МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
статья на тему
В статьерассматриваютсяметодика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_statya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
Аннотация: В статье раскрываются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического, культурно-нравственного и военно-патриотического воспитания обучающихся.
Ключевые слова: Урок мужества, патриотизм, ветераны, краеведческая работа, комната боевой славы, обелиски.
Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям новых ФГОС, является воспитание граждан правового, демократического государства. Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего не возможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны. В школе закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, зависит его поведение в будущем.
Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота своей страны. Патриотизм проявляется в любви к Отечеству, в том, что человек любит окружающую его природу, проявляет бережное отношение к природе, людям, окружающей действительности и, наконец, живёт во благо своей страны. Под патриотизмом понимается участие в общественных и политических делах, преданность своему народу и интересам своего дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества – достойный пример для подражания.
Проведение уроков мужества является одной из форм воспитательной работы. Уроки мужества, представляют собой внеклассные мероприятия, которые направлены на патриотическое воспитание учащихся и формирование ценностной для общества гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.
Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.
Максимальный эффект при проведении урока мужества достигается при взаимосвязанном использовании различных средств и методов работы, способов передачи информации. При организации и проведении Урока рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал музеев, библиотек, клубов, культурных центров, организаций дополнительного образования (военно-патриотических клубов, центров патриотического воспитания, клубов историков и краеведов) и ресурсы общественных организаций. Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, демонстрационного материала, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением патриотических песен[1]. Урок может иметь дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.
Темы уроков мужества широки и разнообразны: Поклонимся великим тем годам» (день памяти и скорби), «О воинской славе России», «Родину любить» Память хранить!» , «Этих дней далеких позабыть нельзя» (день народного единства), «Подвигу всегда есть место на земле» и т.д.
В процессе подготовки «Уроков мужества» педагогам необходимо использовать все возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции учащихся[2].
На данном этапе работы необходимо собрать как можно больше информации, материалов в соответствии с выбранной темой. Особое внимание следует уделить предварительным заданиям (прочитать рекомендуемые художественные произведения, написать творческие работы, побеседовать с членами семьи и др.)
Очень важно продумать подбор средств эмоционального воздействия на учащихся: отрывки из фильмов военной тематики, песни военных лет, стихи и рассказы, фотографии военных лет, иллюстрации и репродукции картин, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение мероприятия.
Не менее важной является и краеведческая работа. Изучение родного края, его исторического прошлого, истории жизни фронтовиков-земляков расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к своей «малой» родине, воспитывает любовь к ней. Формы такой работы многообразны: изучение местного материала; чтение краеведческой литературы; экскурсии; составление папок (фотоальбомов), презентаций (обработка полученной информации).
В результате такой деятельности формируется личность обучающегося и его ценностные ориентиры, вырабатываются навыки патриотического поведения.
Важную роль в героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения играют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, узниками концлагерей, детьми войны, а также представителями других боевых действий современности, представителями Вооружённых сил и правоохранительных органов. Приглашенные гости сделают Урок мужества наиболее ярким, эмоциональным и запоминающимся. Их выступления на уроках мужества, личный пример, рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей, о том, чему они были свидетелями, что видели и переживали, что навсегда запало в душу и не даёт покоя, оставят незабываемые впечатления и воспоминания[3].
Сам Урок мужества представляет собой последовательную, строго продуманную смену педагогических ситуаций, каждая из которых представляет собой динамическую часть учебно-воспитательного процесса. Учитель ставит как общие цели для Урока Мужества в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. Ещё одно из необходимых условий успешно проведённого Урока Мужества – взаимодействие педагога, учащихся и приглашённых гостей- ветеранов.
Составной и обязательной частью Урока мужества является:
- торжественное построение учащихся;
- представление Почетных гостей;
- минута «молчания»;
- выступления учащихся (патриотическая песня, стихотворения военной тематики).
Результатом проведения «Урока мужества» является то, что учащиеся более детально и глубоко изучают исторические страницы героического прошлого своей страны, других государств, соприкасаются с историей подвига советского народа, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий, уважаемыми людьми – фронтовиками, тружениками тыла, воинами-участниками боевых сражений в горячих точках страны и за её пределами.
Безусловно, всё это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине, а также сопричастности к судьбам Отечества.
Список используемой литературы:
- Агапова И.А. Патриотическое воспитание.- М.:Айрис-кресс,2002.- 224с.
- Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.- М,2001.-137с.
- . Методическое пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим патриотов.- М, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации упо организации и проведению уроков в коррекционном классе для детей с ОВЗ
Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям реб...
Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы
Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в ВОВ».В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические дейс...
статья «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА»
Статья по теме: «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА» обобщает значение туристических походов в младшем школьном ...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
«Воспитание школьников посредством организации краеведческой работы»
laquo;Воспитание школьников посредством организации краеведческой работы» Коренная перестройка социально-экономических отношений, которая с...
Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"
Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...