Планирование воспитательной деятельности классного руководителя для успешного обучения и воспитания школьников
статья (1 класс) на тему
Статья содержит описание цели. задач воспитательной работы, проблемы. в статье дается обоснование необходимости целенаправленной работы над методической темой «Как научить ребёнка жить в мире людей» и проектом «Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательной деятельности классного
руководителя для успешного обучения и воспитания школьников
Подготовила Силаева С.В.
При планировании воспитательной деятельности я учитываю общешкольную воспитательную проблему: совершенствование воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся гражданственности,
любви к Родине, духовной нравственности на основе общечеловеческих ценностей и цель: совершенствование воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся гражданственности, любви к Родине, духовной нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Главной целью воспитательной работы является:
- создание благоприятных условий для формирования духовно-богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка,
- создание сплоченного классного коллектива;
- повышение уровня культуры поведения в школе, общественных местах, с окружающими, друг с другом.
Задачи:
1. Изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей каждого ребёнка с помощью наблюдений, непосредственного общения, бесед, диагностики. 2. Активное ведение работы по сплочению и развитию детского коллектива, воспитанию чувства товарищества, доброжелательного
отношения друг к другу, ответственности.
- Работы над методической темой «Как научить ребёнка жить в мире людей» и проектом «Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности.
- Организация тесного сотрудничества с родителями.
- Выявление и развитие творческих способностей учащихся.
- Организация индивидуальной работы с детьми.
Результаты наблюдений и диагностики показали, что с 1 класса существует проблема неумения детей вести себя в школе, общественных местах, с окружающими, друг с другом. Результаты диагностики подтвердили, что основными причинами неумения детей вести себя являются:
- незнание некоторых правил;
- неумение их выполнять из-за отсутствия привычки;
- невыполнение из-за отсутствия волевого усилия;
- невыполнение из-за того, что считают ненужными.
Эти причины объяснили низкий уровень воспитанности учащихся. С целью его повышения я изучила компоненты культуры поведения и разработала систему мероприятий для детей и их родителей. Поэтому я начала работу над методической темой «Как научить ребёнка жить в мире людей». Разработала проект «Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности», выдвинув гипотезу: если вести планомерную поэтапную работу по расширению представлений детей о нормах культурной жизни и приобщению к ним, то повысится уровень воспитанности учащихся. Был намечен план действий:
- Провести диагностику :
- уровня воспитанности учащихся;
- исследования ценностных ориентаций (по М.Рокичу);
- анкетирование детей: «Считаю ли я себя культурным человеком»,
«Приличные и неприличные действия», «Как я себя оцениваю»;
- анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», «Как я
оцениваю своего ребенка».
2. Использовать технологии организации и проведения группового воспитательного дела (Н. Е. Щуркова) и коллективного творческого воспитания (И. П. Иванова).
3. Разработать систему мероприятий по расширению представления детей о нормах культурной жизни:
- гигиенической культуре;
- физической культуре;
- культуре поведения человека;
- экологической культуре;
- культуре устной и письменной речи;
- культуре физического труда;
- экономической культуре.
4. Провести эксперимент по этапам:
1 этап - «Культура внешности и правила поведения в общественных местах».
Цель: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека; обучение детей искусству быть привлекательным, способам «сотворения самого себя», освоение норм поведения.
Использовать игры, игровые ситуации, тренинги, беседы:
- Беседа о правилах поведения в школе, общественных местах.
- Тренинг «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –посетитель музея, планетария».
- Игра «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –посетитель музея, планетария».
- Беседа по ТБ во время каникул, правилах поведения в транспорте, театре, на улице.
- Тренинги: «Мы- пассажиры в транспорте, в цирке и в театре – зрители, в музее – посетители, в библиотеке - читатели», «Как я пользуюсь жестикуляцией»,
- Беседа по ТБ, ПДД «Правила поведения в лесу, парке, на улице. Как вести себя на каникулах».
2 этап – « Культура общения».
Цель: формирование у детей открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости от общения, потребности в любви, умение установить и поддержать обратную связь с собеседником, познание себя и других членов коллектива, выявление учащихся с одинаковыми интересами, формирование умения жить в классном коллективе.
- Диспут «Что значит «будь приятен окружающим людям»?».
- Урок этикета «С незнакомыми людьми»
- Беседа «Как вести себя с девочками, мальчиками,
со взрослыми».
- Беседа « Дружба начинается с улыбки».
- Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и бабушкой в магазине, дома, в гостях».
- Культура поведения. Тренинг, «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, учителем, ребятами».
- Групповая игра по культуре поведения «От улыбки радуга проснётся».
-Родительские собрания: «Как научить ребёнка жить в мире людей», «Поговорим о дружбе».
3 этап – «Этика семейных отношений и культура быта».
Цель: семья должна быть активным помощником педагогического процесса.
Основные формы работы:
- Беседа «К вам пришли гости».
- Кл. час «Да здравствуют вежливость и доброта!».
- Беседа «Как вести себя с братьями, сестрами, родителями».
- Беседа об уважительном отношении к чужому труду.
- Праздник «Рыцарский турнир вежливости».
- Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и бабушкой в магазине, дома, в гостях».
- Культура поведения. Тренинг «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, бабушкой, родственниками».
- Праздник «Февральские посиделки».
-Родительское собрание «Уроки этики поведения для детей и родителей».
4этап – «Культура речи».
Цель: способствовать овладению учащимися нормами устного и письменного языка, воспитанию нравственных качеств.
Использовать следующие формы работы:
- игры типа «Волшебные слова»;
- сочинения: «Как мы можем построить лучшее будущее», «Золотая рыбка на новый лад» и др.;
- участие в НОУ, этических чтениях, проектах;
Планомерная работа по развитию культуры поведения привела к положительному результату: уровень воспитанности повысился по многим параметрам с 3,5 до 4,8 балла. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации воспитательной деятельности классного руководителя
Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....
Анализ воспитательной деятельности классного руководителя
Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...
Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...
Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя
В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты....
Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.
В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....
Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».
Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...