ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
статья на тему

Паршина Оксана Евгеньевна

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности в реализации своего воспитательного потенциала.  Поэтому только совместная целенаправленная работа педагога и родителей    поможет становлению   духовно-нравственной личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

О.Е. Паршина,

        МАОУ «СОШ №2 с УИОП», г. Губкин

Работая в школе учителем начальных классов, я всё больше и больше прихожу к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых школой. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности в реализации своего воспитательного потенциала.  Поэтому только совместная целенаправленная работа педагога и родителей    поможет становлению   духовно-нравственной личности.

Одной из форм общения педагога с родителями являются родительские собрания. Очень важно в обращении к родителям младших школьников  указать на то, что статус ребенка в обществе изменился, теперь он  школьник.  В  нравственном отношении начало школьных лет знаменуют собой сильные изменения в детях.  Теперь вдруг ребенок может сталкиваться с ситуациями незнакомыми ему, имеющими отступление от тех принципов поведения, которыми он привык руководствоваться: одноклассники могут к нему относиться неуважительно и бестактно, тогда как он вежлив и учтив. Обучаясь в начальной школе, ребенок вступает в конфликт с тем перечнем ценностей, которые чужды его собственному мировоззрению, и очень часто его будет томить искушение перенять их самому. Он, возможно, услышит язык,  на котором  никто в его семье не говорит, познакомится с играми, на первый взгляд, невинными и безопасными, в которые играют дети, но таящими в себе опасный (а иногда трагичный) исход.

Естественно, что все это вас возмутит. Вы ведь не хотите, чтобы вашего ребенка обижали и сбили с верного пути. Но мы не можем все время защищать своих детей от внешнего мира. Им придется обнаружить, что жизнь, с которой они столкнулись, полна разнообразных неожиданностей и превратностей; нужно думать, анализировать, научиться принимать правильные решения из возможного выбора; что существует несправедливость на свете, с которой нужно научиться бороться. Этого можно добиться при условии, если семья – безопасная, счастливая гавань, если дети знают, что их родители выслушают и поддержат, и тогда дети преодолеют эти «бурные воды» и станут знающими «мореплавателями».

Анализируя правильно отношение ребенка к каким-либо ситуациям, вы сможете направить и его поступки в русло нормированного, нравственного поведения.

Что делать, если в речи вашего ребенка появились нецензурные слова?

На определенное время стоит сделать вид, что вы не обратили внимания, не расслышали их. При удобном же случае разъясните ребенку, что ругательство – довольно скверный способ высказывать свои мысли. Русский язык богат словами и выражениями, оперируя которыми мы в точности можем передать свои мысли. Безусловно, держитесь реальных событий. Признайте, что каждый мог бы воспользоваться этими словами, если сильно стукнется обо что-нибудь головой или ударит по пальцу молотком. Это один способ (но не самый лучший) в высвобождении своих чувств. Но он сильно отличается от употребления бранных слов, вошедших в привычку просто потому, что ум слишком ленив, чтобы придумать более подходящие альтернативы.

Что делать, если ребенок  принимает участие в делах, не одобряемых вами?

Если ребенок замечен в каких-либо проказах или принимает участие в делах, которые вы не одобряете, при беседе об этом выслушайте его до конца и не отвергайте сразу же услышанное. Если вы прочтете ему нотацию о том, как бездумно и глупо он себя вел, то дадите ему повод в будущем быть осторожнее, скрывать от вас те моменты, которые вызывают нежелательные для него последствия. Выслушайте его, затем согласитесь, что описанные события у любого вызовут смех, но обязательно обратите внимание на следующее: « Мы уверены, что ты не замышлял ничего дурного, а хотел всего лишь пошутить, но в каком положении оказался этот человек после твоей проделки, ты подумал? А тебе самому хотелось бы быть на его месте?» Если нет пострадавших и обиженных, а просто имела место некультурная выходка, можно вместе с ребенком поразмышлять над вопросом: что бы было, если бы каждый вел себя подобным образом?

В каждом случае осторожно разграничивайте то, что заставляет ребенка чувствовать ответственность и вину за допущенную оплошность, далеко не безвредную шалость.  

Итогом такой беседы  может стать памятка для родителей:

- Учитесь слушать и слышать своих детей.

- Спрашивайте ребенка о том, как прошел день, что было интересного, какие события запомнились больше всего.

- Если есть события, которые вы не одобряете, скажите ребенку, что вас смущает.

- Обсудите, что почувствовали все участники событий.

- Спросите, каково было самому оказаться на месте любого участника событий.

- Приведите примеры из своей жизни или жизни своих знакомых.

 Нравственное формирование человека начинается с рождения.   Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют интерес  к общешкольной жизни ребенка, а в учителе видят соратника и помощника,   у них есть шанс добиться успехов в воспитании детей.  

Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника"

Статья о социализации младшего школьника через совместные мероприятия с родителями....

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...

«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка».

Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения.  Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к ...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Материал для выступления на заседании методического объединения классных руководителей....