«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка».
статья

Хохлова Ольга Олеговна

Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения.  Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм и нравственная культура имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека.

  В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

  Современный подход взаимодействия  семьи и школы — отношение к родителям, как партнерам, вовлечение их в жизнь детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

О.О.Хохлова

МАОУ «Гимназия №12 им. Г.Р.Державина», г. Тамбов

E-mail: xoxlowa.h@yandex.ru 

«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка»

«Любовь к Родине начинается с семьи».

Ф. Бекон

        Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения.  Детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм и нравственная культура имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. 

        В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

        Современный подход взаимодействия  семьи и школы — отношение к родителям, как партнерам, вовлечение их в жизнь детского коллектива. 

В организации этой работы можно выделить три этапа:

Информационно-аналитический — осуществляется  сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение  семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

Практический — предполагает актуализацию полученных знаний родителями: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН, включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах).

Контрольно-оценочный —   анализ эффективности проводимых мероприятий. На этом этапе  используются опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.

        Организуя работу с семьями по патриотическому воспитанию детей, использую традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.

Формы сотрудничества семьи и школы:

  • анкетирование родителей с целью  изучения отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в семье и школе;
  • заочные консультации через родительские уголки «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», «Первое чувство патриотизма». 
  • совместная деятельность детей и родителей: оформление «Книги памяти»,  выставки рисунков «Мы за мир на земле», «Солдаты Победы», декоративно-прикладного творчества «Творчество юныхюбилею Победы»
  • поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города «Их имена носят улицы моего города», перекличка героев «Навечно в строю»;
  • совместные экскурсии (по итогам которых создаются семейные фотоальбомы, папки-передвижки, фотовыставки «Памятники рассказывают»);
  • беседы с детьми и родителями «Что означает слово патриот»,

 «С чего начинается Родина»;

  • практикумы, проекты «Родной свой край люби и знай»,  «Этот День Победы!», «Шаги Великой Победы»;
  • обсуждение и распространение семейного опыта  «Как мы празднуем День защитника Отечества»;
  •  музыкальная гостиная  «Песни военных лет»;
  • совместные  встречи детей и родителей в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия;
  •  вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»;
  •  «круглые столы», конкурс стихов «У войны не женское лицо», праздничные концерты ко Дню защитника Отечества, «С Днем Победы»;
  • совместные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами.
  • классные часы с участием родителей «Маленькие герой большой войны»;
  • посещение краеведческого музея;
  • театрализованные представления «Письмо с войны».

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с использованием ИКТ:  стенгазеты; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование  средств ИКТ позволяет сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными. 

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании младших школьников есть целостный педагогический процесс, способствующий разностороннему становлению личности ребенка, воспитанию высших нравственных чувств.

Список литературы:

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23
  2. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с.
  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников-2005 № 8-С 17.
  4. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

«Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребенка» как форма взаимодействия семьи и школы».

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.В связи с этим нужно правильно его под...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...

Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка

Методические правила взаимодействия школы и семьи....

"Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно – нравственной культуры ребенка»

Цель мастер-класса: поделиться опытом работы по формированию духовно-нравственной культуры во взаимодействии семьи и школы....

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Материал для выступления на заседании методического объединения классных руководителей....