Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников
методическая разработка по чтению (4 класс)
Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малокомплектным и например в 4 классе всего 2 ученика, у одного из которых плохо развита память, то ведение читательского дневника поможет развить как память, так и смысловое чтение, а также повысить интерес и скорость чтения. Помимо этого дети могут обратиться к своим «помощникам» с целью вспомнить ту или иную информацию о прочитанном например: тему, героев, сюжет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По итогам двух прошлых лет посредством наблюдений мной было принято решения о применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малокомплектным и например в 4 классе всего 2 ученика, у одного из которых плохо развита память, то ведение читательского дневника поможет развить как память, так и смысловое чтение, а также повысить интерес и скорость чтения. Помимо этого дети могут обратиться к своим «помощникам» с целью вспомнить ту или иную информацию о прочитанном например: тему, героев, сюжет.
Читательский дневник – важное средство формирования ребенка-читателя.
Цель ведения читательского дневника – научить делать выводы и развить культуру читателя. В век огромного потока информации просто необходим навык внимательного чтения.
Чтобы читательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он должен учитывать основные принципы и закономерности читательской деятельности.
Системно - деятельностный подход, на котором базируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихся определяется характером организации их деятельности.
Так на уроках литературного чтения я использую следующие приёмы:
- Первичное чтение текста,
- Чтение с остановками,
- Словарная работа,
- Выявление первичного восприятия с помощью беседы,
- Постановка вопросов к тексту и автору,
- Беседа по содержанию в целом.
По мере перехода от одного приема к другому мы вместе с детьми заполняем «Мой читательский дневник».
Так же читательская деятельность имеет три компонента:
- технический;
- смысловой;
- читательская самостоятельность.
Именно они должны найти отражение в содержании дневника юного читателя. В него должны войти следующие разделы:
- Читательский ежедневник (сведения о прочитанных книгах)
- Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)
- Рекомендательные списки для чтения
- Памятки – Как написать аннотацию и отзыв
- Техника чтения (замеры личных достижений) по желанию.
В настоящее время в книжных магазинах появилась возможность приобрести печатные варианты читательских дневников. Особого внимания заслуживают дневники, разработанные в соответствии с ФГОС и имеющие разделение по классам. Преимущества печатных дневников в том, что они красочно оформлены и содержат разного рода игровые задания, вызывающие интерес ребенка к работе с книгой. Это актуально в начальной школе, т.к. игра – остается одной из ведущих форм развивающей деятельности ребенка.
«Мой читательский дневник», который заполняют дети составлен лично мной. Отличие от печатных вариантов заключается в том, что в разработанном мной дневнике графы заполнения не подписаны и дети сами решают где и какую информацию записывать. Тем самым мы развиваем у ребенка самостоятельность, инициативность, а также даём право выбора. Кроме этого требования к заполнению довольно таки минимальны.
В начале изучения произведения мы всегда знакомимся с его автором, портрет которого есть на страницах. А также у каждого писателя и поэта есть своё крылатое выражение, с которым дети также знакомятся и записывают.
Следующий пункт Название произведения.
После первичного чтения текста и чтения с остановками заполняем Главных героев. Так же здесь могут возникнуть Вопросы по произведению, которые мы записываем и стараемся сперва самостоятельно ответить на них, а уже потом найти ответ в тексте. Кроме этого мы с учениками стараемся дать краткую характеристику главному герою и его антагонисту, тем самым сравнивая их.
Затем переходим к приёму Словарная работа, с помощью которого и заполняем Словарь (незнакомые слова), где также записываем лексическое значение непонятных слов.
После Словарной работы переходим к выявлению первичного восприятия с помощью беседы. На данном этапе вместе с детьми записываем пункты жанра, темы и основной мысли произведения.
Такой приём, как Постановка вопросов к тексту и автору я использую как повторение и закрепление тех, вопросов, которые дети задавали ранее, а также задаю дополнительные по содержанию текста.
Беседа по содержанию в целом плавно переходит из прошлого приёма и используется как закрепление того, что прочитали и узнали о произведении. Также здесь мы заполняем пункт выводов или же то, чему учит нас произведение.
Своё мнение и иллюстрацию к произведению чаще всего задаю как домашнее задание, когда на уроке не остаётся времени.
Отмечу, что главной целью ведения «Моего читательского дневника» является не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.
В результате работы сделала следующие выводы:
#1044;елая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит его. Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные намного лучше.
#1063;итая различные произведения и записывая общие сведения в читательский дневник, ученик тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. А также развивает читательские навыки, культуру читателя.
Отмечаю, что довольна полученными результатами работы над «Моим читательским дневником». На мой взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, так же у них улучшилась успеваемость и стала укрепляться память.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ увеличение людей способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, умеющих делать правильный выбор; Развитие памяти и смыслового чтения; Повышение интереса и скорости чтения.
Читательский дневник – важное средство формирования ребенка-читателя. Цель ведения читательского дневника – научить делать выводы и развить культуру читателя. В век огромного потока информации просто необходим навык внимательного чтения.
Первичное чтение текста; Чтение с остановками; Словарная работа; Выявление первичного восприятия с помощью беседы; Постановка вопросов к тексту и автору; Беседа по содержанию в целом. Приёмы:
К омпоненты: технический; смысловой; читательская самостоятельность. Разделы : Читательский ежедневник; Фиксация впечатлений от прочитанного; Рекомендательные списки для чтения; Памятки «Как написать аннотацию и отзыв»; Техника чтения по желанию.
Печатное издание
«Мой читательский дневник»
Работа на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника
В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"
В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...

Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...
Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников
В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на активизацию познавательной деятельности обучающихся ...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....