Коммуникативные функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью
презентация к уроку на тему
Коммуникативные функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коммуникативные функции речи детей | 802.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» Л.С.Выготский.
Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью : позднее развитие речи; снижение речевой мотивации; бедность словарного запаса; недоразвитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической; нарушения связной речи.
Особенности фонетической стороны речи: недостатки звукопроизношения; недостаточная выразительность речи
Особенности грамматического строя речи : односложность фраз; нарушение согласованности слов в предложении; употребление малораспространённых предложений.
Особенности связной устной речи: использование ситуативной речи; трудность формулировки высказывания; замена высказывания мимикой и жестом; малая развёрнутость, фрагментарность высказывания; трудности при общении с окружающими.
умение разворачивать диалог в соответствии с ситуацией общения; умение подобрать к данному диалогу невербальные средства общения; умение по данному диалогическому тексту определить количество собеседников, охарактеризовать роли участников диалога; умение определить тему и содержание разговора, поддержать беседу.
Виды речевой деятельности : слушание; говорение; чтение; письмо.
Задачи развития речи: расширение круга представлений; повышение речевой мотивации; развитие всех сторон речи; организация связных высказываний.
Компоненты работы по развитию речи: развитие речевого слуха; работа над орфоэпически правильным литературным произношением; работа над словарным запасом; работа над предложением; работа над связной речью (пересказ, рассказывание, описание).
активизировать и обогатить запас слов и этикет выражений, используемых в различных ситуациях; учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь; учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения;
расширять возможности участия в диалоге; закреплять умения строить простые предложения; учить построению связного высказывания с опорой на план и без него.
Виды упражнений: подбор эпитетов к предмету; подбор к предмету действий; подбор обстоятельств; нюансы смысла слова; вставка пропущенных слов; распространение предложений; называние частей целого.
Виды упражнений : точность слов и выражений; составление предложения с заданным словом; составление предложений с несколькими данными словами; объяснение слов; отгадывание и составление загадок; классификация предметов
Беседа на заданную тему; по картине, рисунку, таблице; по серии сюжетных картин; опора на личный опыт детей; объяснения значения слов; словесные игры, загадки, наглядность
Рассказ : по форме : описательные и сюжетные; виды : рассказ по восприятию, по памяти, пересказ, придуманный рассказ, рассказ – инсценировка; приёмы обучения : образец рассказа, план, коллективное составление целиком и по частям.
Создание высказывания с помощью: графических схем; натуральных предметов; символов; планов; опорных слов; иллюстраций; вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»"
В работе раскрываются вопросы типичных нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и особенности коррекционной вопросы дисграфии и дислексии....
Развитие коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
В статье отмечена важность знания педагогом особенностей коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста для дальнейшей коррекции их недостатков. Так же п...
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...
Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...