Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся
статья

Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_razgovor_o_vazhnom.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Восточная мудрость.

Воспитательная деятельность на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Работа классного руководителя – это пятилетний цикл. И каждый раз всё по-новому. Новый план воспитательной работы, новые социальные паспорта, новых методы работы, новые приемы воспитания, новые направления в деятельности классного руководителя.

С 2022/2023 учебного года появились всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для детей, но и для учителей. Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, причём, всей страной в одно и то же время. Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, как им будут донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье. Дети с удовольствием посещают эти уроки, где смотрят видеоролики, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок, с удовольствием громко поют гимн, каждый раз задумываясь о смысле его слов.

Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь, поэтому к этим урокам, несмотря на то, что они идут 30 минут, предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.

Опишу этапы подготовки к этим занятиям, виды деятельности, темы разговоров, поделки и многое другое, что мы успели сделать и о чем поговорить за три месяца «Разговоров о важном».

Моя методика подготовки к «Разговорам о важном» проста, но интересна.

Шаг 1. Что имеем? Изучение методических материалов, сценария и инструкций, просмотр видеоролика, интерактивного элемента (s://razgovor.edsoo/).

Шаг 2. Отбор материала и составление плана занятия. На этом этапе я распечатываю плакат на доску или маленькие плакаты для вклеивания в тетрадь для классных часов. Такая тетрадь у нас ведется каждый год, начиная с 5 класса. Все беседы, все заметки, мини-сочинения о праздниках, размышления о поступках одноклассников, о радостях и проблемах записываются туда. Кроме того, дополнительно читаю о теме занятия, подбираю интересные видеоролики или показываю свои. В частности, на День матери я делала подарок мамам моих учеников, слайд-шоу с фотографиями детей и поздравлениями. Продумываю, вопросы для беседы и рефлексию.

Шаг 3. Творческий компонент. Нужно обязательно продумать, какой творческий компонент будет у каждого урока. Например, разговор о К.Э.Циолковском оказался тяжелым для 7 класса, но просмотр дополнительного видеоролика (s://www.youtube/watch?v=p-NwNB7mIqk) об этом удивительном человеке впечатлил всех. И мы всем классом составили «Калейдоскоп качеств идеального учителя». Именно тот факт, что он был учителем и тратил все заработанные деньги на свои опыты, остался в детских сердцах.

Шаг 4. Проведение занятия. Рефлексия.

Что получилось на практике

Далее предлагаю ознакомиться с таблицей, где подробнее представлю дополнительный материал, расскажу о реализованных творческих компонентах и о сложностях, с которыми пришлось столкнуться.

Дата

Тема

Сложности, с которыми столкнулись, как вышли из ситуации

Дополнительный материал, подобранный учителем

Рефлексия, творческий компонент

1

5.09

День знаний

Самый яркий разговор после каникул. Было удивительно узнать, что текст гимна Российской Федерации дети не знают. Распечатали, прочитали, проанализировали, на литературе рассказывали (а кто-то пел) на оценку.

 Распечатка гимна Российской Федерации

 Портрет президента РФ В.В.Путина

 Герб России

 Флаг России

 Плакат

1.Оформление доски, на которой разместили плакат, портрет президента, гимн, герб, флаг.

2. Приклеили гимн в тетрадь для классных часов.

2

12.09

Наша страна — Россия

Самый познавательный разговор. Очень много интересных фактов узнали.

Подбор интересных фактов о России на сайте: s://reestrrekordov/40-interesnyx-faktov-o-rossii/

1. Игра в ассоциации. Можно было назвать слово или словосочетание, с которым ассоциируется слово Россия. Были интересные варианты (дом, школа, мама, вид из окна, дача, история…). Слова были записаны на доске.

2.Мини-сочинение: «Россия для меня – это…»

3

19.09

165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского

Имя выдающегося учёного еще не знакомо ученикам 7 класса.

Видеоролик для детей: s://www.youtube/watch?v=p-NwNB7mIqk

Калейдоскоп качеств идеального учителя.

4

26.09

День пожилых людей

Сложно было выравнивать разговор с теми детьми, кто недавно потерял близких бабушек и дедушек. А таких в классе оказалось двое. Слишком больно было детям.

Шаблон-заготовка письма для бабушки и дедушки. В нем перечислены качества, которые детям нужно выбрать, чтобы составить свое. При подготовке пользовалась следующим ресурсом: s://jiyuu.su/sochineniya/sochinenie-pismo-babushke.html

1.Так как пожилые люди любят письма, мы вооружились шаблонами и решили написать свое личное письмо дорогим пожилым людям.

2.Нарисовали в тетрадях эмблему Дня пожилого человека и раскрыли значение символов.

5

3.10

День учителя

Сложно было совместить два события. Подписание закона о присоединении к России 4 областей и День учителя.

1.Поздравление юных граждан России с присоединением к России 4 новых регионов по итогам референдума.

2.Интересные факты: s://top10a/interesnye-fakty-ob-uchitelyax.html

Подготовка сюрприза учителям, работающим в нашем классе

6

10.10

День отца

Самый сложный разговор о важном. Папы есть не у всех ребят. Кроме того, в моём классе есть дети, отцы которых умерли. Есть матери-одиночки, в семье которых дети никогда не знали и не видели отцов. Много разведенных семей, где детей воспитывают отчимы, а мамы препятствуют общению детей с отцами.

Чтение и анализ стихотворения о семье. Донесение до ребят идеи о том, что мама и ребенок – это семья, которая ничем не отличается от тех семей, где есть папа.

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)



В течение нескольких дней проводилась индивидуальная работа с учащимися, для которых эта тема оказалась сложной.

7

17.10

День музыки

Викторина о музыкальных инструментах. Для подготовки использован ресурс: ://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/viktorina-muzykalnye-instrumenty-dlya-shkolnikov.html

Просмотр видеороликов. Наш одноклассник Костя играет на аккордеоне и пианино. Небольшой видеоконцерт.

8

24.10

Россия – мировой лидер атомной отрасли

Несмотря на сложную тему, это был самый познавательный и интересный видеоролик большого размера.

Записали в тетрадь и выучили названия атомоходов.

9

7.11

День народного единства

При подготовке использован ресурс:

s://rosuchebnik/material/den-narodnogo-edinstva-chto-rasskazat-detyam

10

14.11

Мы разные – мы вместе

1.Приглашение участвовать в этнографическом диктанте (5 учащихся с семьями приняли участие)

2. Работа в тетради. Сколько национальностей мы знаем?

3. Сообщения: национальности моей семьи.

11

21.11

День матери

1.Игра-ассоциации. Мама – это кто? Повар, доктор, домашняя фея, богиня, адвокат и многие другие ассоциации придумали дети.

2.Изготовление открыток в форме раскрытого сердца.

12

28.11

Символы России

Видеоролик:

s://dzen/video/watch/-62e794c1d549cf4dfe57cdb8?f=d2d

Продумываем герб класса, символы и элементы. Нарисуем герб на классном часу и повесим в классном уголке.

Я изучила много материала в сети интернет о том, как учителя относятся к «Разговорам о важном». Мнения коллег очень разные. Кто-то негативно относится к этому нововведению, кто-то говорит, что ничего сложного, что всё уже готово. Лично я понимаю, что, действительно, всё готово, но подготовиться не помешает. Учитель – это, безусловно, многогранная личность, но мы тоже не можем знать всего.

Нужно признать тот факт, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях и традициях. А за последние 30 лет после распада Советского союза очень много сделано для того, чтобы не пустыми словами были «семья», «семейные ценности», «гордость», «Россия – страна возможностей», «нацпроект» и многое другое. За последние 30 лет было официально утверждено много новых праздников и памятных дат, дней, посвященных людям различных профессий. А ведь это – новейшая история, частью которой мы являемся. И очень стыдно было за страну, спортсмены которой, получая золотые медали на Олимпиадах и мировых Чемпионатах, не знали гимна и молчали. Современное поколение школьников таким не будет. Хочется верить. А мы, современные учителя, должны сделать всё возможное для этого.

Подводя итог, скажу, что Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок поможет нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы — это развитие учащихся, всестороннее, которое зажигает интерес в их глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом, а подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость.

К новой традиции в школах привыкают учителя и ученики. Каждый понедельник начинается с «разговоров о важном» — классных часов, на которых детям рассказывают о Родине и патриотизме.

Отзывы школьников, которые еще не отошли от лета, пока разные. Кому-то все происходящее кажется скучным и сложным для восприятия, кому-то наоборот все нравится, говорят педагоги.

Выступление на педсовете на тему « Из опыта работы Разговор важном учителя начальных классов» 26.01.2023 год

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Восточная мудрость.

Воспитательная деятельность на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя.

В начальной школе у детей закладываются моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей Родины.

С 2022/2023 учебного года появились всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для детей, но и для учителей. Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, причём, всей страной в одно и то же время. В начальной школе содержание гражданского образования должно реализоваться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. В рамках урочной деятельности , например, в предмете « Окружающий мир»есть информация о Родине, сведения про Россию, про флаг, про гимн. На «Литературном чтении» разбираем пословицы про Родину, читаем стихотворения на военную тематику. Но этого конечно не достаточно.

Главной формой «Разговора о важном» является беседа. Но, для того чтобы заинтересовать детей начальных классов и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Поэтому при планировании занятия с обучающимися младших классов не стоит забывать об играх, подборе дополнительного материала, который разрабатывается на федеральном уровне.

При подготовке к первому «Разговору» меня волновали вопросы: как всё пройдёт? Как дети воспримут информацию? Будут ли активны в беседе? Как только урок начался, я поняла, что дети готовы к обсуждению предложенной темы. Класс сразу отозвался на построение диалога. Ребята с интересом слушали мой рассказ и увлечённо смотрели видеоролики.

Спустя 5 месяцев мне стало интересно, запоминают ли дети то , о чём мы говорим, и делятся ли своими впечатлениями с родителями. Оказалось, что большинство детей помнят темы «Разговоров о важном» самых первых тем, а так же половина класса делятся с родителями, тем о чём говорили. В целом «Разговор о важном»впечатлил и вдохновил меня на активную работу в направлении воспитания подрастающего поколения.

Подводя итог, скажу, что Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок поможет нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы — это развитие учащихся, всестороннее, которое зажигает интерес в их глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом, а подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности классного руководителя

Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...

Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя

В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты....

Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.

В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....

Планирование воспитательной деятельности классного руководителя для успешного обучения и воспитания школьников

Статья содержит описание цели. задач воспитательной работы, проблемы. в статье дается обоснование необходимости целенаправленной работы над методической темой  «Как научить ребёнка жить в ми...