Пришвин- детям Методическая разработка
план-конспект занятия (3 класс)
Внеклассное мероприятие «Пришвин- детям»
(проводится как заключительное мероприятие после уроков по произведениям Пришвина и внеклассного чтения произведений М. М. Пришвина)
Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством писателя, прививать интерес к рассказам писателя – натуралиста М.М. Пришвина; воспитывать любовь к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_prishvin-detyam.docx | 48.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кумылженская средняя школа №1
имени Знаменского А. Д.
Кумылженского муниципального района Волгоградской области
Пришвин- детям
Методическая разработка
Выполнил: Левина Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
Ст. Кумылженская
2023
Внеклассное мероприятие «Пришвин- детям»
(проводится как заключительное мероприятие после уроков по произведениям Пришвина и внеклассного чтения произведений М. М. Пришвина)
Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством писателя, прививать интерес к рассказам писателя – натуралиста М.М. Пришвина; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: ПК, презентация, рисунки детей, которые они выполнили заранее, карточки с пословицами, листочки, ручки, карандаши.
Ход мероприятия:
-Ребята, сегодня я получила сообщение, в котором было написано:
DFМLUИVLIХYSАQWИRYЛUI
SМDFИGХJLNАVZЙSDЛFRОWВRИGDЧ
QWПYUРIRWИQSШDFGВHZИVNRНW
-Помогите разобраться, что тут зашифровано. Выбирайте только русские буквы.
(Михаил Михайлович Пришвин)
- Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил …Кто же был этот волшебник? А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин. (слайд с портретом М.М.Пришвина)
- А Игнат как раз подготовил стихотворение о этом человеке:
М. Цуранов «Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперёд
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растёт
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек.
Зимой вдали, за снежной мглой
Бывало, слышал он,
Как колокольчик луговой
Роняет синий звон.
Порой в бору, что мхом оброс
Присядет на пенек,
И верный спутник его – лес
Ложится возле ног.
Родных земель щедра краса
И светлый облик мил
Любите дом вы и леса
Как Пришвин их любил.
– Ребята, вы услышали стихотворение.
-О чем писал М.М. Пришвин? (о природе).
-А как называют писателей, которые пишут о природе? (писатель-натуралист)
- О ком и о чем же пойдет речь на нашем мероприятии? (о писателе-натуралисте М.М. Пришвине и его произведениях)
- Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: "Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». (цитата записана на доске)
- Как вы понимаете эти слова? (только человек виноват в том, что в лесу становится пусто: сохнут деревья, кустарники, погибают звери и птицы. Человек должен беречь природу)
- Мы тоже сейчас отправимся в лес. Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл "охотой за находками". Вот мы с вами и рассмотрим некоторые находки Пришвина. А помогут нам в этом прочитанные вами рассказы М.Пришвина и знания, полученные на уроках окружающего мира.
"И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята,"- писал М.М.Пришвин. (на слайде)
ВИКТОРИНА
1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел).
2. Какая птица в лесу выдаёт зверей человеку, а человека зверю? (Сорока).
3. Где тетерева прячутся зимой от ястреба? (Под снегом).
4. Какая из перечисленных птиц не обитает на болоте: бекас, дупель, овсянка, кукушка? (Кукушка).
5. Какое из перечисленных животных не роет норы: барсук, лиса, кабан? (Кабан).
6. О каком лесном зверьке идёт речь: «Пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку…»? (Белка).
7. Этот крупный хищный лесной зверь «… ходит по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирает от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика». (Медведь).
8. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше, на кустарниках…». Кто селится на самых верхних этажах? (Хищники: ястребы и орлы «Этажи леса»).
9. «Ушастая, огромных размеров и с огромными кошачьими глазами птица, которая охотится ночью, а прячется днем». (Филин).
10. Светолюбивое дерево, у которого, по выражению М. М. Пришвина, «каждый листик трепещет и со всех сторон купается в свете». (Осина).
11. Кого М. М. Пришвин называл «лесными ткачами, расставляющими наземные и воздушные ловушки»? (Пауки).
12. М. М. Пришвин писал: «У деревьев нет докторов, помощи ждать неоткуда, и они сами себя лечат, затягивая раны свои…». Чем? Что же является лекарством для деревьев? (Смола).
13. Что служило «тарелкой лесной воды» для птичек после дождя в одном из рассказов М. М. Пришвина из цикла «Незабудки»? Если не знаете - попробуйте догадаться. (Шляпка старой сыроежки).
14. Небольшой лесной зверёк серого цвета «с мохнатой мордочкой с чёрным собачьим носиком», умеющий сворачиваться в клубок и пребывающий всю зиму в спячке? (Ежик).
15. У этого лесного обитателя «хвост – небольшая белая пуховочка, и у охотников называется не хвостом, а цветком». (Заяц).
16. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:— Откуда же это в лесу взялся хлеб? (лисичкин хлеб)
17. Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. (Ёжик)
- Послушайте следующую загадку:
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет …
(Луг).
-А теперь закройте глаза. Представьте себя летом в деревне.
АУДИОЗАПИСЬ:
Золотой луг
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
“Сережа!” – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
--О ком говориться в рассказе?
- Куда отправились братья?
-Кто догадался, какое открытие сделали дети?
- Почему рассказ так назвали?
Физминутка. Танец «Маленьких утят»
-А теперь отправимся в театр. Давайте посмотрим небольшую инсценировку одного из рассказов М. Пришвина и после просмотра отгадаем его название и определим его главную мысль.
Герои: утка, утята, мальчишки, автор
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
- Пустим.
- Вот то-то "пустим"! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите "До свиданья"!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
- До свиданья, утята!
– Из какого произведения? (Ребята и утята)
– Какова его главная мысль? (Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Доброе дело лучше ста слов).
На слайде:
– Посчитайте числа в порядке возрастания и прочтете предложения из рассказа М.М. Пришвина. Назовите это произведение. («Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина!» Из произведения «Моя Родина».)
- По этому произведению вы будете работать в группах. Для каждой группы своё задание:
1- группа:
– С чего начиналась Родина для М. Пришвина? (С матери.)-
- Чем угощала мать будущего писателя? (Чаем с молоком.)
2-группа:
– Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? (Потому что Пришвин начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.)
– Всегда ли писатель жил в деревне? (Нет, не всегда.)
3-группа:
– Какое значение Пришвин придаёт раннему подъёму? (Если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!)
– Что значит охранять природу? (Значит охранять родину.)
4-группа:
– К кому обращается писатель? (К своим читателям – детям.)
- Что это за кладовая солнца и сокровища жизни? (Это наша природа.)
– А теперь вопрос всем группам:
– Какова главная мысль очерка «Моя Родина»? (Главная мысль этого произведения заключается в том, что надо любить свою родину и беречь природные богатства.)
-Мы изучили пословицы о Родине. Начало и конец пословиц нужно соединить:
( на слайде)
В родном краю – … что соловей без песни.
Родина – мать, …. будет Родина крепка.
Человек без Родины,… как в раю
Если дружба велика – … умей за нее постоять.
(В родном краю – как в раю. Родина – мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. Если дружба велика – будет Родина крепка.)
-Объяснить значение пословиц.
Конкурс чтецов для групп
- Каждая группа подготовила отрывок из произведения М.М.Пришвина. Задание для остальных групп: определить название произведения.
1 –группа:
Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы все растут и растут: волнушки, рыжики, маслята, изредка все еще попадаются белые.
Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая, умненькая.
А масленок масленку рознь: то весь дрызглый, червивый, а то попадется такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет.
Вон стоит моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу.
Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли — это очень старая сыроежка.
Придут скоро морозы, все завалит листвой, и сколько в лесу останется грибов недосмотренных, и жаль, что просто так пропадут и никому не достанутся. (Недосмотренные грибы)
2 –группа:
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
— Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится. (Осеннее утро)
3-группа:
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами. (Деревья в лесу)
4-группа:
Продвинулся я осторожно, бесшумно в частом ельнике, приподнял одну веточку: ну, вот и здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу, посредине ее две березы, под березами — пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.
И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой. Повеселело у меня на душе.
Вдруг вижу: слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком — тюк! — в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.
“Пить, пить!” — пищит ей другая птичка с березы.
Листик там был на воде в тарелке — маленький, сухой, желтый. Вот птичка клюнет, вода дрогнет, и листик загуляет. А я-то из оконца вижу все и радуюсь и не спешу: много ли птичке надо, пусть себе напьется, нам хватит! (Старый гриб)
Песня -Лесной марш- муз. Чичкова
Нам птицы просигналили подъём
Привычными тропинками проходим мы
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой Родины
Припев:
Мы сами написали
В лесной зелёной книжке
О том, что есть у леса
Надёжные друзья
Такие же девчонки
Такие же мальчишки
Такие же счастливые как ты и я (2 раза)
Мелькают наших песен огоньки
Шагаем мы лесами, перелесками
Под кадрами красавицы тайги
Под соснами полескими
Припев:
Нам солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев
Припев:
И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников
Природа дарит людям чудеса
А мы её помощники.
-И в заключении послушайте ещё один рассказ Пришвина. Слушайте внимательно. Потом будет задание:
ГОСТИ
Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.
Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.
Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары. К трясогузкам вскоре присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы. У громадного хищника был жалкий вид: этакая махина — и улепётывает от птичек во все лопатки.
Неустанно куковала в бору кукушка.
Цапля вымахнула из сухих старых тростников.
Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.
Землеройка пискнула в старой листве.
И когда стало ещё теплее, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки.
Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.
Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал.
Гадюка просыхала на камне, свернувшись в колечко.
Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.
И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости.
- Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.
(ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА).
Аудиозапись
"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах, разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
-Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные - все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. Вся природа содержится в душе человека. И это особенно важно помнить сейчас, ребята, в дни борьбы за сохранение природы родной земли и всей планеты.
1ученик: Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю,-
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в это миг.
2 ученик:
И вместе с ним по тем местам.
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.
3 ученик:
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены.
4 ученик:
И я, как в храм, иду в леса.
Где «свечки – ёлочки – старушки»,
В болоте «Блудовом» - лягушки,
И верю в эти чудеса.
5 ученик:
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетённых веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.
1 ученик:
Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло, друзья, родиться
На той земле, где Пришвин жил.
(Т.Лапина)
-- С каким волшебником познакомились? Почему М. Пришвина так называют?
- Какие названия рассказов вы запомнили? Какие хотели бы прочитать?
- Как вы поняли, чему учат его книги?
-Представьте себе, что вы на машине времени отправились в гости к М.М. Пришвину. Что бы вы сказали ему? О чем бы спросили? (Прием «Машина времени»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка к уроку литературного чтения о М.М.Пришвине (презентация)
Данная презентация познакомит с жизнью и творчеством М.М.Пришвина...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...
Методическая разработка урока чтения для слабослышащих обучающихся 3 класса 2 отделения по теме: "Рассказ М. Пришвина "Кто чем пишет? Кто как читает?"".
Конспект урока и презентация.Методическая разработка урока чтения для слабослышащих обучающихся 3 класса 2 отделения по теме: "Рассказ М. Пришвина "Кто чем пишет? Кто как читает?""....
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка: Конспект урока литературного слушания в 1 классе "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"
В материале вы найдете подробрый конспект урока.Далее размещаю Презентацию к этому уроку....
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...