Квест -игра "Знатоки птиц"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Интеллектуальная экологическая игра-квест «Знатоки птиц»
Подготовила: Пичихина Ирина Викторовна
учитель начальных классов
Цель: Углубление знаний о птицах, их жизнедеятельности, необходимости беречь окружающий мир Воспитание бережного отношения ко всему окружающему. Способствовать укреплению отношений между детьми при создании творческих работ и в процессе общения
Задачи:
Образовательные: расширить знания о птицах,
Развивающие: развивать интерес, наблюдательность;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. Привлечь внимание детей к проблеме подкормки птиц зимой.
Оборудование:
Мультимедийная установка, ноутбук
Презентация Птицы Красной Книги Бурятии
Музыка (пение птиц)
названия станций (формат А 4);
реквизит на станциях;
таблички с названиями станций;
листы А -4 по количеству команд, ножницы клей
Ход занятия
- Организационная этап
Подготовка обучающихся к занятию, проверка отсутствующих, создание положительного эмоционального настроя
- Вступительные слово педагога
Сообщение темы и цели мероприятия
Сегодня у нас не простое занятие, а увлекательный квест на тему «Пернатые наши друзья», которое посвещено знаменательному дню «1 апреля – Международный день птиц».
Сегодня мы с вами вспомним птиц, занесённых в Красную книгу живущих в Бурятии.
Попробуем ответить на вопросы: Нужны ли птицы людям? Может ли человек обойтись без птиц? Для чего нужна Красная книга? Что страшнее для птиц холод, или голод? Чем можно кормить пернатых зимой? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.
Итогом нашего квеста будет поделка из бумаги «Белый лебедь»
Основной этап
Показ презентации: «Птицы КРАСНОЙ КНИГИ БУРЯТИИ»
Слайд 1
Бурятия – один из красивейших регионов Восточной Сибири, край гор и степей. Природа Бурятии отличается поразительным разнообразием, в котором красота озера Байкал органично сочетается с бескрайними таежными пространствами, широкими реками и снежными вершинами Саянских горных хребтов.
Слайд 2
В Бурятии есть растения и животные, находящиеся на грани исчезновения.
Такие растения и животные занесены в Красную книгу - список самых редких, находящихся под угрозой вымирания видов живых организмов
Редкие растения и животные охраняются законом и их запрещено уничтожать. Некоторые растения и животные являются эндемичными, т.е. такими, которые проживают только в Бурятии.
Красная книга Бурятии состоит из двух томов. Первый том представлен списком животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также редких растений и грибов региона. Во втором томе описаны 75 видов птиц. Самыми редкими птицами Бурятии считается степная дрофа, белая сова, беркут, белоспинный дятел.
Слайд 3
Дрофа одна из самых крупных и ценных птиц орнитофауны России. Вес ее в зависимости от пола, возраста и степени упитанности достигает 16 кг. Длина крыла 56–57 см, клюв короткий и широкий, телосложение весьма мощное и монолитное. Голова округлой формы, большая; ноги трехпалые, сильные и весьма длинные. На горле имеется пучок длинных перьев. Голова и подавляющая часть шеи – серые, зоб и зашеек имеют рыжую окраску с черными пестринами, спина – охристо-рыжую с интенсивными темными поперечными пестринами [1]. Дрофу можно отличить от других представителей отряда Журавлеобразные по ее крупным размерам, сильным и неоперенным ногам, пестрому оперению (рыжему и белому), а самцов – по “усам” – пучкам удлиненных нитевидных перьев, которые отходят от подбородка.
Слайд 4
Беркут. Самый крупный из наших орлов. Окраска оперения темно-бурая. На затылке, задней стороне шеи, брюхе, голени - заметная примесь рыжего цвета. Первостепенные маховые черно-бурые, с сероватыми основаниями. У молодых птиц имеются белые пятна на крыльях, хвост белый с широкой темной полосой на конце. Восковица и ноги ярко-желтые. Яапы мощные, оперены до пальцев. При планировании держит крылья немного приподнятыми.
Слайд 5
Крупная сова, по величине не уступает филину. Самки крупнее самцов, их вес максимально достигает 2400, в среднем – около 1900–2000 г, самцов – 2000 соответственно и в среднем – 1500–1700 г. Крылья птиц короткие и широкие, хвост относительно длинный. Старые самцы имеют снежно-белое оперение с небольшим количеством буроватых пестрин на затылке и концах первостепенных маховых перьев. Самки в отличие от самцов имеют более пеструю окраску. На спине, крыльях и брюшной стороне заметны темные поперечные пестрины. У молодых птиц, за исключением лап и лицевого диска, все оперение испещрено темными поперечными полосками. Ноги совы покрыты густым оперением до самых когтей. Когти и клюв черные, последний прикрыт жесткими перышками почти до вершины. Глаза желтые. Перьевые ушки практически отсутствуют . Птицы обладают звонким голосом – «ки-ки-ки» и «кра-ау», несколько похожим на карканье вороны. Полет сов довольно быстрый, напоминает соколиный. Зимой совы молчаливы. Птица очень осторожная и редко допускает человека ближе 50–80 м. От других сов отличается белой окраской.
Слайд 6
Птицы, занесенные в КРАСНУЮ книгу дятел белоспинный, чёрный аист, даурский журавль, орёл-карлик,чирок-свистунок.
Кулик-воробей, лебедь –кликун, орлан-белохвост, малый лебедь, малая чайка.
Звучит мелодия: Птичья трель соловья или «Утро в лесу».
Начинаем игру.
Приветствие команд. Каждая команда называет свое название
Задание всем командам: Во время чтения стихотворения нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда обучающиеся услышат не птицу. Попробуйте сосчитать виды птиц.(10 видов птиц)
Прилетели птицы:
голуби, синицы, мухи и стрижи.
голуби, синицы, аисты, вороны,
галки, макароны. голуби, куницы.
голуби, синицы, чибисы, чижи,
галки и стрижи, комары, кукушки.
голуби, синицы, галки и стрижи,
чибисы, чижи, аисты, кукушки,
совы и ватрушки.
Капитаны команд получают маршрутные листы.
Экологическая игра-квест «Птичьи трели» Маршрутный лист _______класса______.
Название команды_______________________________________________________
Название станции | КАБ | Максимальное количество бал. | Количество баллов команды | Подпись ответственного лица |
Станция «ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ» | ||||
Станция «БИОЛОГИЧЕСКАЯ» | ||||
Станция «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» | ||||
Станция «АБРАКАДАБРА» | ||||
Станция «ПТИЦА В КАДРЕ» | ||||
Станция «МАСТЕР КЛАСС» | ||||
ИТОГО: |
Начало путешествия ____________________________
Окончание путешествия и подведение итогов ____________________.
На каждой станции вам будут заданы вопросы по теме: ПТИЦЫ и вы получите карточку с буквами, из которых в конце вашего пути соберете название птицы. На каждой станции вы будете находиться 5 минут. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Все встречаемся в этом кабинете и подводим итоги. УДАЧИ!
Станция № 1 ««Живые синонимы»
Вас приветствуют на станции Живые синонимы!
Максимальное количество – 15 (за 1 правильный ответ – 1 балл).
А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)
Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Например: Важный и спокойный, как ГУСЬ и т.п. Если команда не знает, то отвечает капитан.
- Могучий, как… (орёл).
- Мудрый, как… (сова).
- Важный или надутый, как… (индюк).
- Верность…. (лебединая).
- Любовь и нежность … (голубиная).
- Большеглазый, как … (филин).
- Взгляд хищный, как у… (ястреба).
- Взгляд зоркий, как у… (сокола).
- Болтать или трещать, как… (сорока).
- Ворковать, как… (голубь).
- Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
- Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).
- Нос с горбинкой, или … (орлиный).
- Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).
- Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).
ИТОГО_____________ (Максимум 15 баллов) + карточка с буквой
Дополнительная информация: Интересные факты о дятле
Дятел - мелкая птица, с длинным клювом, с помощью которого добывается пища. Хвост у него клинообразный и нужен ему в качестве опоры.
Оперение у основных видов - чёрно-белое, либо бывают отметины на разных частях тела.
Одним из самых удивительных органов дятла является язык. Он может вытянуться на две трети величины от его тела! Когда дятел рождается, язык находится у него возле уха. Он покрыт клейкообразной слюной, расположенными на нём назад шипами, а на кончике его своего рода «ухо», оно напоминает сгусток нервных окончаний, которые чувствуют самые маленькие вибрации жучков.
Станция № 2 «Биологическая»
Вас приветствуют на станции Биологическая
Конкурс “Брачный союз”. 10 правильных ответов – 10 баллов
Ведущий: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например, лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц.
- Петух - (курица)
- Гусь - (гусыня)
- Утка - (селезень)
- Голубь - (голубка)
- Перепел - (перепелка)
- Индюк - (индейка)
- Орёл - (орлица)
- Тетерев – (тетёрка)
- Фазан - (фазанка)
- Глухарь - (глухарка)
- Павлин – (пава)
ИТОГО____________(максимум 11 баллов) + карточка с буквой птицы
Дополнительная информация о павлинах!
Станция № 3 «Верю - не верю»
Вас приветствуют на станции «Верю-не верю»
Конкурс «Правда ли это?» Ответьте да или нет. Максим. кол. Баллов - 10
- Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз? (Да)
- Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да)
- Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)
- Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами? (Да)
- Правда ли, что чайки пьют только пресную воду? (Нет, чайки пьют и соленую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.)
- Правда ли, что в Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить? (Да)
- Правда ли, что пингвин единственная птица, которая может плавать, но не может летать? (Да)
- Правда ли, что грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
- Правда ли, что ворон может досчитать до пяти (Да.)
- Правда ли, что птица хохлится – к непогоде (Да)
ИТОГО____________ (Максимально -10 баллов) + карточка с буквой
Дополнительно: приметы о птицах!
- Ворона садится перед дверью жилья – зима будет суровая.
- Чибис с вечера кричит – к ясной погоде..
- Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
- Разворковались голуби – будет хорошая погода.
- Стрижи летают низко с криком – к дождю.
- Сова громко кричит – к похолоданию.
- Грачи пасутся на траве – к дождю.
- Вороны на снег садятся – к оттепели.
Станция № 4 «Абракадабра»
Вас приветствуют на станции «Абракадабра» Команда делится на 2 части и получают задания одновременно. Задания выполняются 3 минуты.
Конкурс № 1 «Морфологическая абракадабра» 1 птица – 1 балл. Всего: 10 баллов
(ОТВЕТЫ: Курица, киви, чайка, поползень, осоед, сорока, дрофа, гриф, филин, эму)
Конкурс № 1 «Морфологическая абракадабра» 1 отгаданная птица – 1 балл.
Всего: 10 баллов
Задание: Найди среди перечня букв названия птиц, можно обвести или подчеркнуть
макакакурицаболокивиротолукачайкакоропокоротолопоползеньпоаоеакапро
сотроекогосоедлолдложшогнгороакекаорсорокалоравырпавдрофапороканлор
ошлгнкголгрифвологоргкакгноргтимтитроротфилинорэжджэмулошдщздпепр
Конкурс № 2 «Литературная абракадабра»
Найдите в предложении птицу (подчеркните). 1 птица – 1 балл, всего: 7 баллов
- У тигра чесался нос. - ГРАЧ
- В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ
- Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОФА
- По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА
- Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ
- На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ
- Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ
ИТОГО____________ (Максимально -17 баллов) + карточка с буквой
Станция № 5 «Птица в кадре»
Презентация (слайды) Изображения птиц из мультиков
Максимальное количество баллов 10 баллов – 10 правильных ответов
Станция № 6 «Мастер класс»
Мастер класс (оригами): складываем из бумаги лебедя. Команды делают из бумаги лебедя
1.Лист бумаги А-4 надо сложить, чтобы получился треугольник, затем лишнюю часть срезать ножницами.
2. отступить от края треугольника 2 см. на линии сгиба нарисовать клюв голову и шею, примерно до середины листа.
3. Положить перед собой лист треугольника вершиной к себе, начинаем делать надрезы от центра в левую сторону примерно на 2 см., затем в правую сторону
4. Аккуратно ножницами вырезаем очертания клюва головы и шеи
5. Теперь раскрываем треугольник в виде ромба, верхнюю часть ромба смазываем клеем изнутри и приклеиваем его к противоположной части ромба, таким образом у нас с вами получился замечательный лебедь.
На крыле птице просим написать пожелание (счастья, успехов в учебе, хорошего настроения, незабываемых впечатлений, смелости, доброты, заботливости, доброжелательности, здоровья…)
Максимальное количество баллов - 5 баллов
Закрытие мероприятия
Вручаются грамоты, сертификаты участников игры.
Использованные источники:
- http://rupoem.ru/yashin/pokormite-ptic-zimoj.aspx
- Бабенко Владимир Григорьевич Птицы. Детская энциклопедия РОСМЭН
- В Нестеров. Зоо-викторина, «Лань», Санкт – Петербург, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Веб-квест по окружающему миру.На тему "Как зимой помочь птицам?"
Веб-квест по окружающему миру. Для учащихся 1 класса....
Квест "Птицы"
Квест Птицы...
Квест средняя группа "Квест по дороге сказок"
quot;По дороге сказок"...
Конспект логопедического квеста "Осенний квест"
Закрепление знаний об осени, её приметах, а так же продолжение работы по развитию навыка составления описательного рассказа по сюжетной картине. ...
квест игра "В мире птиц" для параллели 3 классов
Квест-игра "В мире птиц"(Путешествие по станциям) Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.Задачи:расширить знани...
Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»
Открытый урок на тема : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...