Осенняя экскурсия в мир растений
методическая разработка (1 класс)

Александрова Наталья Васильевна

Прогулка по пришкольному участку осенью со  знакомством с видовым составом растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Разработка мероприятия-экскурсии  

                            по теме:

 «Осенняя экскурсия в мир растений» 

                            1 класс

                                                       

                                       Автор: Александрова Наталья  Васильевна

воспитатель группы продленного дня

                                                     

                                                   

                                                    2023 г.  

                                          Цели экскурсии:

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием растительных форм;
  • дать понятие о лиственных и хвойных деревьях;
  • познакомить с  растениями, произрастающими на территории пришкольного участка;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

Ход экскурсии.

I  Вводная беседа.

-  Учитель:  Всем здравствуйте! Ребята, посмотрите вокруг. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по пришкольному участку в самое красивое время года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.

 - Учитель: Догадались? Правильно – это осень. Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.

- Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.

Для того чтобы все увидеть и услышать на экскурсии нужно хорошо себя вести.  Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в природе? (Ребята вспоминают правила поведения)

                     II  Путешествие в природу.

                     

Остановка № 1  « Изменения в неживой природе осенью»             

-Учитель:  Ребята, назовите месяцы осени.

А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?

Ответы детей.

- Учитель:  Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

 Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.        

 По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда Вы после летних каникул пришли на линейку в школу.

 Кто помнит, какой была погода в этот день? Опишите.

Высказывания детей

- Учитель: Как мы понимаем, что осень пришла?

Какие изменения происходят в природе?  Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»

- Помогите закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью ...

— Летом небо светлое, а ...

— Летом день длинный, а ...

— Летом тучки ходят высоко, а ...

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...

— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...

— Летом люди одеваются легко, а ...

- Учитель: Молодцы. Все ответы верные.

Остановка  № 2  « Растения пришкольного участка».

- Учитель:  Вторая остановка называется «Природа осенью».  Давайте поговорим о том, что мы называем природой. Какие элементы природы вы наблюдаете на пришкольном участке? 

Конечно, это, прежде всего, различные растения. Ребята,   растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны.

Посмотрите на представленные  растения. Скажите, пожалуйста, в чем их внешний облик одинаков?

В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика.

Все растения по их строению мы можем разделить на 3 группы: деревья, кустарники и травы. Вот послушайте:

Форму растения узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растения растут.

                                                        (деревья)

- Самая крупная жизненная форма – это деревья. Какие деревья вы видите?

- Что общего во внешнем облике этих растений? (центральный ствол и крона)  Нарисуем схему дерева. Какие деревья вы видите на пришкольном участке? Правильно, мы видим березу, рябину, липу, дуб, осину, ель. А чем отличается ель от других деревьев участка? Да, вместо листьев у ели иголочки, хвоинки. Ель относится к хвойным деревьям.

Отгадайте загадки о тех деревьях, которые мы видим.

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

                                          Ответ: Берёза.

Никто не пугает, а вся дрожит.

                                          Ответ: Осина.

Зимой и летом - одним цветом.

                                                         Ответ: Сосна, ель

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

                                                    Ответ: Дуб.

- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

                                                         (кустарники)

 

- Кустарник - это тоже жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше - за счет корней и вновь образующихся стволиков. Зарисуйте схему строения кустарника.

Какие кустарники вы видите на пришкольном участке? Правильно, это сирень, шиповник, дерен

- Самая распространенная жизненная форма – это травы.

            Не имеем мы коры,

            Стебли наши зелены.

            До полметра вырастаем,

            Ковром землю одеваем.

                 (травы)        

Травы имеют травянистые зеленые побеги, не имеющие древесных волокон, ежегодно отмирающие. Травы делятся на многолетние, двулетние и однолетние в зависимости от срока жизни.

Какие вам знакомы травы на пришкольном участке? Правильно, это подорожник, одуванчик, ромашка, клевер и другие. Травянистых растений очень много. Есть  травы дикорастущие и декоративные. Декоративными человек украшает парки, скверы и свои дома. Это астры, гладиолусы, фуксии и  много других травянистых растений. Дикорастущие травы растут на лугах, в лесах, в полях и т.д.

Остановка  № 3  « Природа осенью».

Полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

                    Лиловый, золотой, багряный,

          Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

-Учитель: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

         - Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету.

-Учитель:  А знаете, отчего листья желтеют?

- Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

- Учитель: Почему осенью с растений облетают листья? Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

- Учитель: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

- Учитель:  Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

- Учитель:  Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

- Учитель:  Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

(Дети вместе с  учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).

Остановка № 4  «Хвойная».

-Учитель: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

- Учитель: Как выглядят в эту пору ель и сосна?

(Вместе с учениками учитель и рассматривает листья-хвоинки).

- Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

- Учитель: Правильно,  листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.

- Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)

                                     

Остановка № 5 «Игровая».

       

 - Учитель: А теперь давайте поиграем.  Угадайте, с какого дерева этот листок.

Вариант I

- Учитель держит в руке листья разных деревьев.  Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.

Вариант II  

- Учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу "Раз, два, три – беги", каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

                                III Подведение итогов экскурсии.

- Учитель: Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

- Учитель: Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила  художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

- Учитель:  Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

- Учитель: Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами.  И подарим ей несколько  поэтических строк.

(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.  Варианты стихотворений могут быть разные)

         

          Осень
     М. Геллер
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса

В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой!
 –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава,
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут
.

   

    Озорники
       Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.

Список используемых материалов

1.  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  Наш мир: учебник. - М.:  Академкнига / Учебник,  2007.

2.  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  Давай знакомиться, мир: хрестоматия. -  М.:  Академкнига / Учебник,  2007.

3.  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  Окружающий мир: методическое пособие. -  М.:  Академкнига / Учебник,  2007.

http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_osen.html

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/42/

http://www.klub100let.ru/6_1gimnastika_detey.htm

http://puzatik.com/other/nursery_rhymes/221-detskie-stixi-pro-osen.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенняя экскурсия в лиственный лес"

"Осенняя экскурсия в лиственный лес" 2 класс...

Открытый урок математики"Осенняя экскурсия" 2 класс

Урок был мною разработан с учетом индивидуальных и психофизических особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. При планировании урока я использовала такие технологии: эл...

Осенняя экскурсия

Материал для детей (на экскурсии дети заполняют эту форму)...

Задания для осенней экскурсии.

Задания для осенней экскурсии для 5 групп, на которые разделен класс....

Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям»

Учебно-познавательная беседа во время прогулки об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы...

урок по математике 2 класс"Осенняя экскурсия"

урок по математике 2 класс "Закрепление изученного материала в пределах 20" конспект + презентация...

Осенняя экскурсия в заповедник.

Экскурсия проходит в заповеднике осенью. Замечательная прогулка, во время которой мы повторяем изученное и вводим новые знания. Экскурсия поможет в написании сочинения, воссоздании картин осени,включа...