Формирование толерантности в начальной школе
статья по теме
Что такое толерантность. Как формировать толирантность у учеников начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Экипаж одного корабля".
[править] Цитаты
Помимо всего вышеперечисленного президент коснулся борьбы с национализмом. Он подчеркнул, что «мы должны работать, чтобы, в конечном счете, национальные отношения в нашей стране стали гармоничными». По его мнению, это – «большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу». Также Медведев дал согласие на реализацию предложения одной из участниц Форума — введение в школах 1 сентября наряду с уроком мира занятия, посвященные национальному многообразию и толерантности.(Из материалов Всероссийского образовательного форума «Селигер-2009», на котором состоялся телемост с президентом РФ Дмитрием Медведевым. http://pedsovet.org/content/view/6599/253/)
[править] Цели урока
- Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля;
- подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
- воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
[править] Задачи урока
- Изучить с учащимися терминологию толерантной личности, используя ИИП "КМ-Школа", Интернет и др.ЦОРы (КЛАСТЕР)
- Учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов (статьи СМИ в Интернет и т.д.)
- Развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.
[править] Содержание урока
Оборудование: Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки"
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Работа с афоризмами
Афоризмы для работы
- Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует (Ф.Бэкон)
- Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
- Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
- Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)
- Кто ищет зла, к тому оно приходит (Соломон)
III.. Словарная работа
У. Давайте заполним кроссворд, записанный на доске.
У. 1. От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой?» Д. Приветливый. У. 2. Запишите антоним к слову до свидания. Д. Здравствуйте. У. 3. Запишите синоним к словам красивый, пригожий Д. Прекрасный У. 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч). С каким ____ живешь, такого обычая и держишься. Д. Народ. У. 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. Д. Коллектив. Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно. У. Прочтите ключевое слово. ТЕРПЕНИЕ
Что значит, по-вашему, иметь терпение, быть терпеливым? Д. Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности. У. Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова. К слову «терпение» можно подобрать синоним «толерантность». Что обозначает это слово?. Попробуем разобраться.
IV. Игра
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
- С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
V. Тестирование
У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком , вы тоже оставляете себе красный кружок.
1. Саша плохо одет...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
- Ты говоришь, что все девочки – нули.
- Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
- Ты говоришь, что все мальчики – нули.
- Ты разговариваешь с ним.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.
1. Как называется наша страна? 2. Сколько материков на Земле? 3. Сколько океанов? 4. На каком материке живем мы? 5. Как называется наша планета? 6. Как называется народ, который живет в России?
VI. Беседа
У. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды. Д. Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.
В Библии – священной книги иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
У. Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.
Д. Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
У. Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?
Д. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
У. Сколько сейчас на Земле народов? Ответы учеников.
На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире? Ответы учеников.
VII. Практическая работа
Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить численность населения.
Самые многочисленные народы
Дети выполняют задание. Таблица вывешивается на доску, подводится итог.
Д. В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы.
У. Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?
Д. Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…
У. Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной. Учащиеся дают справку о своем городе. Что вы знаете о том, как появился наш город?
У. Какие же народы живут в нашем крае? Дети перечисляют.
VIII. Работа с диаграммой
У. Посмотрите на диаграмму, и вы увидите, каких народов больше.(по данным на 2002год)
А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса?
Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса. Дети рассказывают о своей родословной. Учитель обобщает ответы учеников.
Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.
В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?
IХ. Групповая работа
У. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.
Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Каждая группа выступает.
Х. Подведение итога
У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой. На доске дети создают силуэт человека. На доске. Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный…
Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – экипаж одного корабля.
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.
ХI. Итог урока
У. Объясните, почему урок носил название "Экипаж одного корабля". Д. "Экипаж" – люди, "корабль" – Земля.
А закончить наш урок я хотела бы стих. С. Маршака "Всемирный хоровод".
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Классный час
«О пользе прощения»
Цели: 1. Знакомство с понятием слов «толерантность», «простить», «прощение».
2. Помочь ребятам осознать важность , пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать.
3. Воспитание дружелюбия, умения прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей , радоваться успехам других людей.
Оборудование: сказка из сборника А.Андрианова «Философия для детей» (в сказках и рассказах), рассказ-притча «Учитель и картошка», презентация «Болезнь непрощения», карточки с заданиями для групп, плакаты с изречениями мудрых о прощении.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, а отчего у нас мальчики в классе часто ссорятся?
(Ребята высказывают свои мнения).
- Скажите, а отчего в фильмах, особенно в боевиках, герои часто дерутся ?
-А отчего случаются войны на земле?
- Вы совершенно правы. Действительно, на земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в году 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности, между всеми народами нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.
(Открывается презентация – 1 - 4 слайды)
Знакомство с понятиями «толерантность», «прощение»
3. Знакомство со сказкой. (Слайды с №5 по №21)
- Сегодня мы и поговорим о том , как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем сказку. (Сказку можно читать, а презентация к ней послужит иллюстрацией. А можно и прослушать, в 6 по 21 слайд вставлен звук. Смена слайдов происходит по щелчку.)
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.
4. Беседа по сказке. (Слайд №22, вопросы поочередно на слайде появляются по щелчку)
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)
– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?
– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
5. Практико-ориентированное задание.
- Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)
А) - Я предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни. Мы разделимся на три группы и каждая группа получит свое задание.
(Открывается слайд №23)
1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?
2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
Б) – Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?
- По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».
Учитель и картошка
Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.
Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин - по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.
Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.
Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.
Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.
Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.
Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!
Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.
На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!
- Как вы думаете, что нужно нам сделать, чтобы освободиться от этой отвратительной гадости?
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. (Чтение высказываний с плакатов).
6. Рефлексия.
-Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Выскажите свое мнение:
-Привлекло меня тем,……..
-Показалось интересным,……..
-Заставило задуматься……….
-Навело меня на мысли……..
- Спасибо!
Сценарий классного часа и театрализованного представления
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Гурьянова Валентина Владимировна
Цель. Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- Дать детям представление о России как о многонациональном государстве;
- Расширить и закрепить представления детей о правах человека;
- Поработать над понятиями «свобода мысли, совести и религии;
- Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
Возраст участников. 10 -11 лет /4 класс/
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.
Тема: толерантность
Цели:
- закрепить представления детей о понятиях «раса», «расизм», «дискриминация», «пол»;
- формировать толерантное мышление;
- подвести детей к выводу, что все люди разные не только внешне, но и по характеру и по способностям, но все они имеют одинаковые права.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
II. Активизация имеющихся знаний.
Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.
1.__________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________________
III. Работа с новым материалом.
Материал для учителя:
Толерантность
Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение. Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.
Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):
«Статья 1. Толерантность.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»
Другими словами:
Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.
Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.
К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д.
Проблема толерантности была признана в России очень острой. В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности)
(см. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001, с.18-20, 27-28)
ЯЗЫК – очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы
СТЕРЕОТИПЫ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ – определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они – враги, хотят нам плохого»)
НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления
ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем
ОСТРАКИЗМ (бойкот) – поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ (Harassment) – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации
ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми
ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям
Некоторые особо тяжелые формы нетерпимости
РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими
КСЕНОФОБИЯ – боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред
ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов
СЕГРЕГАЦИЯ – установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает АПАРТЕИД)
АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)
ТОТАЛИТАРИЗМ – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека
СЕКСИЗМ – политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.
Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками/.
IV. Закрепление
/Сопоставить понятия «равноправие» и правила этикета/
Игра «Продолжи фразу»:
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……
-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..
-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….
-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступление в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
V. Вывод. Игра «Сенквейн».
1 существительное | Толерантность |
2 прилагательных | уважительное | различное |
3 глагола | признавать | защищать | сохранять |
Фраза из 4 слов | Право человека быть разным |
Вывод | Закон |
Инсценировка сказки. « Сказка ложь, а в ней намёк…»
«Кошкин дом»
1 ребёнок. Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро – солнцу и птицам.
-Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
2 ребёнок. Хочу я по всей прокатиться планете,
Разведать, что делают дети на свете!
Как их зовут?
Хорошо ли живут?
Выяснить надо кто учится в школе,
Справиться, школа у них далеко ли,
Как их здоровье и сколько им лет?
Есть ли работа у папы, иль нет?
3 ребёнок. Здравствуйте, друзья!
Мы рады встрече с Вами.
Мы – это девчонки и мальчишки,
Песенки и книжки,
И, конечно я!
Мы – это слово короткое очень,
Но нет слова волшебнее его.
В нём, между прочим,
Две буквы всего!
1 ребёнок. Мы – звонче слова в мире нет!
2 ребёнок. Мы – это песня и рассвет.
3 ребёнок. Мы – это значит, ты и я!
Вместе. Мы – значит, встретились друзья!
4 ребёнок. Торопись, честной народ,-
В гости кошка к нам идёт!
3 ребёнок. Добры люди, поспешите,
Нашу сказку посмотрите.
4 ребёнок. Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Тили – бом, тили бом,
Открываем Кошкин дом.
/Входит кошка, кот, 2 котенка/
3 ребёнок. Мадам, мы рады видеть Вас!
Кошка. Я к вам заехала на час.
Я, кошка старая и кот,
Привратник мой – Василий,
Не покладая лап и сил
Племянников растили.
Уже котята подросли,
Я вывожу их в свет.
Но об истории своей
Забыть не хватит лет.
Когда мой дом сгорел дотла,
Я много испытала.
Скиталась, нищею была,
Друзей всех потеряла.
Для нас не отворили дверь
Ни свиньи, ни коза.
А вот с котятами с тех пор
Я хорошо жила.
Я поняла, что доброта
Все открывает двери,
Что иногда себя ведут и люди, будто звери.
Кот. Друзья, сердца откройте в мир,
Не бойтесь доброты.
И станут, счастливы тогда
Бездомные и вы.
Кошка. Я всех стараюсь обогреть,
Дать всем чуть- чуть тепла.
И с этой целью я сейчас
На праздник к вам пришла!
И если в жизни не везёт,
Ко мне спешите в дом.
Я постараюсь вам помочь,
Решим вопрос вдвоём.
Не огорчайтесь! Никогда
Не опускайте лап!
И помните: беда идёт к тому,
Кто духом слаб.
1 котёнок. Пожалуйста, прошу вас всех,
И взрослых, и детей,
Поверьте, красота спасёт
От войн и от смертей!
2 котёнок. Красиво можно рисовать!
Красиво петь и шить!
Но можно, вопреки всему,
Красиво, дружно жить!
1 котёнок. Мы в школе учимся такой,
Где мир и красота
Нас учат там всему – всему
От лап и до хвоста!
1 ребёнок. Мы знаем:
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна.
2 ребёнок. Кружится планета, большая планета,
Ладонями солнца она обогрета.
Но греют планету намного теплей
Улыбки и смех разноцветных детей.
1котёнок. Наша школа обычная.
Средняя школа, почти типичная
В ней не ведут отбор детей.
Любой, любой учиться может в ней.
2 котёнок. Сейчас для нас открыты все пути,
Нам с вами выбирать куда идти!
Мы тоже ищем, пробуем, идём,
И за собою всех желающих зовём1
4 ребёнок. Тили – бом, тили – бом
Закрываем Кошкин дом.
Дети берутся за руки и поют песню «Песенка друзей».
6. Упражнение на внимание.
Все по очереди топают ногой от 1 до
5 раз, затем от 4 до 1 и снова от 1 до 5
и так по кругу до ведущего. При
ошибке одного из игроков всё начина
ется сначала. Упражнение выполня
ется молча, подсказывать нельзя.
После разминки учитель просит
ответить на вопрос:
Что помогло и что мешало вы
полнить упражнение быстро и пра
вильно?
7. Беседа об отношении друг к дру
гу Кто я?.
Почему мы скорее помогаем
чужому и не всегда внимательны к
просьбам родных?
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»
Михайлова Марина Александровна,
Секлецова Елена Алексеевна,
учителя начальных классов,
МОУ СОШ № 5, г. Чернушка Пермской обл.
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.
(читаю притчу)
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:
- Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
- Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
- «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
- «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
- «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
- «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
- «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
- Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
Учитель: итак, быть толерантным, значит:
- Уважать другого.
- Любить ближнего своего.
- Не злиться.
- Быть добрым, терпимым.
- Сострадать.
Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Физкультминутка.
б) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
- Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание
- Прощение
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Сотрудничество
- Уважение прав других
- Раздражение
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
- Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
5. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.
6. Итог «В добрый путь».
Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
день "толерантности" в начальной школе
воспитание толерантной, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.воспитание толерантной, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота. План в...
Конспект внеклассного мероприятия "День толерантности в начальной школе"
разработка внеклассного мероприятия для начальной школы с психолого-педагогической диагностикой...
Урок толерантности в начальной школе "О тех, кто рядом"
О тех, кто рядом.(сценарий классного часа для уч-ся 3–4 классов) Цели: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание ...
Условия формирования толерантной личности в школе и в семье
Как известно, в многонациональном и поликультурном обществе люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений. Различия между культурами и людьми могут порожда...
"Формирование толерантности в начальной школе"
научная статья по теме : "Формирование толерантности в начальной школе"...
Презентация "Формирование толерантности в начальной школе"
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в соврем...
Статья "Формирование толерантности в начальной школе".
В статье рассказывается в каком возрасте лучше формировать толерантность у ребёнка , какое место занимает образование,семья и государство в этом процессе,а также рассматриваются методы формирования то...