«Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребенка» как форма взаимодействия семьи и школы».
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика,
средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_snezhinskoy_l.a.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.
Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.
Основные формы родительских собраний:
- собрание-лекторий;
- "круглый стол";
- тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
- консультация со специалистами;
- родительская дискуссия;
- общешкольная и общеклассная конференция;
- устный журнал;
- семинар – практикум;
- мастер – класс и др.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
- собрание следует проводить в удобное для родителей время;
- тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
- нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
- классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
- нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы,
а не констатировать ошибки и неудачи детей
в учебе; - cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Родительские собрания делятся на организационные и тематические.
Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.
Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.
ПАМЯТКА для педагога
"Проведение родительских собраний"
- Оставьте за дверью свое плохое настроение.
- Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
- Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
- Не избирайте для общения назидательный тон.
- Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
- В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
- Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
- Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
- Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
- Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
- Не давайте негативной оценки всему классу.
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
- Не переоценивайте значение отдельных предметов.
- Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
- «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
- «Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
- «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
- «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
- «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
- «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто? Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
- Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
- Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
- Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
Родительское собрание во 2 - В классе МБОУ СОШ № 156 г.о.Самара
Тема: «Мир увлечений вашего ребёнка».
Дата проведения: 4 четверть
Продолжительность: 1,5ч
Форма проведения :Устный журнал, проводимый совместно с учащимися и их родителями.
Место проведения :актовый зал школы
Цель : ознакомить родителей с достижениями их детей по занятиям во внеурочное время.
Задачи:
-ознакомить родителей с разнообразием увлечений учащихся класса
-создать условия для формирования выбора вида дополнительных занятий родителям и детям, не определившимся в своём выборе.
-заинтересовать родителей в участии в разностороннем развитии их детей.
1.Подготовительный этап.
-Презентация,в которой отражены все занятия в кружках.
-Продумать место проведения родительского собрания.
-Подготовить выставку работ «Наши увлечения»
-Подготовить для родителей приглашения на родительское собрание.
Примерный вариант приглашения на родительское собрание.
Уважаемые (имя, отчество мамы, папы учащегося).
Приглашаем вас на родительское собрание (дата,время,место проведения).
Тема собрания- «Мир увлечений вашего ребёнка»
Повестка собрания: 1.Выступление драмкружка.
2.Выступление хорового кружка.
3.Выступление танцевальной группы.
4.Выступление заведующего ЦДО.
5. Анкетирование родителей.
6. Подведение итогов.
7.Рефлексия.
Сценарий родительского собрания.
Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы поговорим с вами об увлечениях вашего ребёнка. Пройдёт он в форме устного журнала.
Страница1.Театр-наше увлечение.
Ведущий 1. Здравствуйте,мамы и папы!
Здравствуйте все гости наши!
Мы ждали вас,готовили для вас
Все наши лучшие уменья,
Стремления и достижения!
Ведущий 2. Вот хоть бы раз в театре побывать…
Мы сами можем тебе всё показать
Смотри, вот он -театр,
А в жизни разве всё другое
Выступление драмкружка. Инсценировка сказки «Теремок».
Выступление руководителя театрального кружка «Петрушкин балаган» .
Страница 2. Мы любим петь..
Ведущий 1. Мама, я очень петь люблю,
Петь и танцевать я буду
И про улицу забуду.
Мама, я очень петь люблю.
Ведущий 2. Школой этот мир зовётся,
Всяк там в знанья окунётся,
И о том, как мы живём,
Песни вам сейчас споём.
Выступление хоровой группы. Исполнение 2 детских песен о школе.
Выступление руководителя хоровой студии.
Страница 3. Мы любим танцевать.
Ведущий 1.Глядите люди собрались сюда,
Им сделать это не составило труда.
Вы покажите, что вы их бодрей.
Давайте, спляшите!
С танцем жить веселей!
Ведущий 2. Нам это делать очень просто.
Коль грянет музыка-мы спляшем без труда!
Выступление руководителя школьного танцевального ансамбля «Созвездие».
Выступление танцевальной группы.
Страница 4 . Мы любим мастерить
Ведущий 1. Отгадайте загадки.
Есть у меня работники.
Во всём помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток!(пальцы)
Ведущий 2. У двух матерей
По пяти сыновей
И всем одно имя.(рука и пальцы)
Классный руководитель.
- Чем могут помочь вам ваши руки, ваши пальцы?
- Много дел позволяют вам выполнить руки, они ваши постоянные и верные помощники. Ваши руки делают многое, но чьи-то руки творят чудеса, что другим рукам стоит этому поучиться.
Выступления заведующего ЦДО «Красноглинский» г.о.Самара и руководителя кружка прикладного творчества из ЦДО. Просмотр работ детей, выставка работ «Наши увлечения». Презентация о кружках ЦДО. Просмотр фотографий.
Примерное содержание выступления руководителя :
- Расположение студии, кружка, ансамбля.
- Режим работы.
- Условия занятий.
- Описание проводимых занятий.
- Перспективы в данном направлении.
Анкетирование. Вопросы анкеты.
1) Достаточно ли полно были ознакомлены родители с миром увлечений учащихся?
2) Смог ли ваш ребёнок показать мир своих увлечений?
3) Каким видом деятельности вы бы хотели дополнить список увлечений вашего ребёнка?
4) Ваши предложения по решению родительского собрания.
Подведение итогов.
На этом этапе классный руководитель вручает грамоты детям, благодарственные письма родителям, активно поддерживающим реализацию увлеченности своих детей. Также кл.руководитель благодарит за участие в собрании педагогов учреждений доп.образования и самих учащихся класса.
Рефлексия. Поделитесь впечатлениями.
Решение род.собрания.
- Родителям учащихся класса проявлять заинтересованность увлечениями детей и осуществлять поддержку дополнительных занятий.
2. Классному руководителю продолжать сотрудничество с ЦДО.
3. Учащимся класса демонстрировать свои достижения на классных и школьных мероприятиях.
Используемая литература:
- Рябова С.Р. Родительские собрания 1 класс. - М.:«ВАКО», 2011.
- http://www.menobr.ru/materials/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Анкета способностей вашего ребенка
Готовясь к родительскому собранию, учитель часто задумывается над тем, как сделать встречу максимально интересной и полезной. Мамам и папам, к сожалению, не всегда удается объективно оценить своих дет...
Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"
Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.Задачи: Проанализировать систему работы с родителями.Вы...
Статья. Тема:Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).
Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....
Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"
Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением. Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте покажу как это можно сделать....
Статья. Тема: Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).
Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....
«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка».
Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к ...