Важней всего погода в классе
статья

Ломоносова Ольга Николаевна

     Успех в труде -  основа взаимоотношений между учителем и родителями, между родителями и детьми, учителем и учениками, а, значит, единство действий и воспитательных усилий школы и семьи. В статье размышление на эту  важную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Важней всего

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать.

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека.

И я позволю себе порассуждать на эту' тему. Школа стала для меня не просто работой. Это мой дом, моя душа, мое хобби. Мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно дать ребенку раскрыться. Видеть в каждом ребенке хорошее начало. И через радость познания, преодолевая трудности, вести учащихся по удивительной дороге знаний.

Успех в труде - основа взаимоотношений между родителями и детьми, учителем и роди-

О.Н. Ломоносова, учитель начальных классов Новомихайловской средней школы Монастыр- щинского района

■ погода в классе

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф. Тютчев

телями, учителем и учениками, а, значит, единство действий- и воспитательных усилий школы и семьи. Поэтому в каждом новом классе я начинаю свою работу с родителей. Ведь их дети - это теперь и мои дети. Радости и огорчения, успехи и неудачи у нас общие.

Знакомлюсь я с детьми задолго до начала учебного года, провожу занятия по подготовке детей к школе в детском саду, на которые приглашаю и родителей. Провожу родительское

собрание по подготовке детей к школе, поэтому в сентябре мы встречаемся как старые знакомые.

Заранее настраиваю себя на то, что все дети в классе хорошие, я должна их полюбить и многим помочь стать лучше. Доброта и любовь к детям - главный стимул в моей работе и общении с ребятами. Чтобы научить детей учиться, надо не только хорошо знать своих учеников, но и быть к ним внимательным, уметь вовремя замечать усталость, переключать их внимание, чтобы сохранить работоспособность. Важней всего — погода в классе. С первого дня я все силы и внимание'направляю на создание благоприятного психологического климата в классе. Дети раскованы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, все внимание сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Прочный фундамент знаний учащихся начальной школы зависит от умения бегло читать, без этого не может быть и речи об эффективности урока. Понимая это, я по-новому построила процесс обучения грамоте, пользуясь и распространяя среди родителей практическое пособие Федорина «Я учусь читать». Достоинством его является новизна, теоретическая обоснованность и подтвержденность на практике, занимательность и высокая результативность предлагаемых методов и приемов. Результаты превзошли ожидания. К середине ноября большая половина учащихся класса уже читала, а спустя месяц овладели навыком плавного слогового чтения остальная. Сейчас темп чтения учащихся составляет от 20 до 44 и даже 50 слов в минуту.

Больше обычного мы работаем с кассой букв и слогов, звукобуквенным анализом слов. В дальнейшей работе по совершенствованию техники чтения я использую рекомендации В.Н.Зайцева, тренировочные упражнения Тру- долюбовой. Параллельно с детьми идет работа с родителями. На собраниях «Чтение - лучшее учение», «О насущных проблемах чтения» говорю о важности этой проблемы, даю консультации, провожу анкетирование. Конкурсы чтецов, подготовленные к собранию, служат образцами правильного выразительного чтения. Разнообразие в эти собрания вносят викторины, игровые моменты, другие конкурсы.

Успех урока - в заинтересованности детей. Большое значение имеет использование на уроке элементов занимательности, игры, игровых упражнений и ситуаций. Все это позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение, поддерживать внимание. Использую на своих уроках занимательные задачи, задачи в стихах, загадки, ребусы, задачи со сказочным сюжетом, игры-соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения, обеспечивает доступность и осознанность усвоения учебного материала. Желание включиться в игру велико как у слабых, так и у сильных учеников. Загораются глаза, поднимается лес рук. И просто удивляешься, куда девается их стеснительность, неуверенность, робость. В эти минуты им кажется, что они все знают и все умеют. Для развития ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций я использую рисование фигур по клеточкам и линиям. Это дидактическое упражнение очень нравится детям.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход. Так, например, хорошо подготовленные ученики решают задачу по краткой записи, составив выражение, слабо успевающие получают задание составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. На уроках обучения грамоте я даю задания по трем уровням сложности: 1 группе - в тетради напечатать слова и придумать с ними предложения; 2 группе - еще раз по памяти составить слоги-слияния и дополнить их до слов; 3 группе - в азбуке найти слова с новой буквой, запомнить ее и постараться прочитать. Домашние задания тоже даются с учетом индивидуального развития ребенка.

Большое значение придается использованию наглядно-демонстрационного материала - особенно распространенным в последнее время опорным сигналам Лысенковой, различным таблицам, схемам-опорам. Они являются опорой мысли, опорой действий учащихся. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, снимается скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства. Использование в процессе работы перфокарт и разных способов моделирования (предметных, графических, схематических) помогает проверить знания учащихся, экономит время, активизирует самостоятельную работу. Особенно нравятся детям предметные перфокарты.

Я учусь укрупнять дидактические единицы знаний, отрабатывать на одном уроке материалы двух-трех тем (слова, обозначающие предметы, признаки, действия). Обучая детей

математике, использую материалы, подготовленные Эрдниевым (УДЕ). В частности - одновременное введение умножения и деления, пропедевтика парных понятий сравнения (шире - уже), прямая и кривая линии, окружность, овал, название компонентов сложения и вычитания, объяснение связей трех чисел всевозможными способами (прибавить - отнять, плюс - минус, увеличить - уменьшить, больше - меньше), составление и решение двух обратных задач к задаче в одно действие.

Амонашвили подчеркивает, что «без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными творцами и участниками урока». Поэтому я люблю проводить нетрадиционные формы уроков: урок-аукцион, урок-КВН, урок-заочное путешествие (по стране Глаголии, на лесную полянку, в Простоква- шино), уроки в форме игр «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» и др. Традиционными стали «Общественные смотры знаний».

Уроки такого типа позволяют проверить знания школьников по изучаемому разделу, теме. Проверка эта особая, ее цель - не только выявить знания учащихся, но и отчитаться преподавателю перед коллегами, родителями, администрацией о том, чего достигли дети, насколько прочны их знания, как они могут использовать их на практике.

На одном из таких занятий мои дети побывали на станциях «Задачка», «Сосчитай-ка», «Точная мысль», «Проверь себя». Жюри в составе учи- телей-предметников и, конечно же, родителей оценивало ответы детей. На уроках труда специально к таким занятиям готовятся памятные сувениры, зачетные листы, блокноты путешествий.

Начиная со второго класса, наряду с обычными, я провожу контрольные работы тестового характера, уроки-зачеты. Например, зачет по теме «Имя существительное» был построен в форме встречи с героями сказки «Белоснежка и семь гномов», содержание заданий было связано с содержанием сказки.

В круг моих профессиональных интересов входят факультативный курс по этикету, который я веду в течение пяти лет, и развивающий курс «Информатика в играх и задачах» Горячева. Курс специфически направлен на интеллектуальное и личностное развитие. Уроки информатики - любимые у моих учеников. И за это я


благодарна своим дорогим помощникам, родителям моих учеников, в работе с которыми я нахожу новые формы общения, приблизив тем самым их к школе и к детям. Определяю темы, которые считаю наиболее актуальными для детей и родителей данного класса: «Педагогика понимания», «Оценка. Как к ней относиться?», «Влияние престижных установок родителей на учебный процесс» и др.

Стало традицией проводить праздники, юбилейные уроки («Праздник первой оценки»), первый и последний день в году вместе с родителями (1 класс - «Мы школьниками стали», «Прощание с первым классом»; 4 класс - «Вместе весело шагать», «Прощание с начальной школой»).

Как-то родители посетовали на то, что не знают, как нужно правильно заниматься с ребенком. Так возникла идея проведения открытых уроков и консультаций для родителей. На собраниях я не жалуюсь на детей, не выделяю лучших и худших. Помочь, предупредить, посоветовать, побеседовать, научить - вот задачи, которые я ставлю перед собой. Родители получают большое удовольствие от таких собраний, где не читают нотаций, а учат воспитывать детей, поэтому и собрания у нас длятся до трех часов.

Сейчас я внедряю в учебно-воспитательный процесс программу «Самопознание в социальной среде с этическим уклоном и элементами национальных и культурных традиций». Это направление выбиралось и обсуждалось совместно с родителями. Программа имеет пять разделов (направлений): расширение кругозора учащихся через учебную, кружковую, воспитательную работу' исходя из изучения личности каждого ученика, его желаний, предложений, советов; народное творчество и организация досуга; культура общения; физкультура и здоровье; семья. Это ориентировочная программа воспитательной деятельности рассчитана на то, чтобы в тесном контакте с родителями вести целенаправленную работу по всестороннему развитию личности учащихся.

Залог моей успешной работы - в союзе с детьми и их родителями. Найти свое призвание, утвердиться в нем - источник счастья. Поэтому завтра и послезавтра у меня вновь появится великое желание учить детей, учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

Так будем же готовиться к своему хорошему уроку всю жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Всегда ли дружба важнее всего"

Классный час "Всегда ли дружба важнее всего"Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу , взаимопомощи, сплочению коллектива, развивать творческую активность.Презентация, п...

Что важнее всего для первоклассника?

Рекомендации для родителей при подготовке ребёнка к школе....

Классный час Всегда ли дружба важнее всего

 Классный час в 1 классе  « Всегда ли дружба важнее всего?»Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств, рассмотреть понятие «быть другом».Задачи: ...

Внеклассное мероприятие "Доброта - важней всего"

Главной целью внеклассное мероприятия  "Доброта - важней всего" нацелена на раскрытия смысла слова доброта. Каким человеком можно назвать добрым? Что значит дружить?  Цель мероприятия: знако...

Классный час в начальных классах "Всегда ли дружба важнее всего"

Классный час в начальных классах "Всегда ли дружба важнее всего"...

Беседа "Всегда ли дружба важнее всего?" с учащимися 3 класса

Данная беседа представлена в виде конспекта, презентации и раздаточного материала для учащихся....