Методический материал "Урок мужества"
методическая разработка (3 класс)
Главной целью этого классного часа является воспитание духа патриотизма у младших школьников. Этот классный час разработан в соотвтствии с требованиями стандортов второго поколения (ФГОС). К ходу занятия прилагается таблица формирования универсальных учебных действий. Данный классный час можно использовать в работе с детьми 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_urok_muzhestva.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т.Рощинский
Классный час
«Урок Мужества»
Учитель
начальных классов:
Гусева И.П.
2022-2023 уч.год
Цель: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников; расширять представление учащихся о истории своей страны, героизме россиян; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.
Оборудование: презентация «Урок Мужества»
Таблица формирования универсальных учебных действий
№п/п | Ход занятия | Формирование предметных умений | Формирование УУД |
Организационный момент | Привитие культуры умственного труда | Р. Планирование учебного сотрудничества | |
Актуализация знаний | Привитие культуры умственного труда | Р. способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям | |
Презентация работ малых групп | Развитие монологической речи учащихся. Показать умение работать в малых группах. | П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения К. Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией К.Поиск информации в ближайшем информационном поле. К. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий. Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Смысловое чтение. П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. Л. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Л Формируем общее представление о моральных нормах поведения. | |
Подведение итогов. Формирование выводов | Закрепление новых знаний по теме. | Р. Умение слушать собеседника, высказывание своих мыслей. П. Формируем желание к дальнейшему познанию. | |
Самооценка. Рефлексия. | Развитие навыков самоанализа, объективного оценивания своей работы и работы товарищей. | Р. контролировать и объективно оценивать свои действия. Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
I.Организационный момент.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь –не шатается
И века простоит –не шолохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
II. Актуализация знаний.
На одном из уроков нам встретились незнакомые слова «Богатырь», «Витязь». Мы решили с вами узнать, что же эти слова обозначают. Вы объединились в небольшие группы, и у каждой группы было свое задание. Сегодня вы представите ребятам свои работы по темам.
III. Презентация работ малых групп.
(Выступление первой группы)
Слайд1.
Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.
Сказители так и говорили:
«Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!»
В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Но какими бы трудными времена не были на Руси, всегда находились люди способные защитить свою Родину. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли –богатыри.
«О.витязь! Делами твоими
Гордится народ.
Твое громоносное имя
Столетия всё перейдет!»
Мы гордимся делами и подвигами богатырей-витязей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича и др. Доблестно они сражались за свободу своего народа с татаро- монголами.
Слайд 2.
Подвиги русских героев отражены в творчестве художников. Виктор Васнецов изобразил картину «Богатыри», объединил идею обороны Родины с идеей защиты слабых и обиженных.
Но богатыри не убивали зря даже врагов -9 ханских сыновей отпустил Илья Муромец «жаль истреблять царское племя»
(Презентация работы второй группы)
Слайд 3.
Князь Александр Невский во времена битвы с крестоносцами (5 апреля 1242году) отпускал пленных домой с напутствием: «Кто с мечом к нам придет –от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская»
Пока монгольский хан Батый собирал свою армию на одной стороне нашей страны, шведы и немцы тоже решили захватить русские земли. Но им это не удалось. Князь Александр Ярославович сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
(Презентация работы третьей группы)
Слайд 4.
Долгим и мучительным было время, когда наш народ находился под игом(рабством) татаро -монголов, потом упомнит наш народ всех героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.
8 сентября 1380 года русские войска построились на Куликовом поле для решающей схватки. За победу на берегах Дона князя Дмитрия, который возглавлял эту битву, стали называть Донским.
Битва на Куликовом поле нанесла сильный удар Золотой Орде, но сбросить врагов удалось только через 100 лет, в 1480 году.
(Презентация работы четвертой группы)
Слайд5
На этом слайде вы видите ещё одного русского богатыря – Александра Васильевича Суворова. Он прославлял своими победами Родину в 18 веке.
Во всех сражениях он всегда выходил победителем. Суворов знал, что этими победами он, прежде всего, обязан солдатам.
«Солдат – защитник Отечества», - говорил он. Он уважал и любил солдат. Он учил их быть выносливыми, смелыми, находчивыми. Вот наставления Суворова, которые не стареют с годами:
- «Тяжело в ученье, легко в бою»,
- «Воюй не числом, а уменьем»,
- «Дело мастера боится»
(Презентация работы пятой группы)
Слайд 6.
Прошли годы и враг снова стал поднимать свою голову.
12 июня 1812 года огромная французская армия начала переправу через реку Неман и вторглась в пределы Российского государства.
Главнокомандующим русской армией в этот грозный час был назначен Михаил Илларионович Кутузов – ученик Суворова. Воины французской армии были хорошо обучены и вооружены, поэтому быстро одерживали победу за победой над русским народом. Вот война уже «докатилась» до стен Москвы.
Слайд7
В августе 1812 года было решено дать генеральное сражение. Было выбрано большое поле около деревни Бородино, в 110 километрах от Москвы.
На рассвете 26 августа началась битва. Не удалось Наполеону уничтожить русскую армию, увидеть её бегство. Непоколебимо и грозно стояли русские полки. Но, подсчитав свои силы, Кутузов приказал отступать. Французская армия и после Бородинского сражения была ещё очень сильна. Русскими была отдана Москва французам.
«С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию», - говорил Кутузов. Русская армия расположилась недалеко от Москвы и стала собирать силы для разгрома французских захватчиков.
Слайд8
И русские витязи-богатыри разгромили французскую армию во главе с Наполеоном.
(Презентация работы шестой группы)
Слайд9
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Много героических подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны. Если рассказывать обо всех подвигах русских богатырей, то не хватит и недели. Вот только несколько героических страничек той войны.
Слайд10
Защитники Брестской крепости
Они первыми встретили врага.
Когда фронт ушёл далеко вперёд, защитники крепости и в окружении продолжали сражаться.
Руководили обороной комиссар Фомин и майор Гаврилов. Тяжело раненный, Фомин был захвачен фашистами в плен и расстрелян.
Больше месяца продолжалась оборона. Немцы ворвались в крепость, только уничтожив её защитников.
Слайд11
Во время войны почти 12 тысяч человек за свои подвиги получили звание Героя Советского Союза. Среди героев войны были не только взрослые люди, но и дети.
(презентация работы седьмой группы)
Слайд12
Шумела гроза над землёю,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!
Шли они сквозь бурю,
Шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберёг:
«У нас один, один лишь путь — к победе!
И нету других дорог!»
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Кравчук Костя;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Слайд13
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова
Слайд14
История ещё не знала такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, что в ней погибли миллионы людей. Но прежде всего потому, что никогда раньше не было такого количества героев и таких геройских подвигов против фашистских захватчиков.
(Презентация работ восьмой группы)
Слайд 15
В наши дни армия защищает интересы нашего государства. Ещё у всех на слуху война в Афганистане, Чеченская война.
Слайд16
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ РОССИИ!
IV.Подведение итогов. Формулирование выводов.
Теперь вы можете сказать, кто же такие «богатыри», «витязи»?
Какой эпизод истории Руси вам показался самым ярким?
Хотел бы ты быть похожим на богатырей и витязей?
Что бы ты ещё хотел узнать по этой теме?
V. Самооценка. Рефлексия.
Работа какой группы тебе понравилась больше всего? Почему?
Нарисуй эпизод истории Руси, который тебе больше всего запомнился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по организации уроков мужества
патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и гражданских качеств на героической истории и традициях Российской Армии и Военно-Морского Флота. Разработка состоит из ко...
методическая разработка Урока Мужества
Предназначена для учеников начальной школы, основана на реальных событиях из жизни Воронина Сергея участника войны в...
Методическая разработка классного часа "Урок мужества"
Методическая разработка классного часа "Урок мужества" в 3 классе....
Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. «Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны». (методическая разработка)
Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. « Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопр...
Методическая разработка для учащихся начальной школы "Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны".
Прошлое и настоящее, настоящее и будущее, чем они связаны? Что общего между детьми начала 20-го века и нынешним поколением?Чем наши потомки будут походить на нас? Используя известные историч...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
В статьерассматриваютсяметодика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравственн...
Методическая разработка мероприятия "900 дней мужества и героизма"
Методическая разработка мероприятия, посвященного 75-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда"...