Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
материал по чтению (1 класс) по теме
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovershenstvovanie_tehniki_chteniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Система работы по совершенствованию
навыка чтения у детей
младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.
Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».
Учись читать правильно
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чем читаешь.
- Читай ежедневно вслух и про себя.
В работе по совершенствованию техники чтения можно использовать следующие упражнения:
1) на развитие четкости произношения;
2) вырабатывающие внимание к слову и его частям;
3) развивающие оперативное поле чтения и память;
4) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.
Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения (чистоговорки). Затем следуют скороговорки. Школьники знают их очень много, находят их в книгах, в детских журналах, и сами разучивают со своими одноклассниками.
Далее проводится работа с таблицей согласных: ученики называют согласные одного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с какой-нибудь гласной. После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласный с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Таблица комбинации согласных букв
с д б г р т р с р в к з н д н н г д з б п ж р в р | г л г м л л п р з н з л т м т н с к л п г д р ж р | б х р к д р д б к м г л б к м р т г з б ж с ф л м |
ж л в г л к б т н с ш к с л ж т м р з м п м в н т | д к с д м п с к р д л д н ш г т м б к р л м к л г | т з д к ж л б р б л з т н ж р в р с н т р м т р с |
з в д л п ц р т м с п с п л б н ш р с н б р з м ж | щ к в щ л г т н к р з р г з м г м ф л т в т р т м | з р ж б р л д к р т н б л ч с з р л ч с н с п р к |
«Жужжащее» чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока. Причем 3 минуты учащиеся читают вслух с использованием решетки, которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постоянно двигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).
Школьники, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решетку влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.
Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим; «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправлять самого учителя, что поднимает их авторитет и придает уверенность в своих силах; «чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись произведения.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Начиная с 1 класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним. В 1 классе выполняется штриховка, схемы предложений, ученики печатают слова. Во 2-4 классах в этих тетрадях проводятся тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам. При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.
Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Соревнование «Веселая гусеница» проводится в классе, прививает любовь к чтению, причем не только к содержанию прочитанного, но и к самому процессу чтения, превращает обучение в увлекательную игру. Суть игры в следующем: прочитав самостоятельно 10 страниц художественного текста (условия оговариваются в каждом классе), ученик вырезает кружок из цветной бумаги или окрашивает в какой-нибудь цвет одну сторону диаметром 5-10 см. Затем изображает либо главное действующее лицо, либо основное действие прочитанной книжки. На цветной стороне он записывает название книжки, фамилию автора и прикрепляет все это к голове гусеницы. Прочитав следующие 10 страниц, ученик к первому кружочку присоединяет второй и т.д. Таким образом, получается цепочка, напоминающая гусеницу. По мере увеличения числа прочитанных школьником книг гусеница становится все длиннее и длиннее.
Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома.
Рекомендации родителям
Уважаемые родители, известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга. Начинается кропотливая работа над словами».
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа.
Ваша домашняя библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.
Упражнения
для развития техники чтения
- Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
- Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка:
а-о-у-ч-и-э; а-у, ы-и, э-а, и-э;
аоуиэ, аоуи;
с-з-ж,ш-з-с,жа-ча-ща,жба-жбэ
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз» Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных
Взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в
перечне, или нет.
6. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз
по странице).
- Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
8 Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
9. За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Найти вторую половину:
Кос – ничий мо – монт ко – на
Лес – та ре – вок го - са
Пар – мос со – тор вес - род
Задания, формирующие
интерес к чтению
- Чтение по ролям.
- Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
- Составить вопросы к тексту.
- Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагает ребенку закончить чтение.
- Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.
Совместно с родителями проходят открытые уроки-праздники «Чтение – главное учение», «Папа, мама, я – читающая семья», на которых происходит знакомство всех с новинками литературы, родителей – с техникой чтения детей.
Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему. Практикуя различного рода задания, оживляя уроки чтения дидактическими материалами, могу заметить, что мои ученики хорошо читают, а самое главное – учатся любить книгу.
Литература
1. Журнал «Начальная школа» № 11, 4 2007год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
Коррекция несовершенного навыка чтения у детей младшего школьного возраста (по Корневу А.Н)
Работа с младшими школьниками по коррекции дислексии....
Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Данный текст подойдет для выступлении на методическом объединении....
Этапы овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста.
Доклад в рамках семинара ГППЦ "Особенности практической работы учителя - логопеда в условиях Центра"Доклад посвящён памяти выдающегося учёного Тихона Георгиевича Егорова. В докладе рассмотрены в...
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Данный текст подойдет для выступлении на методическом объединении....
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста
Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...