Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
методическая разработка (2 класс) на тему
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_navyki.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках.
Коммуникативные функции речи у детей формируются и совершенствуются в процессе общения. Поэтому главной задачей для меня является организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый ученик мог развиваться, общаться с другими детьми, совершенствовать свои речевые умения и навыки. В процессе работы я столкнулась с некоторыми трудностями. В нашем классе среди детей встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи, и такие, которые, ограниченно понимая обращенную речь, не владеют самостоятельной. Большинство детей понимает обращенную речь лишь в пределах обихода.
Более 50 % детей пользуется простой фразой (в большинстве случаев с большим количеством грамматических искажений), не умеет передать в речи ни элементарных желаний, ни просьб, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный вопрос. Их фразы, по существу, являются набором слов. Речь, состоящая из таких фраз, – пустая, без всякого содержания, бессмысленная, не соотнесенная с выполняемым ребенком действием. Словарь детей очень беден, в ряде случаев он ограничивается обиходными словами.
Младшим школьникам плохо удается взаимодействие с взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают.
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, как утверждают дефектологи А.К.Аксенова и В.В. Воронкова, степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Существует несколько путей формирования коммуникативных навыков.
Одним из них является игра. Дети- актеры от природы . Игра заложена в самой сущности ребенка, через игру он познает мир и учится вступать в общение с другими людьми. Я замечаю, что в процессе игровой деятельности дети ведут себя естественно, независимо, проявляют свои способности (творческие, учебные), они помогают друг другу решать поставленные задачи.
На уроке я использую такие игры, которые требуют совместной деятельности:
- Игра «Собери слово» (детям предлагается собрать слово по картинкам );
-« Третий лишний» (дети вместе определяют лишнюю картинку, где нет звука –н-);
-«Для зимы и лета» (разложить картинки под символами с изображением зимы и лета);
-« Что для супа, что для компота?» (разложить овощи и фрукты около кувшина и кастрюли);
- «Сад и огород козы Лизы», «Клоун «Рома» (классификация овощей и фруктов);
. « Чудесный мешочек» (по схеме последовательно описывают предметы);
- «Угадай, кто я?» (ребята отгадывают, в кого «превратился» их товарищ). Игровые моменты используются на всех уроках, а также во внеурочной деятельности.
Другим, не менее важным, методом является театрализованная деятельность. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. На уроках я предлагаю детям разыграть стихи, песенки, инсценировать сказки (Репка, Теремок, Колобок, Лиса и кувшин , Рак и Лиса, и др.) Для этого мы распределяем роли, обсуждаем героев, их поведение, разучиваем реплики, отрабатываем мимику и жесты. Дети с удовольствием перевоплощаются в тот или иной образ. В процессе инсценировки дети чувствуют себя свободно, они активно общаются друг с другом, задают вопросы, дают ответы, а что самое главное, их речь становится более четкой, связной и последовательной.
Следующим эффективным методом я считаю пересказ. У младших школьников снижена активность в общении. Более сложным оказываются рассказ по картинке, пересказ с опорой на схему-предложение, пересказ с опорой на схему, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного. Это удается им сделать лишь при помощи вопросов и подсказок, гимнастических упражнений и массажей для мелкой и артикуляционной моторики. Например, при обучении рассказыванию по картине я использую следующие методические приемы:
- образец рассказа педагога по картине или ее части,
- наводящие вопросы,
- предваряющий план рассказа,
- составление рассказа по фрагментам картины,
- коллективное сочинение рассказа детьми.
Развитие коммуникативных умений у школьников проходит не только на уроках чтения, письма, развития речи, но также на уроках изобразительного искусства и трудового обучения. Перед выполнением работы мы с детьми составляем план изготовления поделки, проводим беседу по картинке. У каждого ребенка есть возможность представить свою работу. В конце урока дети анализируют свои поделки, рисунки, рассказывают о примененных материалах, красках и т.д.
Таким образом, игра, театрализация, беседа и пересказ превращают учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая положительные эмоции у детей и развивая их коммуникативные качества личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....
Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при работе со сказками.
Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Для "сказочного" настроения педагог может "изменить"внешность,добавить сказочный элемент или обыграть любой имеющ...
Развитие устной речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья - единая цель для специалистов ДОУ и ОУ
Как избежать дисграфии и дислексии в школе? Как связаны речь и интеллект? Зачем идти в логопедический детский сад? Эта статья поможет посмотреть на развитие устной речи в дошкольном возрасте как...
Выступление по теме: «Театрализация как способ развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья».
обмен опытом в работе с детьми с ОВЗ...
Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), имеющих ЗПР.
В данной статье раскрывается вопрос о нарушениях связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), так как данноя проблема имеет актуальность в современной ко...