Мастер-класс «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций»
методическая разработка
Мастер-класс учителя начальных классов в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 191.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Учитель года- 2019»
«Проектная деятельность как средство формирования
ключевых компетенций»
Мастер-класс
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ с.Каменское
Драчевой О.С.
-2019-
Цель: привлечение внимания к профессии учителя, формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью
Задачи:
• передать свой опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм организации проектной деятельности;
• совместно с участниками мастер – класса отработать методические подходы и приемы организации проектной деятельности обучающихся;
• провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ожидаемый результат: применение модели занятия (или отдельного фрагмента), которую разработал участник мастер-класса в практике собственной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Драчева Ольга Семёновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Каменское.
В начале своего выступления я хочу вспомнить свой путь на конкурс. Во время принятия решения об участии в конкурсе
Причина сказала: «Это невозможно!»
Опыт заметил: «Это безрассудство!»
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
А мечта шепнула: «Попробуй…»
Надеюсь, сегодня в зале находятся любознательные, разносторонние, неравнодушные люди, которые, как и я, верят в свою мечту.
Свой мастер-класс я посвятила проектной деятельности, которая как нельзя лучше вписывается в современную систему образования. Проектный метод помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желанием добыть их, чтобы применить для решения поставленных задач.
С помощью проектных технологий формируются ключевые компетенции обучающихся, так как
• осваиваются основы исследовательской деятельности;
• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся;
• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
• предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
• развивается способность к рефлексии.
Воплощая метод проектов на практике, я задумалась: можно ли каждого ребенка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить?
Все дети от природы талантливы. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых.
Что такое проект для учителя и ученика?
В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.
И сегодня мы с вами создадим проект.
Уважаемые участники фокус групп возьмите карточки …… цвета, восстановите пословицы и известные высказывания.
1 группа
Дерево и _______________ познаются по плоду.
Быть _________________, перестав быть учеником, невозможно.
Тело человеку дают Родители, душу даёт Бог, а цель и смысл жизни – _____.
2 группа
____________ лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно.
Высоко дело ________________, но и трудно оно.
_______________ должен быть пророком, который может заглянуть в будущее и увидеть мир завтрашнего дня, в который должны вписаться сегодняшние дети.
- А я хочу обратиться к залу. Об объекте нашего исследования педагог, философ и публицист Симон Соловейчик говорил так:
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться...»
- Как вы думаете, кто это?
- А теперь заслушаем выступления наших коллег.
(выступления фокус групп)
- Сегодня объектом нашего исследования станет профессия учителя. А полученные результаты я предлагаю поместить в альбоме.
Итак…
Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет более благородного призвания, чем дарить своё сердце детям». Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках». Но тут к колыбели спустилась четвёртая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: «Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!» Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».
- О какой проблеме говорится в этой притче?
- Чтобы сформулировать тему проекта и гипотезу соберите пазлы. Что получилось у 1 группы? у 2 группы?
Для доказательства первой части гипотезы предлагаю участникам фокус групп провести исследования и подготовиться к выступлению.
1 группа
Выбрать 3 факта о важности профессии учителя, оформить свою работу.
6 фактов.
Важность профессии
Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребенка.
99% опрошенных учителей говорят, что «любовь к своему делу» — абсолютное требование, а профессионализм необходим для полноценного обеспечения успеваемости учащихся.
Лев Семенович Выготский — один из самых известных психологов и педагогов, создатель культурно-исторической теории, получил... юридическое образование. Но позднее выбрал себе не профессию психолога или психотерапевта, а учителя. Он преподавал во многих школах и техникумах и вел курсы.
Профессия учителя, как никакая другая, вобрала в себя искренность и сердечность, ибо не до конца искреннего, бессердечного человека дети просто не примут.
По мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами. А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону психологии.
По результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя творческой и очень сложной.
2 группа
Сравните профессию учителя с 3 другими профессиями, оформите свою работу.
Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. «Дари себя детям!» - вот в чём похожи профессии педагога с профессией артиста.
Учитель – прекрасный садовод: он заботится, оберегает, восхищается душевной красотой ребенка, не обижаясь на колючие шипы.
Учитель – терпеливый ткач: он формирует красочный ковёр из знаний и умений ученика.
По эмоциональному напряжению рабочий день учителя походит, пожалуй, на сумасшедший день главного диспетчера какого-нибудь сильно перегруженного международного аэропорта в тяжелых метеоусловиях (… то взлет, то посадка, то снег, то дожди…). Но опять же - такой диспетчер до зубов вооружен сложнейшей техникой, которая помогает в его работе, учитель же может полагаться только на самого себя.
По точности подхода к делу, ювелирности и индивидуальности работу учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: небольшая неточность и исправить положение уже невозможно… Но у хирурга есть возможность сотни раз промоделировать ситуацию, до мельчайших подробностей проработать ее, а душу ребенка никакому моделированию подвергнуть нельзя. Учителю тысячи раз приходится искать все новые и новые подходы, молниеносно принимать стратегические и тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников.
- А я вновь хочу обратиться к залу. Давайте подумаем, каким будет учитель будущего?
В Корее появилась новинка - робот-учитель. Этот робот имеет возможность говорить на различных языках, читать вслух и выдавать из книги задания ученикам, выражать свое настроение, изменяя свою мимику. Однако….
- Назовите недостатки этого технического чуда.
(У робота есть масса недостатков. Он не умеет управлять классом, не может мотивировать учеников, не имеет индивидуального подхода к конкретным ученикам-личностям, а также – не умеет справляться с шутками и проделками учеников. Т.е., по сути, робот не может выполнять весь комплекс сегодняшних функций человека-учителя, а лишь небольшую часть его функций. Пока этот робот – лишь «говорящая голова», набитая знаниями.)
- Послушаем выступления наших коллег.
(выступления фокус групп)
- Так каким же должен быть настоящий современный учитель?
1 группа Синквейн
2 группа Кластер
- Пока группы работают, я приглашаю вас на экскурсию. Повторяйте движения вместе со мной. (Проводится игра “Экскурсия”.)
— Мы приходим в супер-школу!
(Бьют ладонями по бедрам).
Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп!
Поднимаемся по ступенькам!
(Движения опущенными пальцами вниз – на “каблучках”).
Цок-цок-цок-цок!
Открываем смело двери!
Вжик-вжик-вжик-вжик!
(Движение руки вправо и влево – открываем шторы).
Мы в фойе заходим – вау!
(Широко раскрытые от изумления руки).
Там такие кабинеты –
Ах-ах-ах-ах!
(Беремся руками за голову и качаем головой).
В первом все поют-танцуют!
Пляс-пляс-пляс-пляс!
(Показываем юморные движения народного танца).
Во втором сидят, рисуют!
Чпок-чпок-чпок-чпок!
(Изображаем нанесение мазков на холст).
В третьем — сочиненья пишут!
скрип-скрип-скрип-скрип!!
(Изображаем написание сочинения)
А в четвертом ставят опыт!
Бдыж-бдыж-бдыж-бдыж!
(Изображаем взрывы).
— Ну, как, понравилось в супер-школе?
- Давайте узнаем у наших коллег, какие учителя работают в этой школе.
(выступления фокус групп)
— И тут появляется директор школы и строго говорит: “А вы что тут делаете?”
А мы отвечаем: “А мы к вам пришли, в гости!” А он в ответ: “Добро пожаловать, только сначала экзамен сдайте!” — и мы с вами начинаем готовиться к экзамену.
- Давайте проведём необходимые подсчёты, которые помогут ещё ближе познакомиться с профессией педагога.
1 группа
Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно позволяет иметь наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Учителю приходится много работать с информацией при подготовке к уроку, нагрузка на глаза особенно увеличивается при проверке тетрадей учащихся .
Посчитайте, сколько тетрадей проверяет учитель начальных классов за месяц (при 5дневке) по русскому языку(5ч в неделю) и математике (4ч в неделю), если в классе 15 человек.
2 группа
Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. А поэтому учителям на уроке, при объяснении учебного материала, приходиться много работать с мелом.
Посчитайте , сколько мела исписывает учитель за 1 год?
Школьные мелки квадратного сечения имеют размер 80х14х14мм и вес 20 г. В среднем за день учитель исписывает 1-2 кусочка мела ( в среднем …..). Учебных дней в году ….. (35 недель при 5дневной рабочей недели).
- А я хочу поговорить о зарядке. Вот зарядки, я думаю, учителям хватает. В основном учебные кабинеты в нашей школе имеют размеры: длина- 8 метров, ширина-6 метров, за один урок учитель 2-3 раза обходит весь кабинет. По периметру расстояние обхода равно около 20метров. За урок в среднем около 50 метров, за 5 уроков около 250 метров, за год 43750 метров или 43км 750м – это хорошая зарядка. Если надо помочь кому–либо из учеников, то несколько раз надо наклониться к ученику, что тоже является элементами зарядки.
(выступления фокус групп)
Надеюсь, что наша совместная творческая работа принесла для каждого массу положительных эмоций, что является доказательством второй части гипотезы. В результате мы создали прекрасный альбом, который называется «Учитель- это навсегда». И это действительно так.
Учитель – это призвание.
Учитель – это судьба.
Учитель не может стать бывшим.
Учитель – это навсегда.
В завершении мне очень важно услышать ваше мнение о нашей встрече.
Сделать это я предлагаю с помощью фразеологизмов, которые вы видите на слайде.
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
- руки чешутся
- как баран на новые ворота
- взять на заметку
- расставить все точки над и
Спасибо за внимание и поддержку! Желаю всем творческих успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229596-1364367663.jpg)
доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/01/picture-41206-1420112584.jpg)
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/12/picture-451429-1402588433.jpg)
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников....
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования; организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как одному из фак...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-68411-1567482691.jpg)
Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-998667-1516438361.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников
Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...