ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по зож на тему

Харламова Екатерина Леонидовна

Делюсь опытом, как снизить количество конфликтов среди учащихся начального звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harlamova_e.l._material_stati.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ.

Харламова Е.Л., учитель начальных классов,

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

          В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире. Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф…  это уничтожение человеческого в человеке». Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование.

У школьников начального звена ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов. В конфликтных ситуациях поведение чаще сводится к выяснению отношений путем моральных или физических оскорблений. Основными формами проявления нетерпимости являются оскорбления, насмешки.

В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Первые недели провожу игры, помогающие запомнить имена. На первом родительском собрании прошу родителей помочь детям оформить листок знакомства, в котором ребёнок отражает свои интересы, увлечения, привязанности.

      Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать  в парах и в группах,  радоваться успехам. Несколько раз в четверть провожу интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки.  Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам.

      С конца первой четверти  первого класса начинаю проводить коллективные творческие дела.  Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности,  дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.

            Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.

         Учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

          Данная работа позволяет снизить количество конфликтов между учащимися начальных классов, способствует установлению теплой дружественной обстановки в классе, формированию умения ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть.        В конечном итоге, при выходе  из начального звена мы получим личность, способную к мирному разрешению конфликта, признающую права всех людей, независимо от тех или иных различий.

Список литературы:

Арсентьева В.В. Терпение, терпимость или согласие!? Дружить, терпеть или ненавидеть!? // Сост. В.В.Арсентьева.- Екатеринбург: Свердл. обл. межнац. б-ка, 2006. – 64 с.

 Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.

Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.

            Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с.        

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности

Воспитание толерантности - актуальная проблема....

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)

Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...