Квест -игра "Знатоки птиц"
план-конспект

Пичихина Ирина Викторовна

Квест -игра "Знатоки птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_-igra_znatoki_ptits.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Витимская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная экологическая игра-квест «Знатоки птиц»

Подготовила: Пичихина Ирина Викторовна

учитель начальных классов

Цель: Углубление знаний о птицах, их жизнедеятельности, необходимости беречь окружающий мир Воспитание бережного отношения ко всему окружающему. Способствовать укреплению отношений между детьми  при создании творческих работ и в процессе общения

Задачи: 

Образовательные: расширить знания о птицах,

Развивающие: развивать интерес, наблюдательность;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. Привлечь внимание детей к проблеме подкормки птиц зимой.

Оборудование: 

Мультимедийная установка, ноутбук

Презентация Птицы Красной Книги Бурятии

Музыка (пение птиц)

названия станций (формат А 4);

реквизит на станциях;

таблички с названиями станций;

листы А -4 по количеству команд, ножницы клей

Ход занятия

  1. Организационная этап

Подготовка обучающихся к занятию, проверка отсутствующих, создание положительного эмоционального настроя

  1. Вступительные слово педагога

Сообщение темы и цели мероприятия

Сегодня у нас не простое занятие, а увлекательный квест на тему «Пернатые наши друзья», которое посвещено  знаменательному дню «1 апреля – Международный день птиц». 

Сегодня мы с вами вспомним птиц, занесённых в Красную книгу живущих в Бурятии.

Попробуем ответить на вопросы: Нужны ли птицы людям? Может ли человек обойтись без птиц? Для чего нужна Красная книга? Что страшнее для птиц холод, или голод? Чем можно кормить пернатых зимой? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Итогом нашего квеста будет поделка из бумаги «Белый лебедь»

Основной этап

Показ презентации: «Птицы КРАСНОЙ КНИГИ БУРЯТИИ»

Слайд 1

Бурятия – один из красивейших регионов Восточной Сибири, край гор и степей. Природа Бурятии отличается поразительным разнообразием, в котором красота озера Байкал органично сочетается с бескрайними таежными пространствами, широкими реками и снежными вершинами Саянских горных хребтов.

Слайд 2

В Бурятии есть растения и животные, находящиеся на грани исчезновения.

Такие растения и животные занесены в Красную книгу -  список самых редких, находящихся под угрозой вымирания видов живых организмов

Редкие растения и животные охраняются законом и их запрещено уничтожать. Некоторые растения и животные являются эндемичными, т.е. такими, которые проживают только в Бурятии.

Красная книга Бурятии состоит из двух томов. Первый том представлен списком животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также редких растений и грибов региона. Во втором томе описаны 75 видов птиц.  Самыми редкими птицами Бурятии считается степная дрофа, белая сова, беркут, белоспинный дятел. 

Слайд 3

Дрофа одна из самых крупных и ценных птиц орнитофауны России. Вес ее в зависимости от пола, возраста и степени упитанности достигает 16 кг. Длина крыла 56–57 см, клюв короткий и широкий, телосложение весьма мощное и монолитное. Голова округлой формы, большая; ноги трехпалые, сильные и весьма длинные. На горле имеется пучок длинных перьев. Голова и подавляющая часть шеи – серые, зоб и зашеек имеют рыжую окраску с черными пестринами, спина – охристо-рыжую с интенсивными темными поперечными пестринами [1]. Дрофу можно отличить от других представителей отряда Журавлеобразные по ее крупным размерам, сильным и неоперенным ногам, пестрому оперению (рыжему и белому), а самцов – по “усам” – пучкам удлиненных нитевидных перьев, которые отходят от подбородка.

Слайд 4

Беркут. Самый крупный из наших орлов. Окраска оперения темно-бурая. На затылке, задней стороне шеи, брюхе, голени - заметная примесь рыжего цвета. Первостепенные маховые черно-бурые, с сероватыми основаниями. У молодых птиц имеются белые пятна на крыльях, хвост белый с широкой темной полосой на конце. Восковица и ноги ярко-желтые. Яапы мощные, оперены до пальцев. При планировании держит крылья немного приподнятыми.

Слайд 5

Крупная сова, по величине не уступает филину. Самки крупнее самцов, их вес максимально достигает 2400, в среднем – около 1900–2000 г, самцов – 2000 соответственно и в среднем – 1500–1700 г. Крылья птиц короткие и широкие, хвост относительно длинный. Старые самцы имеют снежно-белое оперение с небольшим количеством буроватых пестрин на затылке и концах первостепенных маховых перьев. Самки в отличие от самцов имеют более пеструю окраску. На спине, крыльях и брюшной стороне заметны темные поперечные пестрины. У молодых птиц, за исключением лап и лицевого диска, все оперение испещрено темными поперечными полосками. Ноги совы покрыты густым оперением до самых когтей. Когти и клюв черные, последний прикрыт жесткими перышками почти до вершины. Глаза желтые. Перьевые ушки практически отсутствуют . Птицы обладают звонким голосом – «ки-ки-ки» и «кра-ау», несколько похожим на карканье вороны. Полет сов довольно быстрый, напоминает соколиный. Зимой совы молчаливы. Птица очень осторожная и редко допускает человека ближе 50–80 м. От других сов отличается белой окраской.

Слайд 6

Птицы, занесенные в КРАСНУЮ книгу дятел белоспинный, чёрный аист, даурский журавль, орёл-карлик,чирок-свистунок.

Кулик-воробей, лебедь –кликун, орлан-белохвост, малый лебедь, малая чайка.

Звучит мелодия: Птичья трель соловья или «Утро в лесу».

Начинаем игру.

Приветствие команд. Каждая команда называет свое название

Задание всем командам: Во время чтения стихотворения нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда обучающиеся услышат не птицу. Попробуйте сосчитать виды птиц.(10 видов птиц)

Прилетели птицы:
голуби, синицы, мухи и стрижи.

 голуби, синицы, аисты, вороны,

 галки, макароны. голуби, куницы.

 голуби, синицы, чибисы, чижи,

 галки и стрижи, комары, кукушки.

 голуби, синицы, галки и стрижи,

чибисы, чижи, аисты, кукушки, 

совы и ватрушки.    

Капитаны команд получают маршрутные листы.

Экологическая игра-квест  «Птичьи трели»   Маршрутный лист _______класса______.

Название команды_______________________________________________________

Название станции

КАБ

Максимальное количество бал.

Количество баллов команды

Подпись ответственного лица

Станция

«ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ»

Станция «БИОЛОГИЧЕСКАЯ»

Станция

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

Станция

«АБРАКАДАБРА»

Станция

«ПТИЦА В КАДРЕ»

Станция

«МАСТЕР КЛАСС»

ИТОГО:

Начало путешествия ____________________________

Окончание путешествия и подведение итогов ____________________.

На каждой станции вам будут заданы вопросы по теме: ПТИЦЫ и вы получите карточку с буквами, из которых в конце вашего пути соберете название птицы. На каждой станции вы будете находиться  5 минут. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Все встречаемся в этом кабинете и подводим итоги. УДАЧИ!

Станция № 1 ««Живые синонимы»

Вас приветствуют на станции Живые синонимы!

Максимальное количество – 15 (за 1 правильный ответ – 1 балл).

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Например: Важный и спокойный, как ГУСЬ и т.п. Если команда не знает, то отвечает капитан.

  1. Могучий, как…   (орёл).
  2. Мудрый, как…    (сова).
  3. Важный или надутый, как…    (индюк).
  4. Верность…. (лебединая).
  5. Любовь и нежность …   (голубиная).
  6. Большеглазый, как …     (филин).
  7. Взгляд хищный, как у…     (ястреба).
  8. Взгляд зоркий, как у…         (сокола).
  9. Болтать или трещать, как…        (сорока).
  10. Ворковать, как…                          (голубь).
  11. Накаркать (накликать беду), как…    (ворона).
  12. Долбить (говорить одно и тоже), как…    (дятел).
  13. Нос с горбинкой, или …      (орлиный).
  14. Желторотый, как ….        (птенец, цыплёнок).
  15. Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

ИТОГО_____________ (Максимум 15 баллов) + карточка с буквой

Дополнительная информация: Интересные факты о дятле

Дятел - мелкая птица, с длинным клювом, с помощью которого добывается пища. Хвост у него клинообразный и нужен ему в качестве опоры.

Оперение у основных видов - чёрно-белое, либо бывают отметины на разных частях тела.

Одним из самых удивительных органов дятла является язык. Он может вытянуться на две трети величины от его тела! Когда дятел рождается, язык находится у него возле уха. Он покрыт клейкообразной слюной, расположенными на нём назад шипами, а на кончике его своего рода «ухо», оно напоминает сгусток нервных окончаний, которые чувствуют самые маленькие вибрации жучков.

Станция № 2 «Биологическая»

Вас приветствуют на станции Биологическая

Конкурс “Брачный союз”. 10 правильных ответов – 10 баллов

Ведущий: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например,  лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары  предложенных  птиц.

  1. Петух -    (курица)
  2. Гусь -       (гусыня)
  3. Утка -       (селезень)
  4. Голубь -   (голубка)
  5. Перепел -  (перепелка)
  6. Индюк -   (индейка)
  7. Орёл -     (орлица)
  8. Тетерев – (тетёрка)
  9. Фазан -   (фазанка)               
  10. Глухарь -  (глухарка)
  11. Павлин – (пава)

ИТОГО____________(максимум 11 баллов) + карточка с буквой птицы

Дополнительная информация о павлинах!

Станция № 3 «Верю - не верю»

Вас приветствуют на станции «Верю-не верю»

Конкурс «Правда ли это?» Ответьте да или нет.   Максим. кол. Баллов - 10

  1. Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз? (Да)
  2. Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да)
  3. Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)
  4. Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами? (Да)
  5. Правда ли, что чайки пьют только пресную воду? (Нет, чайки пьют и соленую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.)
  6. Правда ли, что в Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить? (Да)
  7. Правда ли, что пингвин единственная птица, которая может плавать, но не может летать? (Да)
  8. Правда ли, что грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
  9. Правда ли, что ворон может досчитать до пяти (Да.)
  10.  Правда ли, что птица хохлится – к непогоде (Да)

ИТОГО____________   (Максимально -10 баллов) + карточка с буквой

Дополнительно: приметы о птицах!

  1. Ворона садится перед дверью жилья – зима будет суровая.
  2. Чибис с вечера кричит – к ясной погоде..
  3. Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
  4. Разворковались голуби – будет хорошая погода.
  5. Стрижи летают низко с криком – к дождю.
  6. Сова громко кричит – к похолоданию.
  7. Грачи пасутся на траве – к дождю.
  8. Вороны на снег садятся – к оттепели.

Станция № 4 «Абракадабра»

Вас  приветствуют на станции «Абракадабра» Команда делится на 2 части и получают задания одновременно. Задания выполняются 3 минуты.

Конкурс № 1 «Морфологическая абракадабра» 1 птица – 1 балл. Всего: 10 баллов

(ОТВЕТЫ: Курица, киви, чайка, поползень, осоед, сорока, дрофа, гриф, филин, эму)

Конкурс № 1 «Морфологическая абракадабра» 1 отгаданная птица – 1 балл.

Всего: 10 баллов

Задание: Найди среди перечня букв названия птиц, можно обвести или подчеркнуть

макакакурицаболокивиротолукачайкакоропокоротолопоползеньпоаоеакапро

сотроекогосоедлолдложшогнгороакекаорсорокалоравырпавдрофапороканлор

ошлгнкголгрифвологоргкакгноргтимтитроротфилинорэжджэмулошдщздпепр

Конкурс № 2 «Литературная абракадабра»

Найдите в предложении птицу (подчеркните). 1 птица – 1 балл, всего: 7 баллов

  1. У тигра чесался нос. - ГРАЧ
  2. В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ
  3. Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОФА
  4. По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА
  5. Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ
  6. На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ
  7. Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ

ИТОГО____________   (Максимально -17 баллов) + карточка с буквой

Станция № 5 «Птица в кадре»

Презентация (слайды) Изображения птиц из мультиков

Максимальное количество баллов 10 баллов – 10 правильных ответов

Станция № 6 «Мастер класс»

Мастер класс (оригами): складываем из бумаги лебедя. Команды делают из бумаги лебедя

1.Лист бумаги А-4  надо сложить, чтобы получился треугольник, затем лишнюю часть срезать ножницами.

2. отступить от края треугольника 2 см. на линии сгиба нарисовать клюв голову и шею, примерно до середины листа.

3. Положить перед собой лист треугольника вершиной к себе, начинаем делать надрезы от центра в левую сторону примерно на 2 см., затем в правую сторону

4. Аккуратно ножницами вырезаем очертания клюва головы и шеи

5. Теперь раскрываем треугольник в виде ромба, верхнюю часть ромба смазываем клеем изнутри и приклеиваем его к противоположной части ромба, таким образом у нас с вами получился замечательный лебедь.

 Описание: http://funmom.ru/wp-content/uploads/2016/05/Vyrezaem-zhuravlya-iz-bumagi-11.jpg

На крыле птице просим написать пожелание (счастья, успехов в учебе, хорошего настроения, незабываемых впечатлений, смелости, доброты, заботливости, доброжелательности, здоровья…)

Максимальное количество баллов - 5 баллов

Закрытие мероприятия

Вручаются грамоты, сертификаты участников игры.

Использованные источники:

  1. http://rupoem.ru/yashin/pokormite-ptic-zimoj.aspx
  2. Бабенко Владимир Григорьевич Птицы. Детская энциклопедия РОСМЭН
  3. В Нестеров. Зоо-викторина, «Лань», Санкт – Петербург, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Веб-квест по окружающему миру.На тему "Как зимой помочь птицам?"

Веб-квест по окружающему миру. Для учащихся 1 класса....

Квест "Птицы"

Квест Птицы...

Конспект логопедического квеста "Осенний квест"

Закрепление знаний об осени, её приметах, а так же продолжение работы по развитию навыка составления описательного рассказа по сюжетной картине. ...

квест игра "В мире птиц" для параллели 3 классов

Квест-игра "В мире птиц"(Путешествие по станциям)            Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.Задачи:расширить знани...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...