Развитие критического мышления у детей младшего возраста
статья
Статья о развитие критического мышления у учащихся в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусельникова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
Тема: «Развитие критического мышления на уроках в начальной школе»
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
Критическое мышление-это такой подход,в ходе которого каждый осмысливает,оценивает,анализирует и синтезирует информацию,полученную в результате наблюдения,выполнения определенного опыта,а также при размышлении и рассуждении ребенком определенной информации.
Я думаю,что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению,так как включает в себя все продуктивные технологии.
Для того чтобы мои учащиеся говорили, рассуждали, анализировали,я решила использовать на своих уроках элементы новых технологий. Достичь этого мне позволило применение современных подходов в обучении: четкое обозначение целей урока, озвучивание его этапов, работа в группах и парах, выбор стратегий, постановка вопросов, специальный подбор заданий, четкие критерии для самооценивания – все это позволило ученикам развить навыки критического мышления, умение ставить вопросы, при обсуждении в диалоге отстаивать и обосновывать свое решение, а также помогло развить чувство ответственности за результат обучения на уроке.
В свою серию последовательных уроков по окружающему миру я решила внедрить следующие формы, методы и приемы критического мышления: ролевые игры, составление кластеров и постеров, составление синквейна, «мозговой штурм», постановку целей и задач урока самими учащимися, работу с иллюстрациями, рефлексию учащихся в конце урока,тем самым я хотела показать использование навыков критического мышления на уроках в начальной школе.
Критическое мышление зачастую предполагает внедрение новых способов мышления и действий.
Обучая критическому мышлению младших школьников, я надеюсь поменять сознание ученика от концепции «меня научат» к концепции «я научусь» – это является основной целью современных педагогических преобразований. И как говорят «В споре рождается истина». Я хочу научить своих учеников спорить, доказывать и не бояться говорить. Своих учеников я хочу научить терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную и общую точку зрения.
В своей педагогической деятельности ранее я не использовала данную технологию,поэтому эффективность ее применения на практике стала для меня важным моментом. При использовании стратегии критического мышления в серии последовательных уроков по окружающему миру я иубедилась в ее положительной результативности.
Стадия рефлексии на одном из уроков была проведена в виде написания две звезды – одно пожелание. В данной работе один ученик отличился тем, что использовал критическое мышление. Он написал свое пожелание на стикере : «Я хочу пожелать всем мирного неба. Я хочу только одного,чтобы не было войны» .
Именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.
С помощью рефлексии я увидела учащихся с разных сторон и открыла много возможностей, поняв, что необходимо каждому ребенку для успешного обучения. Так же я увидела своих учеников с психологической точки зрения. Благодаря стадии урока рефлексии видно, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.
Дети перестали бояться выступать, научились защищать свое мнение, анализировать, рассуждать. Хотя на данной стадии у них только развиваются данные навыки. И у каждого ученика процессы развития критического мышления находятся на разном этапе, это зависит от скорости протекания мыслительных процессов детей. Так же можно сделать вывод о том, что речь у учащихся довольно слабо развита. Это и является проблемой в обучении.
В процессе наблюдения на своих уроках я могу утверждать, что использование критического мышления имеет только положительные стороны.. Именно приемы и методы критического мышления помогли раскрасить мои уроки, развить мышление и речь учащихся, возник интерес к работе на уроке, появилась способность работать в группе и самостоятельно, осмысливая свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения. У учащихся появился интерес к изучаемому предмету. В анкетировании всеми учащимися были отмечены положительные стороны групповой работы и новых подходов в обучении. А одна ученица сказала: «Такой вид работы ум развивает».
Планы на будущее
Основной задачей на будущее для меня станет научить учащихся мыслить критически и находить знания самостоятельно. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое мнение, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.
В процессе внедрения новых технологий все приемы рaботы с учебным материалом постепенно "переходят в руки" сaмому обучaющемуся: он начинaет все aктивнее использовaть их в сaмостоятельной рaботе: нaчинaет обучaть себя сaм.
Такая форма работы будет способствовать повышению мотивации на уроке, рождению дискуссий, аргументированной речи и выработке программ для решения обсуждаемой проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»
Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
«Развитие критического мышления через чтение и письмо у детей младшего школьного возраста»
Творческая квалификационная работа...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...