Воспитание толерантности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Коникова Светлана Анатольевна

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, со вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konikova_tolerantnost.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности в начальной школе

Наступило третье тысячелетие. Казалось бы, жизнь должна быть

стабильнее, спокойнее, но в современном обществе происходит рост агрессивности, расширяются зоны конфликтов.

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые

необходимы  человеку и обществу.  Но 21 столетие обнажило дефицит «человеческого» в человеке. 

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Как же он смотрит на этот мир?  С улыбкой и любовью или же как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует, кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, старикам,  родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

На плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, чувства, которые позволят ему вырасти не бездумным равнодушным человеком, а человеком, способным любить, сострадать, сопереживать, помогать… Человеком толерантным. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

         Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Быть толерантным – значит уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

 Хочу поделиться приёмами, которые воплощаю в жизнь в ходе своей педагогической  деятельности.

Через книгу и сказки я  знакомлю  ребёнка с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями и неудачами. Чтение народных сказок и прослушивание песен дает детям представление о добре и зле, учит их быть чуткими, отзывчивыми, сострадать слабым. Происходит обогащение ребенка нравственными понятиями.  Дети отвечают на вопросы, определяют, какой герой, хороши ли его поступки. И на этом нельзя останавливаться. Используя метод «погружение в сказку»,  я переношу ситуацию на детей или детей переношу в сказку, чтобы ребёнок сделал выбор: а как бы поступил он сам. Так, мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье».  В итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение.

В классе  каждую неделю проходит час общения.  На них я провожу этические беседы с обсуждением жизненных ситуаций.

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, со вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.

         Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желаниям другим. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли.

Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.

Я стараюсь донести до ребят мысль, что дарить подарки другим намного приятнее, чем их получать. На уроках труда мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого. «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности чуткости, отзывчивости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека, тогда когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей», - писал педагог всех времен и народов В. Сухомлинский.

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у него был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, чтобы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто.

         Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Не все дети имеют эту привычку. Я стала обращать внимание на это. И вот результат: дети  почти не забывают здороваться.

         «Жизнь  убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным». Это высказывание Сухомлинского стало для меня ключевым в выборе форм и методов работы с детьми по формированию толерантного сознания. Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. И ещё один важный момент: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.

Однажды, гуляя по лесу с ребятами (наша школа находится в лесной зоне, и мы часто проводим уроки на свежем воздухе),  я попросила найти два одинаковых листочка. Как ни старались мои дети, но двух одинаковых найти не смогли. Похожие были, а вот одинаковых - нет. «Если природа даже на одном дереве не создала одинаковых листочков, то могут ли люди быть одинаковыми во всем?!» - спросила я тогда у них.

Именно в таком непосредственном общении, общении на конкретных примерах из жизни я и стараюсь донести до них мысль, что каждый человек -  индивидуальность, сформировать представление о себе как об уникальной, самоценной, неповторимой личности, развивать представления об окружающем мире, о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

Так будем же союзниками в доброте и красоте, которые спасут Мир и наших детей, помогут воплотить в жизнь одну из важнейших социальных задач образования – воспитание толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в начальной школе

Что такое толерантность. Как формировать толирантность у учеников начальных классов...

Воспитание толерантности в начальной школе

Здесь дана подборка материала по воспитательной работе: раскрыты понятия толерантности, приведены виды работ по воспитанию толерантности, словарь толерантности, конспект урока толерантности....

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Делюсь опытом, как снизить количество конфликтов среди учащихся начального звена....

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...

Доклад на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это ...

Статья на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе....

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...