I. Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к изучению теме «Окружность. Круг» | Проблемный метод (постановка проблемной ситуации; столкновение разных точек зрения) | Организационный момент Приветствую детей. Проверяю готовность к уроку.
Актуализация знания 1. Индивидуальная работа (1 варианты.) • Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы? • Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне? Геометрический материал (2 варианты) - Заполните таблицу. а | 6 см | 5 см |
| 3 м | 5 м | b | 7 см |
| 6 м | 2м |
| Р |
|
|
|
| 14 м | S |
| 40 см2 | 48 м2 |
|
|
- обменяйтесь карточками и проверьте друг друга (ответы на слайде)
Формулировка темы урока Предлагаю открыть учебник на стр. 94 и узнать тему урока, вывожу его на слайде.
Постановка проблемной ситуации На доске вывешиваю задание. Нужно образовать пары. -почему ваши мнения при выполнении этого задания разошлись? (потому что мы не знаем, что такое круг и окружность/чем отличаются круг и окружность - А если мы узнаем, чем они отличаются, мы попробуем нарисовать свой круг и окружность?
Формулировка цели - тогда цель нашего урока не только научится различать их, но и …? (научится чертить окружность и круг) |
Приветствуют учителя
По вариантам выполняют задания
Проводят взаимопроверку
Знакомятся с темой урока.
Выполняют задание Отвечают на вопросы учителя, рассуждают
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают
Участвуют в формулировке цели. |
Ф
И
П,Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
|
Речь учителя
Речь учителя; раздаточный материал (карточкис заданиями)
Речь учителя, учебник, Телевизор (презентация)
Доска (раздаточный материал – карточки с заданием) Речь учителя
Речь учителя Телевизор (презентация) |
Контроль
Самоконтроль
Самоконтроль
Контроль
Контроль
Контроль
Контроль
|
|
Р: организуют себя на уроке;
П: умеют наблюдать, слушать;
П: проявляют познавательный интерес при изучении математики;
К: умеют доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; П: умеют наблюдать, слушать; П: проявляют познавательный интерес при изучении математики;
Р: определять и формулировать цель на уроке; | . Положительно относятся к процессу познания новых понятий «Окружность», «круг», «радиус» |
III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся
| Проблемный метод (прием предположения, сравнения, обобщения, сопоставления фактов, использование наглядности) | Реализация 1 задачи: Возвращаемся к пунктам плана.
Работа с учебником - Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 94 учебника. — Что такое радиус? (Отрезок, который соединяет центр окружности и любую точку на окружности.) — Чем различаются круг и окружность? (Окружность — это граница круга.)
(слайды) Около 3300 года до нашей эры стали применять гончарный круг, делать круглую посуду – тарелки, вазы, кастрюли, горшки, сковородки. У посуды есть окружность (верхний край) и круг (дно).
2. Мы не можем представить свою жизнь без машин: автобус, велосипед, швейная, машинки, самолет, луноход, различные станки, подъемный кран…Они не похожи друг на друга, но присмотримся к ним повнимательнее. Есть у них у всех похожие части – детали, и одна из них – колесо. Сначала колеса были круглые и гладкие, чтобы по земле легко катились, а потом человек придумал много разных колес.
3. Круг и окружность широко применяются в архитектуре и искусстве: круглые арки, своды, купола. Круг – это форма кочевых шатров и поселений. Еще древние греки обнаружили, что с помощью циркуля и линейки можно построить множество фигур, включая шестиугольники, квадраты и другие правильные многоугольники, и создавать волшебные узоры.
Окружность и круг – удивительно гармоничные, совершенные, простые фигуры. Окружность – единственная замкнутая кривая, которая может “скользить сама по себе”, вращаясь вокруг центра, поэтому колеса делают круглыми, а не квадратными или треугольными.
На слайде мы видим замкнутую кривую линию, на которой находятся точки К и С на одинаковых расстояниях от точки О. Такая замкнутая кривая называется окружностью. Точка О - центр окружности. Все точки, поставленные на окружности, находятся на одинаковом расстоянии от центра!
Предлагаю осуществить промежуточный контроль; возвращаемся к пунктам плана.
Реализация 2 задачи Возвращаемся к пунктам плана.
Сегодня Знайка — верный друг — Расскажет про окружность нам и крут. Есть у него помощник лихой, Он чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Зацепился и ни шагу. Что за друг у Знайки, Подумай, отгадай-ка. (Циркуль.)
т/б (напоминаю, спрашиваю у детей) .1) Игла шила должна хорошо держаться в ручке. 2) Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. 3) Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя. 4) При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
— Какие окружающие нас предметы имеют форму круга? (Ответы детей.) — Удобнее всего при изображении круга воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкинпомощник. (показываю разные виды циркулей: для работы надоске, ученический, чертежный.) Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает — чертит. — Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите окружность. (Учащиеся работают на альбомных листах. Учитель выполняет все действия вместе с детьми.) — Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как она называется. (Круг.) — Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга. — А сейчас найдите границу круга. Что это? (Линия, которую оставил грифель.) Граница круга — это окружность. — Начертите рядом окружность. — Выделите точку, оставленную иголочкой. Это центр окружности. — Обозначьте центр окружности буквой О. — Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности. Вы начертили радиус окружности. Радиус — это еще и расстояние между ножками циркуля, ме¬жду иголочкой и грифелем. - А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы лежали на окружности. Это диаметр окружности.
Предлагаю осуществить промежуточный контроль; возвращаемся к пунктам плана.
Физкультминутка
Реализация 3 задачи Возвращаемся к пунктам плана.
№1(с.94). — Прочитайте задание. — Как вы будете чертить окружность? (Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались.) — Что такое круг? (Окружность с внутренней частью.) — Выполните задание.
№2 (с. 94). - Вспоминаем нашу прошлую тему. - На сколько частей разделили первый круг? (На 4.) - Какая доля закрашена? (Одна четвертая.) - Какая доля закрашена на втором рисунке? (Одна восьмая.) - Какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая? (Одна четвертая.) (Аналогично разбираются следующие два рисунка.)
№3(с. 95). — Измерьте радиусы окружностей. — Чему равен радиус первой окружности? (20мм.) — Чему равен радиус второй окружности? (15мм.) — Выполните задание. — Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 96. — Что такое диаметр? (Отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки окружности.) — Проведите диаметры в окружностях, которые вы начертили.
Предлагаю осуществить промежуточный контроль; возвращаемся к пунктам плана.
Реализация 4 задачи №4 (с. 95). — Прочитайте задачу. — Что примем за единицу? (Расход семян на 1 кг масла.) — Заполните таблицу и решите задачу. (Один ученик работает у доски. Проверка. Самооценка.) Расход семян на 1 кг масла | Количество масла | Общий расход семян | ? (одинаковый) | 6кг | 30 кг |
| 9 | 25 кг |
Решение: 25 : (30 : 6) = 5 (кг). Ответ: из 25 кг семян можно получить 5 кг масла.
№ 6 (с. 95). Первый столбик мы прорешаем вместе, а второй и третий самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 46, 46, 65, 64, 1, 6. Самооценка.)
Домашнее задание Учебник стр. 95 № 5 и 7 (резерв)
Предлагаю каждому решить задачу на карточке. |
Работают с учебников
отвечают на вопросы учителя, размышляют
Воспринимают информацию на слух
Осуществляют самооценку
Работают на слух
Отвечают на вопросы учителя Работают на слух
Отвечают на вопросы учителя Работают на слух
Работают с циркулем в теттади
Осуществляют самооценку
Участвуют в физкультминутке
Работают с учебником
Выполняют задание
Работают с учебником отвечают на вопросы учителя
Выполняют задание
Осуществляют самооценку
Работают с учебником, отвечают на вопросы учителя
Выполняют задание
Речь учителя |
Ф
Ф
Ф
И
Ф
Ф
Ф
Ф
И
Ф
Ф
Ф
Ф
И,Ф
И
И,Ф
Ф,И
Ф
|
Речь учителя, учебник
Речь учителя, телевизор (презентация)
Листы самооценки
Речь учителя
Речь учителя,
Речь учителя, виды циркулей
Речь учителя, циркуль
Листы самооценки
Речь учителя,
Речь учителя, учебник
Речь учителя
Речь учителя, учебник
Речь учителя, учебник
Листы самооценки
Речь учителя, учебник
Речь учителя, учебник
Дневники, учебник |
Контроль контроль
Контроль
Самоконтроль
Контроль
Контроль
Контроль
Контроль
Самоконтроль
Контроль
Контроль
Контроль
Контроль
Контроль
Самоконтроль
Контроль, самоконтроль
Контроль, самоконтроль
контроль |
Знакомятся с понятиями «круг», «окружность», «радиус»
Умеют вычерчивать окружность с использованием циркуля
умеют решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле
Умеют применять понятие «доли» в устных ответах Умеют сравнивать доли с опорой на рисунок
Умеют выполнять краткую запись задачи; закрепляют навыки решения задач изученных видов
|
П: умеют наблюдать, читать, К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других
Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата
К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других
П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом
Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата
П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом
К: умеют доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом
Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом
К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Проявляют внимательное и ответственное отношение к применению знаний в жизни |