Применение технологии «Тайм- менеджмент» и «Развитие критического мышления» в обучении младших школьников.
методическая разработка (3 класс)

Михайлюта Наталья Мансуровна

Материал актуален для педагогов, психологов и родителей, раскрывает особенности технологии "Тайм- менеджмент" и актуальность её применения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylyuta_n.m._armavir_18_shkola.docx399.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов

Муниципальное образование города Армавира

Тема: Применение технологии «Тайм- менеджмент» и «Развитие критического мышления» в обучении младших школьников.

                                                                Автор опыта:

Михайлюта Наталья Мансуровна

учитель начальных классов

           

г.Армавир 2020 г.

Содержание

1. Информация об опыте …………………………………………………….3-4

2. Технология опыта …………………………………………………………4-9

3. Результативность опыта…………………………………………………...9-10

4. Условия эффективности опыта……………………………………..…....10-11

5. Заключение………………………………………………………………...11-12

6.Библиографический список …………………………………………………. 13

Информация об опыте

  С 2017 года внедряю элементы технологии «Тайм менеджмент» и приемы развития критического мышления в обучение.  

 Немного о названых технологиях:

«Управление временем, организация времени, тайм-менеджмент (англ. time management) — технология организации времени и повышения эффективности его использования». Еще мы называем ее: «технология потерянного времени».

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.[11,12]

Актуальность опыта.

Ритм современной жизни диктует необходимость концентрирования, укрупнения материала изучения, т.к. охватывается одновременно много тем и поэтапное изучение каждой наслаивается на повторение ранее пройденной. Именно поэтому встал вопрос об эффективности учебного процесса. В своей практике стараюсь тщательно подготовить урок, чтобы не терять драгоценные минуты. Этому мешает рассеянность внимания школьников, нарушения режима дня, ситуация в семье и т.д. ,поэтому решила искать рациональное решение.

Теоретическое обоснование опыта.

Основоположниками «Тайм-менеджмента» в России называют А. К. Гастева и П. М. Керженцева, чьи идеи и опыт были особенно важны для дальнейшего изучения и развития организации времени.

Алексей Капитонович Гастев,  считал, что именно человек играет главную роль в деятельности предприятия. Рассмотрение организационной эффектив-ности в целом начинается у Гастева с личной эффективности отдельного человека на его рабочем месте. Общественное движение борьбы за время спо-собствовало созданию Лиги «Время». Ее руководителем был Платон Михайлович Керженцев. Также развитию технологии отечественного тайм-менеджмента способствовал  выход в начале 1970-х гг. книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь» основная идея которой– эффективное мышление как основа личной эффективности, и хронометраж как инструмент выработки этого мышления. Иначе говоря, личная эффективность не сводится к набору техник и приемов; наибольший результат дает осознанное управление временем как метод мышления.

Свой  вклад в организацию личного времени внесло онлайновое тайм-менед-жерское сообщество, на сегодняшний день являющееся носителем и генератором наиболее современных методов повышения личной эффективности. Этому способствовало открытие в 2007 г. первой в российских вузах кафедры тайм-менеджмента в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» (до 2010 г. – МФПА). Таким образом, можно говорить о мотивирован-ности развития научной и научно-педагогической школы в области организации времени.

Становление и развитие современного  этапа развития технологии связано с именем Глеба Алексеевича Архангельского, основателя и руководителя тайм-менеджерского сообщества, директора компании «Организация Времени», заведующего кафедрой тайм-менеджмента МФПУ «Синергия» . Глеб Архангельский считается ведущим экспертом в области организации времени. [1]

Таким образом, тайм-менеджерское сообщество и компания «Организация Времени» на сегодняшний день – основные генераторы современных идей и технологий повышения личной эффективности в области организации времени в нашей стране.[13]

Ведущая педагогическая идея опыта: в том, что технология «Тайм- менеджмент» в сочетании с приемами развития критического мышления и традиционными технологиями обучения вносит существенные коррективы, отвечает запросам современного ритма жизни. Снижает излишнюю нагрузку младших школьников, так как начинаются кружки, секции, дополнительные занятия и как результат: накапливается усталость, появляется раздражительность и т.д. Эффективное управление временем  дисциплинирует младших школьников. При соблюдении режима дня появляется привычка, систематичность жизни. Ребенок знает, чего ему ждать и какие требования, работы, обязанности  нужно выполнить в какой последовательности. Осознание ценности времени усиливает значимость каждого дела, настраивает на качественное выполнение и уважение к труду других людей.

Технология опыта

Цель внедрения технологии «Тайм- менеджмент в обучении» в сочетании с технологией развития критического мышления - формирование метапредметных и личностных универсальных учебных действий, организация эффективного распределения нагрузки с целью снижения психологической напряженности и эмоциональных перегрузок, оптимизация временных затрат в процессе жизнедеятельности, особенно в учебном процессе современного ребенка.

Задачи опыта:

  1. ознакомить детей и их родителей с основными принципами и понятиями технологии «Тайм- менеджмент»;
  2. провести первичную диагностику с помощью календаря- пинарика, высчитать объем «потерянного времени»;
  3. организовать практическую работу по применению на практике, объяснить необходимость и логику использования;
  4. поэтапно ввести элементы технологии в процесс обучения, использовать технологию «Развития критического мышления» в урочной и внеурочной деятельности;
  5. проконсультировать родителей о правилах «технологии потерянного времени» вне стен школы;
  6. организовать осмысленное принятие технологий, перевести в самостоятельную потребность, формирование внутреннего контроля;
  7. мотивировать  стремление к успеху в различных областях развития детей, участие в различных конкурсах и мероприятиях;
  8. провести промежуточную диагностику с помощью календаря-пинарика   и критериев  обученности после окончания начальной школы.

Продолжительность работы: 4 года (срок обучения в начальной школе).

1 этап- изучение;

2 этап- принятие, формирование потребности;

3 этап- применение технологии в повседневной жизни.

Реализация этой цели и задач в сочетании с традиционными технологиями обучения и непрерывным процессом обучения способствует эффективной работе по изучению языкового материала, обогащает активный и пассивный словарный запас. Система изучения языкового материала с применением технологии «потерянного времени» это целенаправленный процесс, в котором комплексный подход к знаниям обеспечивается последовательностью и взаимосвязан-ностью тем с помощью практических умений. Обучение насыщенно вопросами, поиском необходимой информации с помощью различных источников.

Суть опыта: внедрение элементов технологии управления временем, технологии критичности мышления в  учебно- воспитательного процесс. Тайм- менеджмент становится инструментом для достижения успеха в различных сферах жизни обучающихся. Критичность мышления отвечает за повышение интереса к изучаемым темам . На практике «Тайм –менеджмент» применяю вместе с воспитательной программой «Ступеньки к успеху». Это способствует комплексному вовлечению детей, стимулирует их самостоятельность в достижении своих целей. Известные ученые педагоги: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов обосновали системно- деятельностный подход, который взят за основу современного ФГОС. Именно поэтому все педагоги стремятся работать по новому- отойти от привычной триады «Знания- умения-навыки»  в пользу Универсальных учебных действий. Это возможно, если грамотно организовать деятельность обучающихся на уроке и внеурочных занятиях. Стремление к успеху заложено в каждом ребенке, педагогу только остается стимулировать творчество и совместно достигать поставленных целей.

Работа по данной технологии использует эффективные методы обучения, способствует активизации познавательной деятельности и формирование внутренней регуляции своего поведения.

Осваиваем «технологию потерянного времени» так:

  • на внеурочных занятиях изучили и освоили календарь- пинарик,(суть метода в том, что ребенок ежедневно отмечает время, которое тратиться «впустую» на просмотр телевизионных передач не по возрасту и мультфильмов ,социальных сетей и компьютерные игры). В конце недели подсчитывается результат. Рекомендуется подобрать альтернативу упущенному времени, используя любимые занятия ребенка.

7.00

8.00

9.00

10.00

11.00

12.00

13.00

14.00

15.00

16.00

17.00

18.00

19.00

20.00

21.00

Итого

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

итог

  • выяснили, что значит «съесть лягушку» (выполнение необходимых, ежедневных дел, которые возможно не приносят удовольствия)C:\Users\SMART\Desktop\015.jpg
  • на первом родительском собрании составили режим дня школьника;
  • изучили и осмыслили ранжирование дел.

С каждым годом углубляем и переосмысливаем используемые технологии, рассматриваем новые аспекты и правила в рамках возникающих вопросов и потребностей детей.

На практике это выглядит так: на всех этапах обучения применяю приемы активного обучения.  Они опираются на технологию развития критического мышления (авторы: Уолтер, Мередит, Стил, Темпл).

Прием «Ассоциативный ряд» -выписываем в классе слова- ассоциации, по ним обучающиеся предугадывают тему урока.

Например: урок в 1 классе по теме «Общение без слов. Лесная школа» на доску выведены слова: «Жесты, мимика, знаки, символы». Предлагается детям показать значение этих слов (снятие психоэмоционального напряжения ( комбинирование со  здоровьесберегающей технологией)).

На уроках и внеурочной деятельности стимулирую самостоятельность обучающихся в распределении времени,стимулирую качественную- обдуманную работу сразу, без использования черновиков. При затруднениях пометки краткие- символичные  с помощью моделей и знаков.

Здесь также эффективен прием «Инсерт» :способствует осмыслению, анализу и синтезу получаемой информации: при ознакомлении с текстом упражнения делаем пометки на полях или над словами:

«+»- известные орфограммы, понятия или сам текст;

«-»- абсолютно новый материал, неизученное;        

«?»- тема, которая заинтересовала, требует дополнительного изучения, тот самый крючок, который в дальнейшем будет стимулировать  поиск информации.

Например: на уроке усвоения новых знаний 3 класс тема: «Правописание мягкого знака на конце  существительных после шипящих» выдаю карточку с   текстом, в котором смешаны смягчающий, разделительный мягкий знаки и мягкий знак- показатель рода имен существительных.

Карточка: Ломот(?), грозд(?), рож(?),Кузмич(?), пил(?) щик, варен(?)е, ден(?)ки, пен(?),  врач(?),  лист(?)я, л(?)стец, степ(?), мыш(?), прос(?)ба.

Предлагаю поставить пометки над изученными и не известными орфограммами. [4]

 Бережем время на каждом занятии. Обучающиеся понимают, что лучше выполнить задание  сразу и качественно, чем неоднократно переписывать- переделывать. Это формирует правильную школьную привычку. Ребенок с позитивной мотивацией, стремлением к достижению успеха гораздо легче усваивает новые знания, стремиться к поиску информации, ответов на возникающие вопросы. Дети в классе реже отвлекаются, потому что хорошо усвоили пословицу: «Делу время - потехе час».  По моему мнению, гораздо эффективнее задать детям работу, в которой 10-12 заданий для выполнения сразу в карточке, чем написать 1 большое упражнение, которое не все дети класса смогут даже дописать. Очень полюбилось детям «Дерево предсказаний».

Прием «Дерево предсказаний» C:\Users\SMART\Desktop\img27.jpg

На доске прикрепляем дерево. На стволе надпись с вопросами  или темой:

Предсказания или подтемы прикреплены на веточках.

Аргументы или примеры записываем- крепим  на листочках.

На этапе первичного закрепления использую таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. 

«Тонкие» вопросы – вопросы воспроизводящего характера, для проверки знаний. Ответ простой, не требующий длительного размышления. Подходит для базового уровня знаний.

«Толстые» вопросы – это «творческие» вопросы, заставляют задуматься, аргументировать свою точку зрения. Актуален  для повышенного уровня.

Например: урок 3 класса при закреплении темы «Родовые окончания имен прилагательных» на этапе повторения домашнего задания задан «тонкий» вопрос: «Назвать род и его окончание». А для другой группы детей звучит вопрос: «Приведите примеры известных вам родовых окончаний». При ответе дети сталкиваются с изменением имен прилагательных по падежам.

При осмыслении полученной информации применяю:

Метод «Ромашка Блума». Она очень схожа с «ромашкой успеха», которую составляем в начале любой деятельности. Символично, что окончание деятельности, состоит из отрывания лепестков ромашки, при достижении поставленных поэтапных целей. При этом ромашка Блума требует ответов на вопросы, которые находятся на обратной стороне.

Например: алгоритм проверки безударной гласной записан на ромашке.

На оборотной стороне даны следующие вопросы :

1 прочитай слово- подбери свой пример слова с безударной гласной;

2 поставь ударение- какой прием нахождения ударения ты знаешь?

3 выдели корень- напомни как действовать при выделении корня(алгоритм);

4 определи безударные гласные в корне-  какие еще бывают гласные?

5 подбери проверочные слова- как называется позиция в проверочном слове?(сильная), какие условия нужны для проверки безударной гласной?

6 напиши слово- звуки или буквы ты сейчас будешь записывать?

7 обозначь орфограмму- каким знаком выделяем безударную в тексте и ударную в проверочном слове?

На этапе рефлексии чаще всего использую «Кластеры»: C:\Users\SMART\Desktop\кластер.jpg

На нем детям предлагаю сформулировать полученные  знания в виде «грозди». Подсознательно дети выстраивают  определенную последовательность изученного материала. Тема урока начинает ветвится, спускается вниз огромным количеством тем, направлений и примеров. [3]

Так мы задействуем еще и наглядно образное мышление, учитывая, что к концу урока большинство устают. Создание разноцветной грозди дает понятный результат и расслабляет после интенсивной работы. 

Таким образом использую педагогику сотрудничества- сокращаю дистанцию, даю детям осознать значимость своего мнения и точки зрения. Отдаю «бразды правления» обучающимся, ведь получая свободу ребята творят и вытворяют, а я в свою очередь незаметно корректирую план  их деятельности.

Результативность опыта.

Основной показатель успешности реализации технологии «Тайм-менеджмент в обучении» это успеваемость учащихся по предметам русский язык и литературное чтение. В таблице представлены итоги 3 класса, т.к. до этого периода дети обучаются по безоценочной системе.

Учебный предмет

Средний балл 1 четверть

Средний балл 4 четверть

Процент качества 1 четверть

Процент качества 4 четверть

Русский язык

3,63

3,97

63%

76%

Литературное чтение

3,97

4,31

73%

86%

Особое направление работы: работа с одаренными детьми. В данном классе уровень знаний и возможностей ближе к базовому, но результаты детей следует отметить.

В Международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»: за 3 года 5 дипломов победителей, 9 призеров.

Результативность участия в школьном этапе предметной олимпиады по русскому языку и литературному чтению.

Учебный предмет

Количество призеров

Количество призеров (участников муниципального этапа)

Победители школьного этапа

2кл.

3 кл.

2кл.

3кл.

2кл.

3кл

Русский язык

2

2

-

1

-

-

Литературное чтение

1

3

1

2

-

1

Примечание: в 3 классе муниципальный этап не проводился.

Благодаря устойчивой мотивации и поэтапному распределению цели на конкретные задачи ученики становились неоднократными победителями соревнований различного уровня и направленности :

  • 2победителя краевого уровня;
  • 3 призера зонального этапа «Всекубанской спартакиады школьников за 2019-2020 учебного года»
  • 16 победителей и 32 призера  на муниципальном уровне в конкурсах различной направленности. 3 года подряд ученики класса становятся победителями муниципального этапа конкурса чтецов (5 победителей, 3 призера).

 Особого внимания заслуживает работа одной из учениц. В 2017 году Матвиенко Милана подготовила проектную работу для муниципального конкурса научно- исследовательских работ «Я-исследователь» на тему: «Тайм менеджмент- технология потерянного времени». С этой работой заняла 1 место. http://my-cro.ru/news/ob_itogakh_provedenija_konkursa_issledovatelskikh_rabot_i_tvorcheskikh_proektov_doshkolnikov_i_mladshikh_shkolnikov_ja_issledovatel_v_2018_god/2018-02-21-2810

Для определения объема потерь времени периодически используем календарь- пинарик. В первом классе вести подсчет помогали родители, со временем дети стали выполнять самостоятельно, но на первых порах под незримым контролем родителей (они тоже вели календарь, а в конце недели диагностики сравнивали результаты).

Традиционно проводим диагностику в начале учебного года и в конце. На диаграмме- дано среднее арифметическое число потерянных классом часов.

Примечание: 4 класс будет в 2020-2021 учебном году.

Условия эффективности опыта.

Секрет успеха технологии «Тайм-менеджмент» и «Технологии развития критического мышления» в универсальности применения: стоит систематически приучить детей к экономии времени и в течение всего периода обучения получать результат. Комплексный охват процесса обучения и воспитания спо-собствуют  «принятию» этой технологии, как обязательной составляющей любой деятельности. Приемы «тайм- менеджмента» в сочетании  с развитием критического мышления применимы на любых занятиях, даже вне стен школы. Погружаясь в совместную деятельность, используем педагогику сотрудни-чества и повышаем  результат обучения. При этом негативно могут повлиять мифы и заблуждения связанные с применением технологии «Тайм- менеджмент». Позиция: мы лишаем детей детства, свободы выбора и т.д. ошибочна. Значит, педагогу необходимо провести дополнительные консультации с такими родителями и применять «Технологию потерянного времени» в тестовом режиме: «Давайте мы попробуем, а если не понравится, то выполнять не будете». В моем классе такое было, но сам ребенок втянулся в процесс «за компанию» и проблема исчезла.

Заключение

Результативность опыта работы по технологии «Тайм- менеджмент в образовании» подтверждается на практике, именно поэтому могу дать следующие рекомендации.

  1. Использовать технологию «Тайм- менеджмент в обучении», в сочетании с приемами развития критического мышления.
  2. Создавать в классах целостную направленность обучения с учетом правил «технологии потерянного времени» для грамотного распределения нагрузки обучающихся.
  3. Уходить от догматичного образа педагога как «истины в последней инстанции», стараться использовать педагогику сотрудничества   для стимулирования самостоятельности ребенка.
  4. Стимулировать детей развивать свои способности, закладывать основу   профориентационной работы во время участия в различных конкурсах и соревнованиях, начиная с 1 класса.
  5. Развивать у обучающихся  адекватную самооценку, самокритичность, уровень внутреннего контроля как профилактику девиантного и делинквентного поведения.

После выпуска 4 класса планирую провести анализ проделанной работы и продолжить осваивать данное направление, возможно и в сотрудничестве с коллегами в рамках внедрения целевой модели наставничества «учитель- учитель».

Считаю возможным использовать рекомендации приведенные в этой работе в других школах, т.к. проблема чрезмерных нагрузок школьников является актуальной. Недостаточно только соблюдать режим дня. Нынешнее поколение детей нуждается в дополнительных мерах организации своей жизнедеятельности.  Оптимизация затрат времени, грамотное распределение своих обязанностей помогут ребенку посещать все необходимые кружки в поисках себя, приведут к ранней профилизации собственной трудовой деятельности. Но главное: дети будут ощущать себя успешными, произойдет целостное развитие личности без ущерба психологического здоровья. Приемы активизации мыслительной деятельности при этом обеспечивают качественное освоение учебного материала и формируют условия для развития универсальных учебных действий.

    Опыт работы представлен на 2 заседаниях городского методического объединения учителей начальных классов МО г.Армавира.

Также были проведены  2 занятия на курсах повышения квалификации учителей начальных классов на базе Армавирского филиала института развития образования Краснодарского края:

Опыт работы в целом по технологии «Тайм- менеджмент в обучении» и воспитательная система «Полянка успеха» отражены во время участия в методических конкурсах:

  • призер (2 место)муниципального этапа краевого конкурса  «Самый классный классный2018» http://armschool18.ru/news/est-chem-gorditsja/
  • призер (3 место)муниципального этапа краевого профессионального конкурса  «Учитель года Кубани в 2020 году https://news-armavir.ru/2020/02/13/v-armavire-opredelili-uchitelya-goda 
  • победитель интернет- тура II Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель» в номинации «Социально- воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер» https://nsportal.ru/mikhaylyuta-natalya-mansurovna

Библиографический список:

  1. Архангельский Г. Тайм-драйв: как успевать жить и работать /
  1. Г. Архангельский. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 272 с.
  1. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент : искусство планирования и
  1. управления своим временем и своей жизнью / Джулия Моргенстерн; [пер. с англ.: Д. Буков]. — М.: Добрая книга, 2004. — 252,
  1. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127.
  2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с.: ил.
  3. Субботина Е.А. Правда о найденном времени. Тайм-менеджмент для родителей и детей - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014г. - 160 с.
  4. Телегина Т.В. «Тайм-менеджмент» - М.: МФПА, 2010 - с.74
  5. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 320 с.: ил.

Список Интернет ресурсов:

  1. https://EduContest.net/ru/1775315/%D0%B8%D1%81%D0%...
  2.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/... 
  3.  ( https://wm-help.net/lib/b/book/3770554702/2)
  4.   Ирина Копейкина, Татьяна Меркулова // Классное руководство

и воспитание школьников. — 2009. — № 2. — Режим доступа:

http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200900207 , свободный. —

  1. Тайм-менеджмент для школьников [электронный ресурс] - http://www.improvement.ru/zametki/new/eparta24042014.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Метод интеллектуальных игр как способ развития познавательного интереса к обучению младших школьников

Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных  направлений в психологии развития личности. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное ...

Развитие критического мышления у детей младшего возраста

Статья о развитие критического мышления у учащихся в начальной школе...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...