Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
методическая разработка (1 класс) на тему
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная функция речи - использование речи для сообщения другим какой - либо информации или побуждения их к действиям.
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи школьников с ограниченными возможностями здоровья существенным образом влияет на становление их дальнейшей адаптации. Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи.
Речь детей с нарушением интеллекта с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.
Наличие дефектов произношения у ребенка оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи.
Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития ребенка с нарушением интеллекта и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.
Формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его коммуникативных умений возможно лишь при целенаправленном обучении и воспитании. Поэтому задача школы VIIIвида - создать условия, для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся, которые обеспечили бы дальнейшую социализацию.
Коммуникативные умения, сформированные на уроках, ребёнок должен закрепить во внеурочной работе:
- Проведение бесед.
- Организацию игр, моделирующих реальные ситуации, которые способствуют формированию определенных знаний и умений, связанных с коммуникативными процессами.
- Разбор воображаемых ситуаций.
- Проведение экскурсий.
1.Так как урочная и внеурочная деятельность тесно связаны между собой, во время классного часа проводится, например, беседа- обсуждение вопроса о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
С кем хотел подружиться?
Почему? Какие качества привлекают в герое?
(Дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут придти на помощь в трудную минуту.).
А кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
А чем могут помочь телевизионные и литературные герои? (Делается вывод, что помогают в трудную минуту близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации).
В ходе таких занятий у них развивается мышление, внимание, эмоции, память и речь, познавательные способности.
2. Организация игр, моделирующих реальные ситуации.
Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Модель реальных ситуаций должна соответствовать этим характеристикам и иметь определенную структуру. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации, выражающихся в репликах, действиях. Применение этого методического приема на занятиях позволяет решать ряд важных задач.
Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей (например, о продовольственных магазинах и магазинах промышленных товаров и их отделах, правилах покупки товаров в них, об услугах ремонтно-бытовых мастерских, приемных пунктах прачечных, о различных видах городского и междугородного транспорта, правилах поведения в транспорте и т.п.), накапливать практически опыт их использования.
Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Основной характеристикой общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Для того чтобы человек обратился к другому с определенной целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умение сформулировать обращение, просьбу или вопрос. Для успешного общения необходимо умение вести себя адекватно ситуации, знание определенных правил поведения, наличие опыта общения с незнакомыми людьми.
Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону.
Предлагаемые ученикам модели реальных ситуаций различаются не только по содержанию, но и по степени сложности. Исходя из характеристики модели реальной ситуации, можно выделить ситуации трех степеней сложности:
* Первый, наиболее простой уровень сложности предполагает ситуацию, в которой участвуют всего два человека. Они выполняют одно-два простых действия с использованием односложных реплик, таких как «спасибо — пожалуйста», «здравствуйте — до-свидания», «простите — пожалуйста» и т.п.
* Второй уровень сложности имеет ситуация, в которой участвуют несколько человек. Они выполняют несколько действий и сопровождают действия репликами.
* Третий уровень сложности — это несколько ситуаций на общую тему. Участвует группа ребят, обменивающихся репликами и выполняющих разнообразные действия.
Моделирование реальных ситуаций даст большой положительный эффект в том случае, если будут предусмотрены подготовительная работа и правильное руководство игрой со стороны учителя. Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно на начальном этапе обучения, не могут самостоятельно разыгрывать предложенный сюжет, ведут себя скованно, не могут придумать реплик, соответствующих роли, вступить во взаимодействие с партнерами.
Это связано с особенностями психофизического развития детей, в первую очередь с плохо развитым воображением, недоразвитием речи и целенаправленной деятельности, а также весьма ограниченным объемом знаний и опыта игровой деятельности.
3. Разбор воображаемых ситуаций.
Детям рассказывается ситуация и предлагается обсудить её, высказать своё отношение, сделать выводы. Например,
- Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
- В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна была поступить Оля?
- Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька». – «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня. Как вы думаете, права ли Таня?
- Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?
Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.
4. Проведение экскурсий.
Проведению учебных экскурсий в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделяется большое внимание. Своеобразие познавательной деятельности не обеспечивают ученикам с нарушением интеллекта полноту и правильность сведений и представлений об окружающем мире. Их понятия часто бывают неполными, неточными, могут смешиваться по случайному сходству. Поэтому проведение экскурсий является обязательной формой учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...
Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...
Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности
Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...