«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка».
статья
Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм и нравственная культура имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
Современный подход взаимодействия семьи и школы — отношение к родителям, как партнерам, вовлечение их в жизнь детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
О.О.Хохлова
МАОУ «Гимназия №12 им. Г.Р.Державина», г. Тамбов
E-mail: xoxlowa.h@yandex.ru
«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка»
«Любовь к Родине начинается с семьи».
Ф. Бекон
Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм и нравственная культура имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
Современный подход взаимодействия семьи и школы — отношение к родителям, как партнерам, вовлечение их в жизнь детского коллектива.
В организации этой работы можно выделить три этапа:
Информационно-аналитический — осуществляется сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предполагает актуализацию полученных знаний родителями: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН, включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах).
Контрольно-оценочный — анализ эффективности проводимых мероприятий. На этом этапе используются опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Организуя работу с семьями по патриотическому воспитанию детей, использую традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.
Формы сотрудничества семьи и школы:
- анкетирование родителей с целью изучения отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в семье и школе;
- заочные консультации через родительские уголки «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», «Первое чувство патриотизма».
- совместная деятельность детей и родителей: оформление «Книги памяти», выставки рисунков «Мы за мир на земле», «Солдаты Победы», декоративно-прикладного творчества «Творчество юных—юбилею Победы»
- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города «Их имена носят улицы моего города», перекличка героев «Навечно в строю»;
- совместные экскурсии (по итогам которых создаются семейные фотоальбомы, папки-передвижки, фотовыставки «Памятники рассказывают»);
- беседы с детьми и родителями «Что означает слово патриот»,
«С чего начинается Родина»;
- практикумы, проекты «Родной свой край люби и знай», «Этот День Победы!», «Шаги Великой Победы»;
- обсуждение и распространение семейного опыта «Как мы празднуем День защитника Отечества»;
- музыкальная гостиная «Песни военных лет»;
- совместные встречи детей и родителей в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия;
- вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»;
- «круглые столы», конкурс стихов «У войны не женское лицо», праздничные концерты ко Дню защитника Отечества, «С Днем Победы»;
- совместные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами.
- классные часы с участием родителей «Маленькие герой большой войны»;
- посещение краеведческого музея;
- театрализованные представления «Письмо с войны».
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с использованием ИКТ: стенгазеты; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование средств ИКТ позволяет сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании младших школьников есть целостный педагогический процесс, способствующий разностороннему становлению личности ребенка, воспитанию высших нравственных чувств.
Список литературы:
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23
- Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников-2005 № 8-С 17.
- Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын ) В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей духовно-нравстенно...
Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся
Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
«Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребенка» как форма взаимодействия семьи и школы».
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.В связи с этим нужно правильно его под...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...
Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка
Методические правила взаимодействия школы и семьи....
"Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно – нравственной культуры ребенка»
Цель мастер-класса: поделиться опытом работы по формированию духовно-нравственной культуры во взаимодействии семьи и школы....