методическая разработка Урока Мужества
методическая разработка (1 класс) по теме

Неустроева  Зоя Александровна

 Предназначена  для  учеников  начальной  школы, основана  на  реальных  событиях  из  жизни Воронина  Сергея участника  войны  в  Афганистане

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ « Потрусовская ООШ»

Урок  Мужества  

«Мальчишку  звали капитаном»

подготовила

учитель  начальных классов

 Неустроева Зоя Александровна

с. Потрусово 2013год

Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современные дети мало знает о войне в Афганистане. Поэтому надо передать нашим детям историю , научить хранить в памяти имена своих героев.

Встреча предполагает не только опосредованное общение, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории, возможность оценить эти события, взглянуть на них , соприкоснуться с жизнью человека, который был участником реальных событий тех лет.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.

 Основная форма проведения это рассказ о нашем земляке, который прошёл эту войну, о моём брате. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, беседа, которая строится по плану, предложенному учащимися. До урока ребята рисуют дома рисунки, посвященные войне в Афганистане, вместе с родителями погружаются в атмосферу того времени. Мероприятие имеет продолжение. Дети начнут поисковую работу, которая сплотит детей и родителей и расширит кругозор учащихся.

Цель: формирование чувства патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России, на примере героев-земляков

Задачи:

  • Знакомство с событиями истории войны в Афганистане.
  • Познакомить учащихся с понятиями «воин – интернационалист»,
  • Способствовать формированию уважения к участникам военных боевых действий.
  • Способствовать формированию патриотизма через пример из жизни героя, участника войны, прослушивание стихов, песен и просмотр фрагментов кинофильмов, связанных с темой Афганской войны.

участники: учащиеся начальной школы, родители

время проведения: 40мин

Ожидаемые результаты:

·формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества.

-формирование нравственной позиции;

Необходимое материально-техническое обеспечение:

компьютер, проектор, экран, запись Гимна, Книга-памяти о советских воинах, погибших в Афганистане 1 том., личный фото-альбом, участника военных действий, рисунки детей о войне, презентация, анкета для поисковой работы.

Содержание урока

Звучит Гимн России ( запись )

Учитель: Уважаемые родители, дети, сегодня мы проводим «Урок мужества», посвященный Дню памяти воинов – интернационалистов.

Если граждане страны не знают своей истории, то у этой страны нет будущего. А Афганская война - это часть истории России.( слайд1)

-Ребята, вы слышали такие фразы: “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? (ответы детей)

Военнослужащие, принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств - это «воины – интернационалисты»

15 февраля 1989 года последний советский гарнизон покинул Афганскую землю и с тех пор этот день считается «Днем памяти воинов – интернационалистов». ( слайд 2)

Учитель: В 1979 году наши войска вступили на земли Афганистана, где выполняли свой воинский долг, помогали афганскому правительству и мирному афганскому народу противостоять армии моджахедов. Моджахеды — участники вооруженных формирований, сражавшихся с советскими и правительственными войсками в Афганистане. Моджахедов ещё называли - «душманы». (Слайд 3)

Эта война длилась 9 лет и 1 месяц. Она унесла более 14 тысяч жизней военнослужащих Советской Армии. В каждом российском городе имеются памятники «Воинам –интернационалистам» (слайд 4)

(выступление детей)

Ученик1: Вспомним тех, кто воевал
За пределами Отчизны.
Вспомнил тех, кто отдавал
Свои судьбы, свои жизни!

Вспомним тех, кто не пришел,
Вспомним их скупым молчанием,
Вспомним тех, кто не ушел
От клятвы и от обещаний!
Ученик 2 На фотографии в газете Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои Афганской войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава..
Ученик 3 Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
(Р. Казакова)
 

- Ребята, посмотрите на доску, это ваши рисунки о войне, а что же такое «война»? (выставка рисунков)

Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

Учитель: Да, ребята, война – это всегда трагедия. Любая война, даже пусть она будет продолжаться всего неделю – это кровь, боль, слезы и смерть. Много людей гибнет во время войн. Одной из таких войн была Афганская война

Ребята, вот перед нами Книга «Памяти» о советских воинах, погибших в Республике Афганистан. (слайд 5)

- А как вы думаете : "Почему она так названа?"

(ответы детей)

Цель Книги Памяти – увековечить имена погибших и умерших от ран, контузий, травм, но выполнивших свой долг перед Родиной.

- Да, это память о тех, кто уже никогда не вернется домой. Эта книга - память, о наших ребятах, которые были призваны служить в республике Афганистан. В эту книгу занесены солдаты и офицеры, жившие на нашей костромской земле, исполнившие военный долг и погибшие на территории Афганистана. Посмотрите, какая она большая, на каждой страничке фотографии, чьих – то братьев, сыновей, отцов. Составлена она в алфавитном порядке, чтобы легче было искать нужную фамилию человека, память о котором хранится в этой книге (рассматриваем книгу) Я хочу обратить ваше внимание на одну из страниц книги. Откроем стр.233 (слайд 6)

Здесь тоже фотографии с подписями молодых ребят, Тут фотография моего брата. Я выделила его красным цветом на экране. Фамилия имя отчество брата - Воронин Сергей Александрович, который тоже служил и погиб в республике Афганистан. Родители дома создали свой фотоальбом о жизни Сергея. Вот он этот альбом. Этому альбому - 26 лет. Я расскажу вам немного о своем брате. (слайд 7)

… Сергей был спортсменом, всегда участвовал в спортивных соревнованиях, побеждал, завоёвывал призовые места по многим видам спорта. Увлекался боксом. Друзья его звали "Капитаном". Такое прозвище ему дали ребята за то, что брат хотел отправиться в путешествие по морям. Сергей мечтал плавать на корабле, и над его кроватью всегда висела карта мира, где он отмечал страны, города, моря и океаны, где ему хотелось побывать. Он умел увлечь друзей интересным делом и никогда не обижал слабых. Заканчивая 10 класс, брат поставил флажок на столицу республики Афганистан г. Кабул. Я спросила его: " Зачем ты поставил туда флажок, ведь там идет война", а он ответил: "Я должен служить там. Только не говори об этом маме". Сережка стал усиленно заниматься спортом, говоря всем, что будет поступать на отделение физической культуры.

После школы брат попросился выучиться от военкомата на водителя, и пошел работать лесником в своем родном поселке. Он ждал осени - призыва в армию. И вот она - эта повестка из военкомата. Сергей был безумно счастлив, а мама почему-то заплакала. Он подошёл к маме, обнял её, поцеловал и сказал: "Мам, не плачь, вы будете с отцом мной ещё гордиться». Сергей ушел служить. Его мечта сбывается, он отправляется служить в Афганистан. Не зря он учился на шофера. Ему доверили машину «Урал»., он возил горючее. Служба его проходила около столицы Афганистан г. Кабул. (слайд 8) В письме брат писал «Город очень красивый и богатый. А какая красота смотреть на горы, но наша природа мне родней»

Часть, в которой служил Сергей, должна была возить грузы для мирных жителей, для больниц, школ. Вроде бы мирная профессия, но шла война. Колонны машин часто обстреливали, подрывали. Моджахеды устраивали засады в горах для уничтожения «шуравей», так звали они русских. Солдатам приходилось вступать в бой.

- Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма той далёкой войны, когда наши солдаты и офицеры, стояли насмерть, с честью выполнив боевое задание. (фрагмент фильма 9 рота)

Какие чувства возникли у вас при просмотре этого фильма? Какое настроение, желание появляется у вас при просмотре? (ответы детей)

В письмах Сергей никогда не писал о войне, ни в одном нет намека на трудности, о том, как страшно когда на глазах погибают товарищи, он знал одно – это его воинский долг перед Родиной. Часто Сергей просил сообщать о жизни друзей, учителей, о том, что происходит в поселке, и мы ему посылали даже вырезки из районной газеты "Красное знамя» с заметкой о жизни района. Мама часто в письмах просила его: "Берегись, сынок", на что он отвечал: « За меня не беспокойся не надо.» (слайд 9)

Брат принимал участие в 4 боевых операциях. Был ранен. Лежал в госпитале, но не поехал домой, а попросился опять в часть. Командование части прислало родителям «Благодарственное письмо».(слайд 10) За отличную службу Родине в феврале 1988 года Сергей был награждён медалью «70 лет Вооруженных сил СССР». (слайд 11)

Брат, за время службы, был награжден медалью «Звезда ветерана Афганской войны» (слайд 12)

А это последнее письмо брата (слайд 13), в котором он сообщал радостную новость о том, что 15 мая 1988 года их часть одну из первых выводят из Афганистана. «Скоро буду дома».

Но судьба распорядилась иначе. 13 апреля 1988 года Сергей вместе с друзьями попал в засаду около провинции Кунар. Противники с гор, из гранатометов обстреляли колонну машин, перевозивших груз в город Джелалабад. Первая машина была подбита, водитель убит. Брат был вторым в колонне. Его тоже смертельно ранило…

Он видел, как зловещие языки пламени подбираются к кабине. Если проявить жалость к себе, можно потерять всех товарищей. Их просто всех перестреляют. Надо освобождать путь. Надо решать! Изнемогая от боли, из последних сил Сергей направил свою машину вперед и, толкая первую подбитую машину, съехал с ней прямо в ущелье. Раздался страшный взрыв. Путь свободен. Друзья спасены, груз был доставлен. Сергей был награжден «орденом Красной Звезды» - посмертно ( слайд 14)

Сергею было только 19 лет. Он совершил подвиг, о котором мечтал. Он спас жизнь товарищей, ценой собственной жизни.

Сегодня, ребята, я рассказала вам о жизни одного военнослужащего, который погиб в 19 лет, на далёкой афганской земле, а сколько их в этой книге, давайте просто все встанем и помянем этих ребят, незнакомых нам, но выполнивших воинский долг с честью. (минута молчанья

Звучит песня (Помяните меня)

Ученик 4: В этот день хотим, чтобы никто не смог
Тех забыть, кто воевал в Афганистане,
И строки эти — нет, не поздравок,
Скорее стих, чтобы почтить их память.
И в этот день — 15 февраля —
Мы скажем, воинов погибших вспоминая:
Пускай от войн очистится Земля,
Чтоб не постигла никого судьба такая!

Ученик 5: В памяти навеки
Воины остались,
Те, что на чужбине
Истово сражались!
Пусть земля им пухом,
А живым — награда,
Веточка сирени
Из родного сада!
Пусть над их могилами
Яблони цветут,
Люди поклониться
К ним всегда идут!
Ученик 6: Вспомним тех, кто воевал
За пределами Отчизны.
Вспомнил тех, кто отдавал
Свои судьбы, свои жизни!
Вспомним тех, кто не пришел,
Вспомним их скупым молчанием,
Вспомним тех, кто не ушел От клятвы и от обещаний!

Уважаемые родители, ребята, пролистывая книгу, я видела фамилии военнослужащих, про которых нет сведений. А может это наши земляки, которые жили в нашем селе, ходили в нашу школу. Я предлагаю провести поисковую работу под девизом: «Никто не забыт, ничто не забыто» С помощью родителей мы оформим альбом, о военнослужащих Афганистана, под девизом: «Никто не забыт, ничто не забыто». На этом «Урок-мужества» считаю закрытым.

Приложения

АНКЕТА для сбора информации о воинах афганцах.

  1. Ф.И.О._______________________________________________________________
  2. Год, место рождения___________________________________________________
  3. Школа, где и на кого учился:____________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Год призыва в Армию__________________________________________________
  2. Военная часть в которой служил_________________________________________
  3. Награды, благодарственные письма (если есть) ____________________________

_____________________________________________________________________

  1. Год окончания службы_________________________________________________
  2. Дополнительные сведения о человеке__.__________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Использованная  литература:

Личный  архив  семьи

 Книга-памяти о советских воинах, погибших в Афганистане 1 том


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическаяразработка новогоднего сценария "И снова о Щелкунчике".

Новогодняя сказка главными героями которой являются персонажи знаменитой сказки Щелкунчик и Маша....