"Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно – нравственной культуры ребенка»
опыты и эксперименты на тему

Вострикова Ольга Михайловна

Цель мастер-класса: поделиться опытом работы по формированию духовно-нравственной культуры во взаимодействии семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx62.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

 

Мастер – класс

«Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно – нравственной культуры ребенка»

C:\Users\2D25~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.055\1191269251_c4133.jpg

  Выполнила: Вострикова Ольга Михайловна –                                                          учитель начальных классов, 1 кв. категории

с. Благодарное, 2015 год

Тема: «Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно – нравственной культуры ребенка»

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,
– ничего, чем человек есть человек.
В.Г. Белинский

Цель мастер-класса: поделиться опытом работы по формированию духовно-нравственной культуры во взаимодействии семьи и школы.

Оборудование:  ПК, медиапроектор, экран, презентация.

Ход мастера - класса

  1. Вступление. Организационный момент.

Настало время начинать наш мастер-класс,

И может быть, коллеги, он пойдет вам впрок.

Собрались все участники вокруг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Слайд 1.Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно – нравственной культуры ребенка».

Слайд 2.Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению нравственной сферы ребенка, являющейся основой культуры личности.  

Слайд 3.Конфуций говорил, что   «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».        

        С незапамятных времен люди мечтали о развитом гармоничном человеке. Цель жизни, утверждал К.Д. Ушинский, состоит в постоянно расширяющейся деятельности. В процессе такой деятельности и происходит развитие личности.  Чтобы растущий человек формировался  гармонично, труд его должен быть многосторонним – трудом ума, сердца, воли.  Работа ума дает человеку умственную, или теоретическую жизнь, труд сердца – эмоциональную, труд воли – практическую, деятельную жизнь.

2.  Теоретическая основа патриотического воспитания.

В Стандартах второго поколения в системе базовых ценностей прописано, что  важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание  нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.        

В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость, доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Говоря о нравственности, хочется познакомить вас с притчей, которая  называется  «Кто ты? Где ты?»

На окраине маленького города за изящной, красивой изгородью находился большой сад. Внутри сада за ветвистыми и плодоносными деревьями был небольшой домик, где жила дружная семья. Отец, мать и сын очень любили свой сад и много времени проводили там. Отец подрезал и окапывал большие деревья, такие как яблони, груши, орех. Мать сажала и ухаживала за участком с овощами, а на сыне лежала ответственность за цветы. Цветов в саду было огромное количество, они были посажены в отдельные клумбы, горшки и вдоль дорожек. Как они радовали глаз, какой аромат шёл от этой благоухающей красоты! Возле самого домика находилась клумба с розами. Каких сортов здесь только не было, как они были подобраны, какой головокружительный аромат излучали! В самом центре клумбы росла одна-единственная роза, привезённая издалека и подаренная хозяину дома. Роза была очень красива и непохожа на своих прелестных сородичей. Она переливалась необычным цветом, в различные часы суток она выглядела по-разному: от ярко-красного до тёмно-бордового цвета.

Внизу, на земле под розами, тоже проходила жизнь. Муравьи, жучки, букашки, кузнечики, червячки — все имели право на жизнь, и жизнь бурлила ничуть не проще, чем в других областях сада. Все эти земляные жители видели розу только снизу. Они слышали о её красоте и запахе, но не могли понять, почему идут такие разговоры. Ну, стоит столб, весь покрытый колючими шипами, и что же здесь красивого? Все сторонились этого уродства, и мало кто хотел залезать на этот колючий и уродливый столб. Где же здесь красота?

Были и другие жители сада — бабочки, пчёлы, птички. Они видели розу сверху, чувствовали её аромат и не могли понять, почему земляные жители возмущаются, и не видят красоту лепестков, и не чувствуют прекрасный запах розы. Как можно не видеть этой красоты?

И спор между верхними и нижними жителями сада был нескончаем. Одни видели колючие шипы, другие — только благоухающие цветы. Ну, а что же человек?

Человек видел розу в общем объёме. Он наслаждался красотой и ароматом чудесного цветка, но при этом никогда не забывал о колючих шипах, скрывающихся в стволе розы.

Слайд 4.Человек — это подобие Творца, и он должен всегда знать, что есть не только колючки жизни, но есть Великая Мощь Красоты. Красоты, дающей Силу, Радость, Надежду, Веру, Любовь.

Ценности личности формируются не только в школе, но и в семье, дошкольном образовательном учреждении, социуме, через средства массовой информации,  досуговую деятельность. Равноценную значимость со школой  имеет формирование духовно-нравственных ценностей в семье. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.  «Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдёт», так гласит народная мудрость.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе наших традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру.

Первые уроки нравственности дети получают в семье.  «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители–пример ему» -это слова Песталоцци.

Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые  закладываются в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении  и становлении личности ребёнка является школа.  

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Слайд 5.Поэтому в нашей работе мы ставим следующие цели:

1. Воспитание гражданско-патриотических чувств;

2. Содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4. Формирование ценного отношения к здоровью;

5. Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

6. Приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Особое внимание должно уделяться работе с семьей.

Мы считаем, очень важно для воспитания духовно богатой личности

ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

  1. Из опыта работы.

Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в нашей деятельности  занимает просветительская работа с родителями.

Слайд 6.Для этого мы используем такие формы работы с родителями:

  1. индивидуальные консультации по воспитанию детей;
  2. наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,

выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  1. один раз в  месяц проводятся  «Родительские собрания». На родительских собраниях мы с родителями разбираем различные ситуации воспитания ребенка.

Работа в группах.
Задание для родителей по группам.

Вам предлагается ситуация, которую вы должны разыграть, используя выбранные методы и средства, учитывая потребности ребёнка.

1 группа. У вашего ребёнка появился друг, который, по вашему мнению, плохо воспитан

2 группа. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего…

3 группа. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх, и если ему это не удаётся, он пытается бунтовать.

Большое внимание уделяю вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс:

  1. Совместные с родителями праздники; «День знаний», «Прощай букварь», «До свидания начальная школа», часы общения «Родительский дом – начало начал», «Моя семья».

2. Помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;

- Большую помощь оказывают родители при проведении Новогоднего утренника, «Посвящение первоклассников в пешеходы», Праздник «Осенние посиделки» и др. Совместно с детьми готовят костюмы, учат слова и сами участвуют в мероприятиях, например «Кросс Нации», «Лыжня России»

Большую помощь оказывают родители  при участии детей в конкурсах, викторинах.

На муниципальную конференцию младших школьников «Юный                         исследователь»  учащиеся совместно с родителями готовили проект «Речка моя». За работу получили 2 место. Работая над проектом у учащихся воспитывалась любовь к родному краю, культура поведения, бережное отношение к природе.

 Учащиеся принимали участие в муниципальном  конкурсе проектов по краеведению «Родные истоки»  «Лукошко здоровья». Дети совместно с родителями  писали сочинение о здоровом образе жизни, рисовали рисунки.  Получили 2 место.

Очень часто учащиеся принимают участие в различных конкурсах рисунков, посвященных различным памятным датам. В этом учебном году дети совместно с родителями принимали участие в конкурсе рисунков, посвященном 70-летию Победы. Помогая своим детям, родители воспитывают чувство патриотизма.

В результате такого взаимодействия семьи ребята приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание  должно быть систематическим и непрерывным.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие  успешного развития России.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Девизом нашей работы  являются многим известные слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

Подведём итоги : Ребенок вырастает не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»

«Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь…, — тогда это и будет главным достоянием жизни.

  1. Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, наша школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

  1. Рефлексия.

Прошу  Вас оценить работу  мастер – класса. Для оценивания  предлагаю  Вам аббревиатуру «Духовно-нравственное воспитание младших школьников».

Д- доброе, дело

Н-  новое, необходимое

В-  востребованное

М-  моральное

Ш- школа нравственных наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

Церковь, семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в современном обществе.

Изменения, которые мы переживаем в начавшемся третьем тысячелетии христианской    эры,заставляют нас смотреть на настоящее через призму будущего. Из доклада митрополита Калуж...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"...

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....

Взаимодействие семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника

  Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие.    На формирование г...