Проектная деятельность как инструмент формирования УУД
презентация к уроку по теме
Презентция и выступление на районном семинаре.Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к выступлению | 2.64 МБ |
Вступление на семинаре | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) … Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, российск ая идентичност ь… ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Русский язык. 2 кл . Проблемная ситуация Проблемный вопрос Задания на познавательные УУД Поиск решения
Традиционные и личностно ориентированные технологии обучения Традиционный подход Традиционные технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу. Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Род имен существительных». Личностно-ориентированный Личностно ориентированные технологии обучения — технологии, обеспечивающие учет возможностей и способностей обучаемых, создающие необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) . К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи. Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока. На данном уроке прослеживались межпредметные связи урока русского языка с музыкой, окружающим миром, технологией.
Знакомство с новым материалом . Просвещение обучающихся ( трансляция готового учебного содержания, изложение нового материала (монолог учителя). Диалог между учащимися нормативно исключен, навыки общения у учащихся специально не формируются. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте какое слово, вы будете анализировать со стороны русского языка, искать дополнительную информацию. На доску прикрепляется или записываются названия этих слов, они будут и названиями групп (солнце, лёд, ёлка).
Закрепление изученного. Найдите в учебнике памятку, прочитайте её. Ответьте на вопросы. Запоминание и воспроизведение (ориентация на память). Выполним тренировочные упражнения по учебнику ( Обучение по готовым образцам, правилам, алгоритмам.) Работа у доски (1-5 чел), в тетради. Самостоятельная работа. Продумайте план выполнения задания, распределив обязанности в группе. (Этимология слова, морфологические признаки данных слов, словообразование.) Поиск информации в словарях. Интересные факты. Дополнительные сведения. Подготовьте план ответа, презентацию своего слова. Все выполненные работы защищаются.
Защита проектов
• Осуществление индивидуального подхода — учет индивидуальных особенностей ребенка с целью освоения им социального опыта (знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах и обязательных для каждого ученика) С чем мы сегодня познакомились? Что научились делать? И т.п. . За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок снежинки (белую и красную). Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. - Возьмите снежинку красную и поместите её на доску, если у вас что-то не получилось на уроке, обсудив в группе.- А, если вам было интересно сегодня, всё получалось на уроке, вы узнали что-то новое, то поместите на доску белую снежинку. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал, было интересно...было трудно...я выполнял задания...я понял, что...теперь я могу...я почувствовал, что...я приобрел...я научился...у меня получилось ...я смог...я попробую...меня удивило...мне захотелось...
Учащиеся принимали активное участие в нахождении информации об именах существительных. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах : - личностные (формирование интереса) - регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка) - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с литературой, использование простейших средств для сравнения) - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Итак, личностно ориентированный урок использование субъектного опыта учащихся самостоятельное целеполагание ситуация выбора на всех этапах, где только возможно большой дидактический материал рефлексия ситуация успеха знание индивидуальных особенностей учеников класса
Цель: формирование саморазвивающейся личности Задачи: активной занятости детей на уроках и во внеурочное время; развития интереса к творческой и исследовательской работе; привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения; Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность . Б . Шоу
«Проект есть всякое действие совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Е.Г.Кагаров Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. — двинутый вперед) в “Словаре русского языка”С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план . Автор проекта: Берёза повислая , или бородавчатая на территории МОУ Школы №90 г.о . Самара
Типы проектов По доминирующему в проекте методу : Исследовательские . 2 . Информационные. 3 . Творческие. 4 . Игровые. 5 . Практические. По количеству участников в выполнении проектов , можно выделить проекты: личностные; парные; групповые. По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
5 П Стадии работы над проектом Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация . Шестое «П» проекта — его Портфолио.
Работу по обучению проектам я начинаю в период подготовки к школе Проблемные вопросы Деятельность в паре
Общение управляет жизнью ( А.Лингрен ) Коммуникация Договориться в группе Донести свои мысли, письменная и устная аргументация Понять другого (принятие другой точки зрения , быть готовым изменить свою)
«Здравствуй, осень», «Мы собрали урожай», «Мое хобби», «Береги природу»,« Я иду домой»,« Безопасность в школе и дома», «Сказка к нам приходит», «Все профессии важны…», «Разукрасим все кругом», « Светофория », «В космические дали», «Мой друг», «Фотоохота», «Чудесные цветники весны» и т.п. С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности.
Приглашаем на урок! Русский язык 1 класс
Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся! Всё у нас получится!
МОУ Школа№90 г.о.Самара Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности «Юный исследователь» Автор: Матвеева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, высшей категории
На этапе разработки шагов проекта сформировались основные разделы будущей энциклопедии: (Познавательные УУД). Этимология слова «Волга» Родственные слова к слову «Волга» Собственные имена со словом «Волга» Фразеологизмы со словом «Волга» Фольклор со словом «Волга» (частушки, пословицы, загадки, сказки, легенды) Литературные произведения со словом «Волга» (стихи) Высказывания великих людей о «Волге» Картины и др. (географические сведения, исторические,..) Работа над созданием энциклопедии дала возможность прикоснуться к таким разделам языкознания как «Этимология, «Ономастика», « Морфемика и словообразование».
Социально-значимые проекты: «Спасибо деду за Победу» (областной конкурс 2 место и благодарственное письмо); «Курение, его вред» призёр районного тура 1 шаги в науку; «Сказка-ложь, да в ней намёк…» для учащихся нач.школы .
Индивидуально-групповые проекты Групповой «Мир Диснея» , который был продолжен в индивидуальном проекте « Красавица и Чудовище» и «Аленький цветочек»
Индивидуально-групповые проекты групповой проект «Откуда появляются слова в русском языке?» способствовал защите двух индивидуальных проектов «Сравнительный анализ происхождения слов французского и русского языка», «Неологизмы в современном русском языке»
Индивидуальные проекты
В результате целенаправленной работы учителя, за 3 года качество знаний повысилось, многие ребята класса являются призёрами, победителями, конкурсов, конференций, олимпиад,игр , соревнований.
Я вспомнил научился знаю
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Тема: Проектная деятельность как средство формирования УУД (Слайд 1)
Особенностью содержания современного начального образования является не столько ответ на вопрос, что ученик должен знать, а сформированность универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. (Слайд 2) На современном этапе ФГОС требует пересмотреть подходы к обучению.
Рассмотрим некоторые этапы традиционный и личностно – ориентированного урока на примере урока русского языка.
Традиционные и личностно ориентированные технологии обучения
Традиционный подход Традиционные технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу. Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Род имен существительных». | Личностно-ориентированный Личностно ориентированные технологии обучения — технологии, обеспечивающие учет возможностей и способностей обучаемых, создающие необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) . К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи. Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока. (Слайд ) На данном уроке прослеживались межпредметные связи урока русского языка с музыкой, окружающим миром, технологией. |
Знакомство с новым материалом. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания, изложение нового материала (монолог учителя). Диалог между учащимися нормативно исключен, навыки общения у учащихся специально не формируются. | Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте какое слово, вы будете анализировать со стороны русского языка, искать дополнительную информацию. На доску прикрепляется или записываются названия этих слов, они будут и названиями групп (солнце, лёд, ёлка). (Слайд) |
Закрепление изученного. Найдите в учебнике памятку, прочитайте её. Ответьте на вопросы. Запоминание и воспроизведение (ориентация на память). Выполним тренировочные упражнения по учебнику ( Обучение по готовым образцам, правилам, алгоритмам.) Работа у доски (1-5 чел), в тетради. Самостоятельная работа. | Продумайте план выполнения задания, распределив обязанности в группе. (Этимология слова, морфологические признаки данных слов, словообразование.) Поиск информации в словарях. Интересные факты. Дополнительные сведения. Подготовьте план ответа, презентацию своего слова. Все выполненные работы защищаются. |
• Осуществление индивидуального подхода — учет индивидуальных особенностей ребенка с целью освоения им социального опыта (знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах и обязательных для каждого ученика) С чем мы сегодня познакомились? Что научились делать? И т.п. | . За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок снежинки (белую и красную). Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. - Возьмите снежинку красную и поместите её на доску, если у вас что-то не получилось на уроке, обсудив в группе.- А, если вам было интересно сегодня, всё получалось на уроке, вы узнали что-то новое, то поместите на доску белую снежинку. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал, было интересно...было трудно...я выполнял задания...я понял, что...теперь я могу...я почувствовал, что...я приобрел...я научился...у меня получилось ...я смог...я попробую...меня удивило...мне захотелось... |
Домашнее задание Упр. ,опредление | Домашнее задание. Продумать проект объёмной эмблемы группы для урока технологии. План реализации проекта. |
Всем группам необходимо выбрать верные утверждения об имёнах существительных разного рода, после чего учащиеся начинают совместный поиск нового, ( знали, что существуют склонения, есть несклоняемые существительные и т.п) Таким образом, ребята самостоятельно сделали выводы и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике, поиск информации в словарях). Дети нашли множество интересных фактов в различных словарях, озвучив их название. Но в некоторых (например, музыкальный словарь, философский словарь) информацию не нашли. Сделали вывод, что сведения надо искать целенаправленно.
Учащиеся принимали активное участие в нахождении информации об именах существительных. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших средств для сравнения)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
В современных условиях меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. УУД. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности. В соответствии с целью я поставила и решаю следующие задачи: активной занятости детей на уроках и во внеурочное время; развития интереса к творческой и исследовательской работе; привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения. В своей работе я использую в том числе, технические средства обучения и проектную деятельность, которая осуществляется на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью». Не буду подробно останавливаться на теории вопроса, метод проектов уже достаточное время известен педагогам. Кратко остановлюсь на типах пректов. По доминирующему в проекте методу:1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические. По количеству участников в выполнении проектов, можно выделить проекты: личностные; парные; групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные. Стадии работы над проектом То есть проект — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. В практике работы с младшими школьниками часто используются индивидуальные и коллективные игры – исследования, проблемные вопросы. (Слайд Игры на коммуникацию)
Работу по обучению проектам я начинаю ещё в период подготовки к школе в «Школе дошкольника». Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Например: «Походи босиком по песочку - по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем - по камушкам». Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни. Дошкольники вовлекаются в деятельность в паре. Слайд
-Повернитесь друг к другу, договоритесь, кто первым будет выполнять задание. Напиши печатную букву …. у соседа на спине указательным пальцем …., поменяйтесь…) (КоммуниктивныеУУД)
-Обсуди с товарищем, как он понимает, что такое…….
-На какое противоречие обратил наше внимание Артём? (Личностные, познавательные) (Например, при произнесении и написании сочетания ЖИ)
Проведя педагогическое исследование вновь сформированного класса, я выяснила, что большинство детей имеют слабое здоровье и низкую подготовленность к школе, но учиться хотят. Исходя, из этих объективных причин пришлось кардинально изменить подходы к обучению. Уяснив, что общение управляет жизнью (А.Лингрен), основной упор был сделан на формирование коммуникации.
Договориться в группе |
Коммуникация |
Донести свои мысли, письменная и устная аргументация |
Понять другого (принятие другой точки зрения,быть готовым изменить свою |
С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности. «Зелёный цвет- цвет памяти» «Знакомьтесь, моя семья», «Здравствуй, осень», «Мы собрали урожай», «Мое хобби», «Береги природу»,« Я иду домой»,« Безопасность в школе и дома», «Сказка к нам приходит», «Все профессии важны…», «Разукрасим все кругом», «Светофория», «В космические дали», «Мой друг», «Фотоохота», «Чудесные цветники весны» и т.п.
Например: урок русского языка по теме «Имена собственные» 1 класс проводился в форме пресс – конференции. (Коммуникативные УУД) Проект-игровой,краткосрочный,групповой.
- У нас в гостях какая- либо звезда шоу бизнеса (одна или две) (ученики класса). Они отвечают на вопросы (ответ на которые будут имена собственные) журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как Вас зовут?
- В каком городе Вы живёте? Как называется улица? Как зовут ваших родителей? Ваше любимое место отдыха? В каком ресторане вы любите ужинать? и т.п. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Одним из наиболее значимых проектов, который оказал позитивное воздействие на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, являлся информационные проекты филологического направления. На одном из занятий кружка «Юный исследователь»( 3 класс ) дети были введены в проблемную ситуацию: «В мире существует огромное количество энциклопедий по разным областям знаний, но во все этом многообразии нет энциклопедии одного слова. А можно ли ее создать?» Нас заинтересовало слово «Волга», оно ассоциируется с чем-то величественным, могучим, в нем есть какая-то тайна, особое звучание, и увлекла проблема создания энциклопедии слова «Волга». Как она будет выглядеть, какие разделы в нее войдут?».
Используя классификацию М. Битяновой, мы определили ее как проблему, похожую на мозаику. «Это проблемы, которые могут быть разбиты на более или менее независимые смысловые части. Проблема решается в целом, когда решается каждая ее часть». На этапе разработки шагов проекта сформировались основные разделы будущей энциклопедии: (Познавательные УУД).
Этимология слова «Волга»
Родственные слова к слову «Волга»
Собственные имена со словом «Волга»
Фразеологизмы со словом «Волга»
Фольклор со словом «Волга» (частушки, пословицы, загадки, сказки, легенды)
Литературные произведения со словом «Волга» (стихи)
Высказывания великих людей о «Волге»
Картины и др. (географические сведения, исторические,..)
Работа над созданием энциклопедии дала возможность прикоснуться к таким разделам языкознания как «Этимология, «Ономастика», «Морфемика и словообразование». Дети узнали, что тайна имени «Волга» до сих пор до конца не изучена, что обычные слова тоже достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». На примере раздела «Собственные имена» (поиск названий, содержащих слово «Волга» или производных от него) дети приходят к философским открытиям: «Из малого рождается великое», «Процесс познания бесконечен». Проектная деятельность является технологией, ведущей ребенка по ступенькам от проекта к проекту. Проект был начат на кружке (3 класс), но по ходу в него включился весь класс, который искал и иллюстрировал найденный языковой материал (пословицы, стихи, фразеологизмы, песни и т.п.). А сейчас приступили к оформлению и выпуску энциклопедии к конференции «Первые шаги в науку». Практико–ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат. Это продукт, готовый к использованию. Но это третий подобный проект, а два первых «Неологизмы в русском языке» и «Берёза повислая, или бородавчатая» (на территории МОУ Школы №90 г.о. Самара завершился выпуском иллюстрированных альбомов. (Все УУД)
Метод проектов, здоровьесберегающие технологии помогли повысить за 3 года качество знаний, познавательную активность, интерес к добыванию знаний. Ребята класса выполнили проектов множество, вот некоторые из них: социально-значимый «Курение-вред» (Слайд ), для родителей, «Дружные ребята» и «Сказка ложь-да в ней намёк, добрым молодцам урок» для младших школьников нашей школы. Индивидуально - групповые проекты: «Мир Диснея» средней продолжительности, Энциклопедия «Волга» долгосрочный, Слайд) «Неологизмы в русском языке» средней прод., Слайд «Береза повислая, или бородавчатая»(долгосрочный) Слайд, «Деньги, их происхождение и значение»(среднесрочный) Слайд, «Как встречают Новый год в разных странах»(1 месяц), «Аленький цветочек и Красавица и чудовище», Роспись по шёлку «Батик», утренники, праздники с элементами проектной деятельности, некоторые с привлечением родителей. Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия. (На слайде) Здесь раздолье для творчества. Праздники, утренники, тематические вечера, игры, проекты. (На слайде).В результате целенаправленной работе учителя, в течение трёх лет обучения качество знаний повысилось ,многие ребята являются победителями, призёрами конкурсов ,олимпиад, конференций, игр, соревнований. (Слайд) А главное просят, давайте ещё такой урок проведём.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Введение ФГОС отвечает духу времени. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проектная деятельность как инструмент развития общеучебных умений младших школьников "
Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся•Практико-ориентированные проекты (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика)•Исследовательские...
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Проектная задача как инструмент формирования и оценки УУД
В работе рассказывается о проектных задачах как инструменте не только формирования УУД, но и как о способе мониторинга сформированности УУД....
Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....
Статья "Использование проектной деятельности как инструмента формирования социальных компетенций"
В статье раскрываются пути формирования навыков социального взаимодействия с помощью проектной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
Комментарии
Формирование коммуникативных УУД через проектную деятельность
Хорошая,интересная разработка.Работаю по этой же теме. Многие мысли совпали,многое дополнила для себя.