Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
статья по чтению на тему

Дорофеева Ольга Юрьевна

Статья.

 

 

 Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

 

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открыва­ется перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и да­же раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над сло­вами».

В.А. Сухомлинский

 

Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учить­ся. В ходе проведения игры и заниматель­ных упражнений можно прививать уча­щимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение са­мостоятельно работать с текстом.

 Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными приемами чтения, совершен­ствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составля­ются «памятки», «правила».

 

Учись читать правильно

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимательным к каждому слову.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и про себя.

 

Чтение в темпе скороговорки

Урок лучше начинать с игровой размин­ки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Скороговорки нужны для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Технология работы: При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразитель­ности чтения, нельзя ставить одновре­менно две взаимоисключающие зада­чи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционно­го аппарата, поэтому требования к вы­разительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чет­кости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговаривать

Виды чтения:  

  • вслух  
  • жужжащее чтение (вполголоса) 
  • чтение с чётким проговариванием по слогам
  • целыми словами
  • шёпотом 
  • чтение в парах
  • по ролям  
  • «цепочкой»  
  • «про себя»  
  • за диктором 
  • за учителем

 

Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во II классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.

Используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или с последующим объяснением зна­ния этих слов; ролевое чтение, синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим.

Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Начиная с I класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним.

Во II—IV классах можно использо­вать зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.

 

Технология проведения зрительных дик­тантов: на доске пишут шесть предложе­ний и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени читают его про себя, стара­ясь запомнить. Время экспозиции неболь­шое (от 4 до 7 секунд). По истечении време­ни учитель убирает предложение и предла­гает записать его в тетрадях. Особенность такова: если первое пред­ложение содержит всего 2 слова , 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 14 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 12 наборами сос­тавляет примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если учащиеся не запоминают, что пи­сали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней.

 

(Приложение 2. Тексты зрительных диктантов)

 

Основные правила проведения этой работы:

  • Ежедневность.
  • Чтение предложения происходит молча. 
  • Записи ведутся на листочках.  
  • Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.  
  • Задания можно усложнять.
  • Повторение написания наборов предложений.

При такой ежедневной работе разви­вается оперативная память, школьники ус­ваивают смысл предложений, читать им ста­новится интересно, и поэтому процесс обу­чения идет гораздо быстрее и качественнее.

Для воспитания у детей зоркости к бук­венной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.

 

 

 

Развитие и концентрация внимания

 

В таблице предложенных букв можно выполнять следующую работу: Все буквы «А» обведите в кружок; буквы «В» - в треугольник, буквы «С» - зачеркните крестиком; вычеркнуть вертикальной чертой буквы Х, Д, И, Е; вычеркнуть горизонтальной чертой буквы Н, К, Ф, Д и т.д. Время для выполнения задания определяет учитель (от 2 до 4 минут).

 

 Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу. Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резо­нансный барьер, использовать многократ­ное чтение и стимулирование.

 

Метод стимулирования

1. Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекоменду­ется использовать для стимулирования са­мозамеры. Самозамеры. 3-4 минуты «жужжащего» чтения, за­тем подсчет результата.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

 

Методы повышения осмысления чтения.

Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.

 

Многократность чтения.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует зада­вать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же проме­жуток времени.

Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.

Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмеча­ет, до какого места успел прочитать.

Третий раз читают вновь, и каждый от­мечает, сколько слов прочел. Увеличение темпа чтения вызывает по­ложительные эмоции у учеников, им хочет­ся читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

 

Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Отрывок текста следует читать скороговоркой в течении нескольких минут, читать чётко, проговаривая окончания.

 

Как учить читать дома

 

Если ребёнок не любит читать: щадящее чтение. Если школьник не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Этот приём обучения можно рекомендовать родителям. Необходимо читать часто, но мало. Желательно чтение перед сном, чтобы ребёнок лег спать с думой о книге. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще двести лет назад говорилось: «Сту­дент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»

Важна не деятельность, а частота повторений. Важен эмоциональный эффект: книга – это интересно.

Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chtenie.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

 Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

 

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

В.А. Сухомлинский

 

Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.

 Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

 

Учись читать правильно

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимательным к каждому слову.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и про себя.

 

Чтение в темпе скороговорки

Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Скороговорки нужны для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Технология работы: При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговаривать

Виды чтения:  

  • вслух  
  • жужжащее чтение (вполголоса) 
  • чтение с чётким проговариванием по слогам
  • целыми словами
  • шёпотом 
  • чтение в парах
  • по ролям  
  • «цепочкой»  
  • «про себя»  
  • за диктором 
  • за учителем

 

Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во II классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.

Используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или с последующим объяснением знания этих слов; ролевое чтение, синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим.

Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Начиная с I класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним.

Во II—IV классах можно использовать зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.

 

Технология проведения зрительных диктантов: на доске пишут шесть предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени читают его про себя, стараясь запомнить. Время экспозиции небольшое (от 4 до 7 секунд). По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова , 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 14 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 12 наборами составляет примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней.

 

(Приложение 2. Тексты зрительных диктантов)

 

Основные правила проведения этой работы:

  • Ежедневность.
  • Чтение предложения происходит молча. 
  • Записи ведутся на листочках.  
  • Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.  
  • Задания можно усложнять.
  • Повторение написания наборов предложений.

При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.

Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.

 

 

Развитие и концентрация внимания

 

В таблице предложенных букв можно выполнять следующую работу: Все буквы «А» обведите в кружок; буквы «В» - в треугольник, буквы «С» - зачеркните крестиком; вычеркнуть вертикальной чертой буквы Х, Д, И, Е; вычеркнуть горизонтальной чертой буквы Н, К, Ф, Д и т.д. Время для выполнения задания определяет учитель (от 2 до 4 минут).

 

 Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу. Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резонансный барьер, использовать многократное чтение и стимулирование.

 

Метод стимулирования

1. Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекомендуется использовать для стимулирования самозамеры. Самозамеры. 3-4 минуты «жужжащего» чтения, затем подсчет результата.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

 

Методы повышения осмысления чтения.

Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.

 

Многократность чтения.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.

Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.

Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

 

Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Отрывок текста следует читать скороговоркой в течении нескольких минут, читать чётко, проговаривая окончания.

 

Как учить читать дома

 

Если ребёнок не любит читать: щадящее чтение. Если школьник не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Этот приём обучения можно рекомендовать родителям. Необходимо читать часто, но мало. Желательно чтение перед сном, чтобы ребёнок лег спать с думой о книге. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще двести лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»

Важна не деятельность, а частота повторений. Важен эмоциональный эффект: книга – это интересно.

Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Данный  текст подойдет для выступлении на методическом объединении....

Этапы овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста.

Доклад в рамках семинара ГППЦ "Особенности практической работы учителя - логопеда в условиях Центра"Доклад посвящён памяти выдающегося учёного Тихона  Георгиевича Егорова. В докладе рассмотрены в...

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Данный  текст подойдет для выступлении на методическом объединении....

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...