Конспект итогового занятия по программе «Домашняя мастерская» Тема занятия: «Выставка мастеров».
план-конспект урока (1, 2, 3 класс)

Цель: закрепить знания и умения работы с разными материалами.

Задачи:    

Обучающие: - формировать интерес к прикладным видам творчества.

Воспитательные: - воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;

воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству;

обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.

Развивающие:

развивать умение планировать свою деятельность, мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_programme.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по программе «Домашняя мастерская» Тема занятия: «Выставка мастеров».

Составитель: Токарева Л.В. педагог дополнительного образования

Цель: закрепить знания и умения работы с разными материалами.

Задачи:        

Обучающие: - формировать интерес к прикладным видам творчества.

Воспитательные: - воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;

воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству;

обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.

Развивающие:

развивать умение планировать свою деятельность, мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление.

Планируемые результаты:

- уметь различать произведения гжельских, хохломских, дымковских, богородских мастеров,

- уметь работать с шаблонами, лепить из соленого теста, составлять аппликацию из ткани, бумаги.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Тип занятия: занятие совершенствования умений и навыков

Технология обучения: личностно-ориентированная технология.

Время проведения: 07 06.2018

Участники: воспитанники 8 -10 лет.

Оборудование: выставка изделий декоративно - прикладного творчества, поделок из соленого теста, поделок в технике декупаж, иллюстрации, инструкционные карты.

Материалы и инструменты: шаблоны, лоскутки, соленое тесто, контейнеры для теста, стеки, дощечки для работы с тестом, вода, салфетки, кисти.

I. Организационно-подготовительный этап.

Педагог: Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, матрешек, игрушки,  изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. 

Ребята, а почему промыслы называют народными?

Воспитанники: Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению.

 Педагог: благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления посуды, одежды и украшений.

-Я предлагаю сегодня на занятии посетить выставку умельцев России, а поможет мне Марья – Искусница.

Марья – Искусница:

Богата и привольна Родина моя.
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И Павловский Посад,
Загорская матрешка, 
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы,
С любовью мастерят.

II. Основная часть.

Марья – Искусница: Приглашаю вас в первую мастерскую. 

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда - будет еда!

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

 

На круг, насадив начинает вращенье,

И вот оно сказочное превращенье,

Из глины как сказка, как диво, как чудо

Выходит различного рода посуда.

Педагог:

Как мастер заготавливает глину? Как называется посуда, которую мастер изготавливает из глины?

Воспитанники: Глиняная или керамическая.

Педагог:

На Руси было много керамических промыслов.  Керамическая посуда, изготавливалась  в гончарных мастерских на гончарном круге. Для того чтобы она не размокала от воды ее обжигали в печи.

Марья – Искусница: пришло время и вам попробовать себя в роли мастера. Первое задание - вылепить карандашницу из керамического теста. Практическая работа.

Педагог: Повторим правила работы с тестом и клеем.

1С клеем обращайтесь осторожно.

2.Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

4.По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

5.При работе с клеем пользуйся салфеткой.

Дети  с помощью педагога планируют свою работу.

1.Обернуть форму пленкой.

2.Облепить соленым тестом.

3.Сделать валик по верху изделия.

4. Украсить работу.

Самостоятельная работа детей. По окончании дети выставляют свои работы на выставочный стол.

Физминутка.

Птица хохломская крыльями махала            (Руки в стороны)

Крыльями махала – злато рассыпала.       (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала           (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала.  (Наклоны в пол)

Травы собирала, чаши украшала,            (Обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала.  (Руки к сердцу, руки вперед).

Марья – Искусница:

-Приглашаю вас в следующую мастерскую. 

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

 Отголоски лета в золоте травы

 Рощи-перелески, шелковые всплески

 Солнечно-медовой золотой листвы.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.

Педагог:

-Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

Хохлома - народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону.

Марья – Искусница:

-Сегодня вы попробуете себя в роли гжельских мастеров. Мы будем не расписывать, а наклеивать узор на тарелку в технике декупаж.

Определить последовательность работы над изделием по инструкционной карте.

Самостоятельная работа детей. По окончании дети выставляют свои работы на отдельный стол.

Марья – Искусница:

 - Приглашаю вас в третью мастерскую. 

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат

Ребятишек всех смешат.

Педагог:

-В мастерской умельцев игрушечников можно увидеть медведей, петухов, собачек, барынь, матрешек, Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Однажды к мастеру попала японская деревянная кукла - Фукурума. Фигурка эта понравилась и послужила прообразом нашей матрешки.

Лучший мастер игрушечных дел В. Звездочкин с большим старанием, вручную изготовил первую модель. В истинно крестьянском духе с любовью к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Вот так появилась миру новая игрушка.

- Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское. Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?

Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

Педагог:

-Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Знаете какая?

Дети. Да.

Марья – Искусница: А теперь пришло время потрудиться. Мастера девочки наряжают матрешек, а мальчика соберут детали богородской игрушки.

Дети с помощью педагога планируют свою работу.

Планирование работы девочек:        

1. Подготовка материалов и инструментов.

2.Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).

3.Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).

Планирование работы мальчиков:

1.Закрепить деталь наковальню - 1 крепление.

2.Закрепить кузнеца - 2 крепления.

3. Закрепить медведя - 2 крепления.

Самостоятельная работа детей. По окончании дети выставляют свои работы на отдельный стол.

III. Заключение. Рефлексия.

Педагог:

 –Прекрасные работы получились у нас!  Давайте оформим  выставку работ. (Педагог оформляет вместе с детьми выставку). Ваши работы можно использовать, как чудесные сувениры для родных и близких людей.

Марья – Искусница:

- Молодцы ребята. Для ваших работ подходит пословица: «Не золото, что дорого и блестит, а дорого, что руками мастера создано».

- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело? Я угощу вас своим печеньем.

Педагог:

- Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей.

Список литературы.

1. Маршак С.Я. Самое любимое.- М.: АСТ,2006.

2. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.- М.: Знание,1984.

3. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь.- М.: Владос,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по логике "Встреча с Лунтиком"

Конспект  итогового занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Основная задача:закрепить полученные умения и навыки выполнения логических и творческих заданий....

Конспект итогового занятия по информатике для детей младшего школьного возраста на тему" Информатика"

Занятие направлено на закрепление знаний в игровой форме по теме информатика. ...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

План -конспект урока ИЗО во 2 кл на тему: "В мастерской мастера-гончара"

План- конспект урока ИЗО во 2 классе на тему: "В мастерской мастера-гончара"...

Конспект открытого занятия социально-педагогической направленности по теме: «Домашние животные»

Конспект открытого занятия по коррекционно - развивающей программе «Мир в ладошке» социально-педагогической направленности по теме «Домашние животные». Занятие рассчитано на детей младшего школьного...

Конспект логопедического занятия для 1 класса на тему "Домашние животные"

Конспект логопедического  занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи для обучающихся  1 класса с системным недоразвитием речи  на тему: « Домашние животные...

Конспект внеурочного занятия на тему: "Домашние животные"

Конспект внеурочного занятия на тему: "Домашние животные"...