанию таблицы умножения (звёздочки можно заменить любыми другими значками).

        Такого рода таблицы самоконтроля и самооценки вывешиваются на классном стенде «Маяк», девизом которого являются слова: «Если есть труд – значит, будет и успех».

Правило №2: «Самооценка»

        Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить.

На примере задачи на нахождение площади закрашенной фигуры продемонстрирую шаги алгоритма самооценки.

Первый шаг.

- Что нужно было сделать в этом задании?

- Решить задачу.

- Какая была цель?

- Научиться вычислять площадь фигуры, состоящей из двух прямоугольников.

- Что надо было получить в результате?

- Вычислить площадь фигуры, состоящей из двух прямоугольников.

Второй шаг.

- Удалось ли получить результат?

- Удалось получить результат: 43 см2. 

- Найдено ли решение?

- Решение: 5 · 7 + 4 · 2 = 43 (см2).

- Ответ?

- Ответ: 43 см2 – площадь закрашенной фигуры.

Третий шаг.

- Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

- Решил задачу полностью верно.

Четвёртый шаг.

 - Справился полностью самостоятельно или с чьей – либо помощью?

 - Справился самостоятельно.

Пятый шаг.

- Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

- Я отрабатывал умение находить площадь прямоугольника, и мне это удалось. Я – молодец. Оформил решение задачи по образцу, аккуратно.

В 3 и 4 классах вводятся ещё три шага:

Шестой шаг:
Каков был уровень задачи (задания)?
(Необходимый, программный, максимальный)

Седьмой шаг:
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (задание).
Восьмой шаг:
Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

        Самооценка формируется и в проектной деятельности. На этапе подготовки проекта по теме «Народные сказки» дети, оценивая свои способности и умения, выбирают задание по своим интересам для постановки спектакля (роли, афиша, программки, бутафория), в проведении викторины (вопросы, презентация, жетоны, подарки победителям).

        Навыки самооценки  формируются в творческих работах учащихся, в издании книг.
Закрепляя изучение орфограммы «Гласные после шипящих», мы написали с детьми книжку «Орфографические правила в стихах и картинках».

        Формирование навыков самооценки и самоконтроля происходит и при выполнении домашнего задания. Читая задания к упражнению, ребёнок нумерует их в учебнике.

        После выполнения упражнения, ребёнок записывает в тетради в столбик номера заданий и, ставя « + », оценивает полноту выполнения домашнего упражнения. Затем по шкале можно оценить аккуратность и каллиграфию, старание.

        Очень нравится детям работать по карточкам самостоятельного контроля. Их удобно использовать при изучении таблиц сложения или умножения. После 5 – 6 «прокручиваний», ошибок не остаётся.

Правило №3: «Таблица требований»

Работа с таблицей требований помогает учителю быстро определять, какое именно программное умение усвоено учащимися при решении конкретных учебных задач.

Таблица требований. Русский язык.

Тема: «Безударные падежные окончания имён существительных трёх склонений»

Знание правил и алгоритмов

Вид требований

Самооценка

Отметка

1

Правило о трёх склонениях имён существительных

2

Правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных

3

Умение обозначать изучаемую орфограмму

4

Умение ставить имена существительные в указанный падеж

Проверочная работа

Вид требований

Самооценка

Отметка

1

Знание постоянных признаков имён существительных.

2

Знание непостоянных признаков имён существительных.

3

Что называется начальной формой имени существительного?

4

Что называется склонением?

5

Примеры имён существительных 1, 2, 3 склонений.

а) 1 скл.

б) 2 скл.

в) 3 скл.

6

Определение склонения имён существительных.

7

Определение падежа имён существительных.

8

Разбор имени существительного как части речи.

9

Умение писать безударные окончания имён существительных.

Работа над ошибками

На карте «Планета Знаний» показаны образовательные маршруты в начальной школе и фиксируются все достижения ребят.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки предполагает серьёзную работу учителя по воспитанию у детей реального уровня притязаний. Только положительная оценка создаёт у детей переживания эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.

Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...

03. Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста

Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая ...

Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи.

Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста  в условиях семьи....