ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по зож на тему
Делюсь опытом, как снизить количество конфликтов среди учащихся начального звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harlamova_e.l._material_stati.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Харламова Е.Л., учитель начальных классов,
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире. Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф… это уничтожение человеческого в человеке». Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование.
У школьников начального звена ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов. В конфликтных ситуациях поведение чаще сводится к выяснению отношений путем моральных или физических оскорблений. Основными формами проявления нетерпимости являются оскорбления, насмешки.
В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Первые недели провожу игры, помогающие запомнить имена. На первом родительском собрании прошу родителей помочь детям оформить листок знакомства, в котором ребёнок отражает свои интересы, увлечения, привязанности.
Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать в парах и в группах, радоваться успехам. Несколько раз в четверть провожу интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки. Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам.
С конца первой четверти первого класса начинаю проводить коллективные творческие дела. Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Данная работа позволяет снизить количество конфликтов между учащимися начальных классов, способствует установлению теплой дружественной обстановки в классе, формированию умения ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть. В конечном итоге, при выходе из начального звена мы получим личность, способную к мирному разрешению конфликта, признающую права всех людей, независимо от тех или иных различий.
Список литературы:
Арсентьева В.В. Терпение, терпимость или согласие!? Дружить, терпеть или ненавидеть!? // Сост. В.В.Арсентьева.- Екатеринбург: Свердл. обл. межнац. б-ка, 2006. – 64 с.
Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности
Воспитание толерантности - актуальная проблема....
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)
Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...
Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...