Коррекция несовершенного навыка чтения у детей младшего школьного возраста (по Корневу А.Н)
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Горелик Татьяна Григорьевна

Работа с младшими школьниками по коррекции дислексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция несовершенного навыка чтения у детей младшего школьного возраста (по Корневу А.Н)

Чтение-это сложный комплексный вид  деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может  характеризовать  совокупность нескольких его параметров: способ, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного.

В  2012 – 2013 учебном году  было проведено логопедическое  обследование по  стандартной методики исследования навыка чтения (СМИНЧ), А. Н. Коренева (1983 г.)  В обследовании приняли  участие  60 учащихся  вторых классов.

По результатам обследования была сформирована группа детей, нуждающихся в коррекции нарушения чтения. В нее вошли 8 учащихся  вторых классов.

Для  формирования  навыка чтения за основу   была взята программа А. Н. Корнева по коррекции несовершенного навыка чтения.  В  данную программу входят следующие 7 направлений коррекционной работы:

1.Формирование  стабильного  графического образа  буквы (графемы) на полианализаторной основе. Для этого широко используются такие упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее), тактильное опознание «наждачных» букв и т. п. Дополнительная опора на кинестетический анализатор облегчает дифференциацию букв.

2.  Группировка стилизованных букв. Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

                     

3.  Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами. Для этого используются следующие таблицы.

МА  УМ  КО                БА  ЛЕ  БУ  ОС            МЕ ОМ  ТУ  ШИ  ХА  СЕ

ОК   МИ  АМ               СО  ИЛ ЛИ БИ            АШ  СУ  ОР  УК  ДИ  ПО

ИМ  ГО  УМ                 АП  СА  БЕ  ПА            РИ  ВЕ  ИМ  РУ  ИК  ША

                                       ЕЛ  ПУ  ЗО  АС            АМ  СИ  ЛЯ  ВЕ  ЛИ  РО

                                                                             КУ  ОК  УС  ИЛ  ИР  МИ                          

4. Деление слов текста на слоги.  Цветовая маркировка слогов.

Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например, красным);

5. Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения:

а) отхлопывание слоговой структуры слов;

б) игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, и дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя из присутствующих отстучал педагог?);

в) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово;

г) игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

6. Для тренировки навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последовательных серий слогов и операции последующего синтеза их в симультанный (одновременный) комплекс. Для этого может быть рекомендовано следующее упражнение: ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя.

7. В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения целыми словами.

а) чтение закрытых слогов

ШОЛ         ВИТ         ЧОП         ГАМ         РИЧ         ФУМ

 СИЛ         КАР         ДЫР         ПУТ         СИР         ЛАШ

 ЖЕМ         ПАЧ         СЕТ         ВАН         ЛОМ         ТАК

 ПИТ         КИМ         ФЕТ         РУМ         СИС         МУФ

 МАЛ         ПОЧ         ДИС         БЕЛ         ЛАП         ЧИХ

 ТЕС         КАТ         МИХ         РОЧ         ФАШ         PET

б ) чтение целыми словами

куст         кран         стол           брак        звон         клен

 брань         плот         мост           мрак        полк         сорт

 кровь         свет         дождь  пасть      бант         винт

 плоть         борт         кисть           болт        шанс         горсть

 кость         пирс         кольт   стан        враг         тост

 торт         слет         стул           бинт       факт         лесть

Таким образом, у учащихся сформированной  группа   нуждающихся в коррекции нарушения чтения к концу работы прослеживается положительная динамика. Ученики стали читать целыми словами, появилась беглость и понимание прочитанного.    

Учитель- логопед Горелик Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Статья.   Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Данный  текст подойдет для выступлении на методическом объединении....

Этапы овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста.

Доклад в рамках семинара ГППЦ "Особенности практической работы учителя - логопеда в условиях Центра"Доклад посвящён памяти выдающегося учёного Тихона  Георгиевича Егорова. В докладе рассмотрены в...