Статья "Использование проектной деятельности как инструмента формирования социальных компетенций"
статья (3 класс)
В статье раскрываются пути формирования навыков социального взаимодействия с помощью проектной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности как инструмента формирования
социальных компетенций
Ориентация современного общества на человека, на человека, на решение его социальных проблем, позволяет школе стать фактором развития социальной компетентности личности.
Развитие социального взаимодействия школьников – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку перед образованием поставлена задача обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблем.
Для младшего школьного возраста наиболее значимыми психологическими составляющими компетентности социального взаимодействия являются: сформированность мотивации общения, высокая самооценка и самопринятие, усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях.
Оптимальной формой развития КСВ представляется проектная деятельность. Она формирует умения и навыки работы в сотрудничестве, а именно: умения коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, взаимопомощи в группе в решении общих задач.
С целью получения и осознания опыта социально значимой деятельности и умения разрешать конкретные социальные проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности реализовывалась проектная деятельность с учащимися начальных классов, направленная на развитие компетентности социального взаимодействия (КСВ).
Социальный проект является эффективной формой взаимодействия учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание КСВ при выполнении ряда условий, которые включают: диалогичность, проблемность, межпредметность и контекстность проектной деятельности; сопоставимый состав участников проекта; особую роль учителя; социальную направленность заданий проекта; чёткую организация проекта. В ходе проектной деятельности мы постарались эти условия реализовать и сделать вывод о необходимости их выполнения для успешного формирования КСВ. Рассмотрим, каким образом данные условия нашли практическую реализацию в проектах.
Диалогичность данных проектов заключалась в комплексной реализации диалогического подхода: умения вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, устного опроса и т. д., например, в ходе выполнения проекта по теме "Переменный марафон" участники проекта проводили анкетирование, чтобы выяснить, чем хотят заниматься на переменах учащиеся класса. Формирование навыков интервьюирования осуществлялось при проведении проекта «Учителя нашей школы. Прошлое, настоящее, будущее»: учащиеся обсуждали и выбирали вопросы для интервью, проводили его с учителями школы.
В процессе реализации проектов учащиеся учились решать различные проблемы. В экологическом проекте «Экологические проблемы природных зон» решали социально значимую проблему охраны окружающей среды природных зон. Межпредметный характер проектной деятельности заключался в том, что в процессе проекта (для достижения наилучшего результата) необходимо уметь применять свои знания и умения в различных предметных областях. Контекстность проектной деятельности нашла выражение в её содержании, т.е. задания проекта отражали интересы самих учащихся, например, в ходе выполнения проекта по теме "Наш класс" участники проекта рассказывали своим партнёрам о своих способах благоустройства в классе. Возраст участников проекта был одинаковым. Все обучались в одном классе младшей школы.
Учитель стимулировал дискуссии и решение проблем, обучения особенностям диалогического общения, чёткого планирования и организации деятельности учащихся в процессе выполнения проекта, контроля реализации заданий проекта.
При проведении проекта планирование проекта и разработка заданий способствовали динамичному и творческому общению детей. Значительной явилась работа по обучению учащихся навыкам анкетирования и интервьюирования.
Все задания проектов были чётко сформулированы, как и цели выполнения этих заданий. Причём учащиеся получали возможность познакомиться с заданиями в самом начале работы над проектами.
Важным аспектом проектной деятельности были обсуждения в классе, которые способствовали не только развитию навыков устной речи, но и лучшему пониманию, анализу навыков социального взаимодействия. Продукты проекта были разнообразными: сочинение о своей семье, «Письмо незнакомому другу», план-проект охраны природных зон, презентация с фотографиями и т. д.
Внедряя проектную деятельность, необходимо учитывать проблемные моменты, которые возникают в процессе их реализации:
- Избегать опасности переоценить результат проекта и недооценить его процесс, так как оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта.
- Главная опасность при выполнении проекта – его превращение в реферат.
- Даже в «провале» проекта можно искать возможность развивать ключевые компетентности, так как учащимся всегда хочется обсудить это событие и поделиться мнениями по поводу, почему так случилось, что надо изменить.
- Важно помнить, что развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от её самостоятельности. Планирование, реализация и оценка проекта также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.
Успешность проектной деятельности и общения зависит от реализации выше перечисленных условий.
Реализованные проекты позволяют сделать вывод о том, что проектная деятельность является эффективной формой взаимодействия учащихся, в ходе которой осуществляется целенаправленное формирование КСВ: улучшаются межличностные отношения, повышается уровень произвольности поведения: анализируя свои поступки и поступки других, преодолевая свои ошибки, идет закрепление навыков социального взаимодействия, улучшаются показатели уровня воспитанности, у учащихся расширяется арсенал средств общения, поведения. Но данную работу необходимо продолжать и в среднем звене, так как навыки проблемноразрешающего поведения оказываются ещё не полностью сформированными, требует внимания формирование осознанности в восприятии своего поведения, развитие адекватной нравственной самооценки.
Список литературы
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.- №5. - 2003.
- Лаптева М. Д. О способах и механизмах формирования компетентности социального взаимодействия. // Знание. Понимание. Умение.- №2.-2006.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как инструмент формирования УУД
Презентция и выступление на районном семинаре.Из опыта работы....
доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...
Проектная деятельность как средсво формирования предметных компетенций
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения Проектирование - это содержание обучения Проект - это форма организации учебного процесса Проект - ...
Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников
Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...
Мастер-класс «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций»
Мастер-класс учителя начальных классов в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года"...