Комплексы игр на развитие коммуникативной функции речи.
методическая разработка (1 класс)

С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. В игре развиваются мышление и речь. Когда ребенок получает в игре какое-нибудь задание, он выполняет его не только жестом, движением, но и словами. Он старается, чтобы его речь была как можно больше похожа на речь взрослых, которых он изображает в игре. Ребенок начинает употреблять слова, которые до сих пор были в его пассивном словаре. В игре значительно быстрее и прочнее дети одновременно усваивают и новые слова, и название вещей и их свойства , чем вне игры. В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание и фантазия, следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности .Дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. Игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания. Поскольку детская игра — это явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь и разнообразные ее функции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_igr_na_razvitie_kommunikativnoy_funktsii_rechi.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы игр на развитие коммуникативной функции речи.

1. «Испорченный телефон»

Цель – совершенствование речевого слуха.

Дети определяют ведущего, который начнет игру. Он, встав в начале ряда, произносит шепотом на ухо второму участнику какое-либо слово. Важно, чтобы остальные игроки не слышали произносимое. Дети по цепочке передают на ухо друг другу загаданное слово, последний участник должен вслух назвать его. Обсуждается, где телефон «сломался».

2. «Внимание! Розыск!»

 Цель: развить связную речь, внимание и наблюдательность.

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

3. «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

4. «Чей предмет?»

Цель: научить детей проявлять внимание к другим людям.

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д

5. «Зевака»

Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Ход игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

6. «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

7. «Где мы были, мы не скажем»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление детей.

 Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

8. «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель: Развивать наблюдательность, память.

 Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

9. «Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Коммуникативные функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Коммуникативные функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

Календарно-тематическое планирование по развитию коммуникативных функций речи (фронтальная работа) в 5 классе

Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабослышащих учащихся с вариантом 2.2....