Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.
статья

Кравченко Галина Борисовна

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского воспитания учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности в начальной школе.

Гражданское воспитание на современном этапе приобретает все большую актуальность.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия.

Толерантность, по моему  мнению, представляет собой важное качество гражданина полиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.

Толерантность в контексте духовно-нравственного развития, на котором базируется гражданское воспитание, я понимаю как условие приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, национальным и общечеловеческим ценностям.

Толерантность, наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другими качествами личности, представляется мне  одной из важнейших ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданского воспитания:

- в сфере нравственного воспитания толерантность предстает как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым;

- в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;

- экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;

- с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

- эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному,  признание гармоничного существования разного в едином;

- в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;

- с позицией интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.

Я считаю важным способствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшем школьном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качества личности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя?                                                        Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.

Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке. Это:

- работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

- личный пример учителя.

Все это и создает, формирует разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем их опыт толерантности.

Один из наиболее продуктивных способов формирования толерантности  в процессе обучения, по моему мнению, - проектная деятельность. Младшие школьники могут активно участвовать в выборе проблемы и способов ее решения. Кроме того, совместная работа над проектом в группах способствует формированию важнейших качеств: терпимости к позициям и мнениям, не совпадающих с собственными; стремления к диалогу, взаимопомощи; умении отстаивать свою позицию, видеть вариативность решений и находить компромисс.

Учащимися начальных классов были разработаны и защищены проекты «Понятие Родины с позиции ученика начальной школы», «Расы», «Вредные привычки», «Национальная одежда», «Моя родословная» и др.

Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Я считаю, что эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности в начальной школе.

Используемая литература:

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение,2009

Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: Мозаика – синтез, 2001г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Воспитание толерантности в начальной школе

Здесь дана подборка материала по воспитательной работе: раскрыты понятия толерантности, приведены виды работ по воспитанию толерантности, словарь толерантности, конспект урока толерантности....

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Делюсь опытом, как снизить количество конфликтов среди учащихся начального звена....

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...

Доклад на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это ...

Статья на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе....

Воспитание толерантности в начальной школе

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думае...