Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста
статья (3 класс)
Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классов
В своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчиков Образовательной системы «Школа 2100», координатором которых является Д. Д. Данилов. Алгоритм оценивания описывается в виде правил, которые вводятся поэтапно с 1 по 4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вторая Санкт-Петербургская гимназия Янковская Любовь Михайловна
Формирование навыков самооценки и самоконтроля
у детей младшего школьного возраста
Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классов
В своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчиков Образовательной системы «Школа 2100», координатором которых является Д. Д. Данилов. Алгоритм оценивания описывается в виде правил, которые вводятся поэтапно с 1 по 4 класс.
Правило №1: «Различение оценки и отметки»
Оценка - словесная характеристика результатов действий.
Формируется словесная оценка успеха: «Молодец!», «Умница!», «Мне нравится твоя работа!», «Отлично!», «Тебя было приятно слушать!», «У тебя всё получится!», «Больше дела, меньше слов!», «Оказывается, ты можешь писать красиво!» и другие.
Педагог должен помнить, что в работе своих учеников нужно отмечать сначала положительное («Мне понравилось…», « Меня порадовало…») и только потом высказать пожелания, замечания в доброжелательной форме («Мне бы хотелось…», «А лучше делай так…»).
Этому правилу необходимо научить и детей при оценивании ответа своих одноклассников. Это помогает контролировать и оценивать себя и говорящего, развивать речь.
Отметка – фиксация результата оценивания.
Отметкой могут быть баллы, шкалы, любые цветовые обозначения, значки, штампы, сертификаты Успеха.
Формируется умение определять критерии отметки по соглашению учителя и учеников. Оценить можно любое умение, формируемое в начальной школе. В 1 классе на уроках чтения вводятся оценочные круги, которые дети делят на 3 части, оценивая правильность, выразительность, громкость чтения. Цветовые комбинации оценки могут быть разными, в зависимости от качества чтения ребёнка. В 1 классе особенно важно научить читать громко, чтобы все смогли объективно оценить чтение своего товарища. В дальнейшем, оценивая выразительность чтения, вводятся новые критерии: интонация
(логические паузы, логическое ударение, смена темпа чтения) и драматизация (инсценирование).
На смену оценочным кругам вводятся оценочные таблицы. Работая в парах или группах, дети оценивают чтение своего товарища по выработанным критериям или он сам. Формирование этого навыка позволяет проводить объективно конкурсы чтецов, проверку техники чтения.
Оценочный лист Орлова Петра | |||
Текст №1 | Текст №2 | Текст №3 | |
Правильность: | + | ||
Выразительность: | |||
1) логическое ударение | + | ||
2) логические паузы | + | ||
3) смена темпа | + | ||
5) драматизация | + |
На уроках письма появляется ещё один оценочный лист: «Я умею писать буквы», на котором дети самостоятельно раскрашивают звёздочку, если научились писать ту или иную букву по образцу.
Я умею писать буквы | ||||
и | г | п | т | |
Орлов Пётр | ||||
Холда Ева |
По тому же самому принципу дети заполняют оценочные листы по знанию таблицы умножения (звёздочки можно заменить любыми другими значками).
Такого рода таблицы самоконтроля и самооценки вывешиваются на классном стенде «Маяк», девизом которого являются слова: «Если есть труд – значит, будет и успех».
Правило №2: «Самооценка»
Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить.
На примере задачи на нахождение площади закрашенной фигуры продемонстрирую шаги алгоритма самооценки.
Первый шаг.
- Что нужно было сделать в этом задании?
- Решить задачу.
- Какая была цель?
- Научиться вычислять площадь фигуры, состоящей из двух прямоугольников.
- Что надо было получить в результате?
- Вычислить площадь фигуры, состоящей из двух прямоугольников.
Второй шаг.
- Удалось ли получить результат?
- Удалось получить результат: 43 см2.
- Найдено ли решение?
- Решение: 5 · 7 + 4 · 2 = 43 (см2).
- Ответ?
- Ответ: 43 см2 – площадь закрашенной фигуры.
Третий шаг.
- Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
- Решил задачу полностью верно.
Четвёртый шаг.
- Справился полностью самостоятельно или с чьей – либо помощью?
- Справился самостоятельно.
Пятый шаг.
- Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
- Я отрабатывал умение находить площадь прямоугольника, и мне это удалось. Я – молодец. Оформил решение задачи по образцу, аккуратно.
В 3 и 4 классах вводятся ещё три шага:
Шестой шаг:
Каков был уровень задачи (задания)?
(Необходимый, программный, максимальный)
Седьмой шаг:
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (задание).
Восьмой шаг:
Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
Самооценка формируется и в проектной деятельности. На этапе подготовки проекта по теме «Народные сказки» дети, оценивая свои способности и умения, выбирают задание по своим интересам для постановки спектакля (роли, афиша, программки, бутафория), в проведении викторины (вопросы, презентация, жетоны, подарки победителям).
Навыки самооценки формируются в творческих работах учащихся, в издании книг.
Закрепляя изучение орфограммы «Гласные после шипящих», мы написали с детьми книжку «Орфографические правила в стихах и картинках».
Формирование навыков самооценки и самоконтроля происходит и при выполнении домашнего задания. Читая задания к упражнению, ребёнок нумерует их в учебнике.
После выполнения упражнения, ребёнок записывает в тетради в столбик номера заданий и, ставя « + », оценивает полноту выполнения домашнего упражнения. Затем по шкале можно оценить аккуратность и каллиграфию, старание.
Очень нравится детям работать по карточкам самостоятельного контроля. Их удобно использовать при изучении таблиц сложения или умножения. После 5 – 6 «прокручиваний», ошибок не остаётся.
Правило №3: «Таблица требований»
Работа с таблицей требований помогает учителю быстро определять, какое именно программное умение усвоено учащимися при решении конкретных учебных задач.
Таблица требований. Русский язык. Тема: «Безударные падежные окончания имён существительных трёх склонений» | ||||
Знание правил и алгоритмов | ||||
Вид требований | Самооценка | Отметка | ||
1 | Правило о трёх склонениях имён существительных | |||
2 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных | |||
3 | Умение обозначать изучаемую орфограмму | |||
4 | Умение ставить имена существительные в указанный падеж | |||
Проверочная работа | ||||
№ | Вид требований | Самооценка | Отметка | |
1 | Знание постоянных признаков имён существительных. | |||
2 | Знание непостоянных признаков имён существительных. | |||
3 | Что называется начальной формой имени существительного? | |||
4 | Что называется склонением? | |||
5 | Примеры имён существительных 1, 2, 3 склонений. а) 1 скл. б) 2 скл. в) 3 скл. | |||
6 | Определение склонения имён существительных. | |||
7 | Определение падежа имён существительных. | |||
8 | Разбор имени существительного как части речи. | |||
9 | Умение писать безударные окончания имён существительных. | |||
Работа над ошибками |
На карте «Планета Знаний» показаны образовательные маршруты в начальной школе и фиксируются все достижения ребят.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки предполагает серьёзную работу учителя по воспитанию у детей реального уровня притязаний. Только положительная оценка создаёт у детей переживания эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.
Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»
По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...
Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.
Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...
03. Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста
Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая ...
План-конспект занятия по хору "Формирование навыков протяжного пения с детьми младшего школьного возраста"
Занятие по хору расчитано для детей 1-2 класса....
Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи.
Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи....