Доклад на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"
статья на тему
Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это милосердие, доброта души, сострадание, это уважение, дружба, терпение, признание, принятие, понимание. Каждый человек это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились друг к другу терпимее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности в начальной школе
Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это милосердие, доброта души, сострадание, это уважение, дружба, терпение, признание, принятие, понимание. Каждый человек это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились друг к другу терпимее.
Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Главные задачи, которые мы ставим перед собой это:
• Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
• Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
• Формирование традиций классного коллектива.
Наша школа – многонациональная . В ней обучаются дети многих национальностей: татары, русские, башкиры, узбеки, армяне, азербайджане, Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
Воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Первые недели проводим игры, помогающие запомнить имена. В традиции проведение «Круга» перед началом уроков. «Круг» позволяет ребятам больше узнать друг о друге. На первом родительском собрании прошу родителей помочь детям приготовить небольшой рассказ о себе, принести фотографии, любимые игрушки, сувениры. Фотографии и рисунки дети вывешивают на стенд. Постепенно каждый ученик знакомит одноклассников со своими интересами. В дальнейшем ребята с удовольствием будут делиться на «Круге» своими впечатлениями о выходных, каникулах, событиях своей жизни.
Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать в парах и в группах, радоваться успехам. Проводим интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки. Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам.
А также проводим коллективные творческие дела. Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.
Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:
- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
- более содержательному знакомству с историей своей семьи;
- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов
Проведенные классные часы были направлены на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа. Внеклассные занятия, посвященные природе родного края, а также работа на уроках литературного чтения и окружающего мира позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать. Огромное значение имеют также экскурсии. Через них учащиеся младшего школьного возраста учатся воспринимать в качестве одной из главных ценностей Малую родину - место, в котором они живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его жителей.
Во время проведения внеклассных мероприятий, тематических праздников познакомим младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.
Большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей - защитников земли.
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.
Мы считаем, что чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив.
Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, обстановки в детском коллективе для каждого ребенка. Для этого мы в своей работе используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, круглые столы, тренинги, консультации, ярмарки, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.
Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"
Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....
Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.
В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...
Доклад по теме "Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе"
Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе"...
Доклад на тему: "Развитие толерантности в начальной школе"
Формирование толерантности у учащихся начальных классов...
Статья на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"
Воспитание толерантности в начальной школе....
Доклад на тему: "Воспитание детей с ОВЗ и в норме:Общее и различия.Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях сельской общеобразовательной школы
laquo;Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологи...
Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.
В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...