МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
статья на тему

Закурдаева Регина Искандеровна

В статьерассматриваютсяметодика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

Аннотация: В статье раскрываются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического, культурно-нравственного и военно-патриотического воспитания обучающихся.

Ключевые слова: Урок мужества, патриотизм, ветераны, краеведческая работа, комната боевой славы, обелиски.

Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям новых ФГОС, является воспитание граждан правового, демократического государства. Решающую роль в этом  направлении играет система образования, являющаяся связующим  звеном между разными поколениями, способствующая  сохранению накопленного опыта, воспитывающая  уважение к историческому  прошлому народа  и традициям предков, без чего  не возможно дальнейшее процветание и развитие нашей  страны. В школе закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, зависит его поведение в будущем.

Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота своей страны.  Патриотизм проявляется в любви к Отечеству, в том, что человек любит окружающую его природу, проявляет бережное отношение к природе, людям, окружающей действительности и,  наконец, живёт во благо своей страны. Под патриотизмом понимается участие в  общественных и политических делах, преданность своему народу и интересам своего дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества – достойный пример для подражания.

Проведение уроков мужества является одной из форм воспитательной работы. Уроки мужества, представляют собой внеклассные мероприятия, которые направлены на патриотическое воспитание учащихся и формирование ценностной для общества гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.

Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Максимальный эффект при проведении урока мужества достигается при взаимосвязанном использовании различных средств  и методов работы,  способов передачи информации. При организации и проведении Урока рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал музеев, библиотек, клубов, культурных центров, организаций дополнительного образования (военно-патриотических клубов, центров патриотического воспитания, клубов историков и краеведов) и ресурсы общественных организаций. Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, демонстрационного материала, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением патриотических песен[1]. Урок может иметь дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.

Темы уроков мужества широки и разнообразны: Поклонимся великим тем годам» (день памяти и скорби), «О воинской славе России», «Родину любить» Память хранить!» , «Этих дней далеких позабыть нельзя» (день народного единства), «Подвигу всегда есть место на земле» и т.д.

В процессе подготовки «Уроков мужества»  педагогам необходимо использовать все возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции  учащихся[2].

На данном этапе работы необходимо собрать как можно больше информации, материалов в соответствии с выбранной темой.    Особое внимание следует уделить предварительным заданиям (прочитать рекомендуемые художественные произведения, написать творческие работы, побеседовать с членами семьи и др.)

 Очень важно продумать подбор средств эмоционального воздействия на учащихся: отрывки из фильмов военной тематики, песни военных лет, стихи и рассказы, фотографии военных лет, иллюстрации и репродукции картин, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение мероприятия.

 Не менее важной является и краеведческая работа. Изучение родного края, его исторического прошлого, истории жизни фронтовиков-земляков расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к своей «малой» родине, воспитывает любовь к ней. Формы такой работы многообразны: изучение местного материала; чтение краеведческой литературы; экскурсии; составление папок (фотоальбомов), презентаций (обработка полученной информации).

В результате  такой деятельности формируется  личность  обучающегося и его ценностные ориентиры, вырабатываются навыки патриотического  поведения.

Важную роль  в героико-патриотическом воспитании  подрастающего поколения  играют встречи  с ветеранами Великой  Отечественной  войны, тружениками тыла, узниками  концлагерей, детьми войны, а также представителями других  боевых действий современности, представителями  Вооружённых сил  и  правоохранительных органов. Приглашенные гости сделают Урок мужества наиболее ярким, эмоциональным и запоминающимся. Их выступления  на  уроках мужества, личный  пример, рассказы  о сражениях  с врагом, о подвигах боевых друзей, о том, чему они были свидетелями, что видели  и переживали, что навсегда  запало  в душу и не  даёт покоя, оставят незабываемые впечатления и воспоминания[3].

Сам Урок мужества представляет собой последовательную, строго продуманную смену педагогических ситуаций, каждая из которых представляет собой динамическую часть учебно-воспитательного процесса. Учитель ставит как общие цели для Урока Мужества в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. Ещё одно из необходимых условий успешно проведённого Урока Мужества –  взаимодействие педагога, учащихся и приглашённых гостей- ветеранов.

Составной и обязательной частью Урока мужества является:

- торжественное построение учащихся;

- представление Почетных гостей;

- минута «молчания»;

- выступления учащихся (патриотическая песня, стихотворения военной тематики).

Результатом проведения «Урока  мужества» является  то, что учащиеся более детально и глубоко  изучают исторические страницы героического прошлого своей страны, других государств, соприкасаются с историей подвига советского народа, встречаются  с участниками и свидетелями  исторических  событий, уважаемыми людьми – фронтовиками, тружениками тыла, воинами-участниками  боевых сражений  в горячих точках страны и за  её пределами.  

Безусловно, всё это  способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию  у них равняться на идеалы, положительные примеры  служения  Родине, а  также  сопричастности  к судьбам Отечества.

Список используемой литературы:

  1. Агапова И.А. Патриотическое  воспитание.- М.:Айрис-кресс,2002.- 224с.
  2. Коваль М.Б. Патриотическое   воспитание подрастающего поколения.- М,2001.-137с.
  3. . Методическое  пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим  патриотов.- М, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации упо организации и проведению уроков в коррекционном классе для детей с ОВЗ

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям реб...

Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы

Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию  Победы в ВОВ».В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические дейс...

статья «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА»

Статья по теме: «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА» обобщает значение туристических походов в младшем школьном ...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

«Воспитание школьников посредством организации краеведческой работы»

laquo;Воспитание школьников посредством организации краеведческой работы»          Коренная перестройка социально-экономических отношений, которая с...

Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"

Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...