Мастер-класс «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций»
методическая разработка
Мастер-класс учителя начальных классов в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 191.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Учитель года- 2019»
«Проектная деятельность как средство формирования
ключевых компетенций»
Мастер-класс
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ с.Каменское
Драчевой О.С.
-2019-
Цель: привлечение внимания к профессии учителя, формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью
Задачи:
• передать свой опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм организации проектной деятельности;
• совместно с участниками мастер – класса отработать методические подходы и приемы организации проектной деятельности обучающихся;
• провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ожидаемый результат: применение модели занятия (или отдельного фрагмента), которую разработал участник мастер-класса в практике собственной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Драчева Ольга Семёновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Каменское.
В начале своего выступления я хочу вспомнить свой путь на конкурс. Во время принятия решения об участии в конкурсе
Причина сказала: «Это невозможно!»
Опыт заметил: «Это безрассудство!»
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
А мечта шепнула: «Попробуй…»
Надеюсь, сегодня в зале находятся любознательные, разносторонние, неравнодушные люди, которые, как и я, верят в свою мечту.
Свой мастер-класс я посвятила проектной деятельности, которая как нельзя лучше вписывается в современную систему образования. Проектный метод помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желанием добыть их, чтобы применить для решения поставленных задач.
С помощью проектных технологий формируются ключевые компетенции обучающихся, так как
• осваиваются основы исследовательской деятельности;
• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся;
• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
• предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
• развивается способность к рефлексии.
Воплощая метод проектов на практике, я задумалась: можно ли каждого ребенка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить?
Все дети от природы талантливы. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых.
Что такое проект для учителя и ученика?
В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.
И сегодня мы с вами создадим проект.
Уважаемые участники фокус групп возьмите карточки …… цвета, восстановите пословицы и известные высказывания.
1 группа
Дерево и _______________ познаются по плоду.
Быть _________________, перестав быть учеником, невозможно.
Тело человеку дают Родители, душу даёт Бог, а цель и смысл жизни – _____.
2 группа
____________ лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно.
Высоко дело ________________, но и трудно оно.
_______________ должен быть пророком, который может заглянуть в будущее и увидеть мир завтрашнего дня, в который должны вписаться сегодняшние дети.
- А я хочу обратиться к залу. Об объекте нашего исследования педагог, философ и публицист Симон Соловейчик говорил так:
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться...»
- Как вы думаете, кто это?
- А теперь заслушаем выступления наших коллег.
(выступления фокус групп)
- Сегодня объектом нашего исследования станет профессия учителя. А полученные результаты я предлагаю поместить в альбоме.
Итак…
Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет более благородного призвания, чем дарить своё сердце детям». Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках». Но тут к колыбели спустилась четвёртая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: «Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!» Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».
- О какой проблеме говорится в этой притче?
- Чтобы сформулировать тему проекта и гипотезу соберите пазлы. Что получилось у 1 группы? у 2 группы?
Для доказательства первой части гипотезы предлагаю участникам фокус групп провести исследования и подготовиться к выступлению.
1 группа
Выбрать 3 факта о важности профессии учителя, оформить свою работу.
6 фактов.
Важность профессии
Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребенка.
99% опрошенных учителей говорят, что «любовь к своему делу» — абсолютное требование, а профессионализм необходим для полноценного обеспечения успеваемости учащихся.
Лев Семенович Выготский — один из самых известных психологов и педагогов, создатель культурно-исторической теории, получил... юридическое образование. Но позднее выбрал себе не профессию психолога или психотерапевта, а учителя. Он преподавал во многих школах и техникумах и вел курсы.
Профессия учителя, как никакая другая, вобрала в себя искренность и сердечность, ибо не до конца искреннего, бессердечного человека дети просто не примут.
По мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами. А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону психологии.
По результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя творческой и очень сложной.
2 группа
Сравните профессию учителя с 3 другими профессиями, оформите свою работу.
Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. «Дари себя детям!» - вот в чём похожи профессии педагога с профессией артиста.
Учитель – прекрасный садовод: он заботится, оберегает, восхищается душевной красотой ребенка, не обижаясь на колючие шипы.
Учитель – терпеливый ткач: он формирует красочный ковёр из знаний и умений ученика.
По эмоциональному напряжению рабочий день учителя походит, пожалуй, на сумасшедший день главного диспетчера какого-нибудь сильно перегруженного международного аэропорта в тяжелых метеоусловиях (… то взлет, то посадка, то снег, то дожди…). Но опять же - такой диспетчер до зубов вооружен сложнейшей техникой, которая помогает в его работе, учитель же может полагаться только на самого себя.
По точности подхода к делу, ювелирности и индивидуальности работу учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: небольшая неточность и исправить положение уже невозможно… Но у хирурга есть возможность сотни раз промоделировать ситуацию, до мельчайших подробностей проработать ее, а душу ребенка никакому моделированию подвергнуть нельзя. Учителю тысячи раз приходится искать все новые и новые подходы, молниеносно принимать стратегические и тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников.
- А я вновь хочу обратиться к залу. Давайте подумаем, каким будет учитель будущего?
В Корее появилась новинка - робот-учитель. Этот робот имеет возможность говорить на различных языках, читать вслух и выдавать из книги задания ученикам, выражать свое настроение, изменяя свою мимику. Однако….
- Назовите недостатки этого технического чуда.
(У робота есть масса недостатков. Он не умеет управлять классом, не может мотивировать учеников, не имеет индивидуального подхода к конкретным ученикам-личностям, а также – не умеет справляться с шутками и проделками учеников. Т.е., по сути, робот не может выполнять весь комплекс сегодняшних функций человека-учителя, а лишь небольшую часть его функций. Пока этот робот – лишь «говорящая голова», набитая знаниями.)
- Послушаем выступления наших коллег.
(выступления фокус групп)
- Так каким же должен быть настоящий современный учитель?
1 группа Синквейн
2 группа Кластер
- Пока группы работают, я приглашаю вас на экскурсию. Повторяйте движения вместе со мной. (Проводится игра “Экскурсия”.)
— Мы приходим в супер-школу!
(Бьют ладонями по бедрам).
Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп!
Поднимаемся по ступенькам!
(Движения опущенными пальцами вниз – на “каблучках”).
Цок-цок-цок-цок!
Открываем смело двери!
Вжик-вжик-вжик-вжик!
(Движение руки вправо и влево – открываем шторы).
Мы в фойе заходим – вау!
(Широко раскрытые от изумления руки).
Там такие кабинеты –
Ах-ах-ах-ах!
(Беремся руками за голову и качаем головой).
В первом все поют-танцуют!
Пляс-пляс-пляс-пляс!
(Показываем юморные движения народного танца).
Во втором сидят, рисуют!
Чпок-чпок-чпок-чпок!
(Изображаем нанесение мазков на холст).
В третьем — сочиненья пишут!
скрип-скрип-скрип-скрип!!
(Изображаем написание сочинения)
А в четвертом ставят опыт!
Бдыж-бдыж-бдыж-бдыж!
(Изображаем взрывы).
— Ну, как, понравилось в супер-школе?
- Давайте узнаем у наших коллег, какие учителя работают в этой школе.
(выступления фокус групп)
— И тут появляется директор школы и строго говорит: “А вы что тут делаете?”
А мы отвечаем: “А мы к вам пришли, в гости!” А он в ответ: “Добро пожаловать, только сначала экзамен сдайте!” — и мы с вами начинаем готовиться к экзамену.
- Давайте проведём необходимые подсчёты, которые помогут ещё ближе познакомиться с профессией педагога.
1 группа
Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно позволяет иметь наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Учителю приходится много работать с информацией при подготовке к уроку, нагрузка на глаза особенно увеличивается при проверке тетрадей учащихся .
Посчитайте, сколько тетрадей проверяет учитель начальных классов за месяц (при 5дневке) по русскому языку(5ч в неделю) и математике (4ч в неделю), если в классе 15 человек.
2 группа
Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. А поэтому учителям на уроке, при объяснении учебного материала, приходиться много работать с мелом.
Посчитайте , сколько мела исписывает учитель за 1 год?
Школьные мелки квадратного сечения имеют размер 80х14х14мм и вес 20 г. В среднем за день учитель исписывает 1-2 кусочка мела ( в среднем …..). Учебных дней в году ….. (35 недель при 5дневной рабочей недели).
- А я хочу поговорить о зарядке. Вот зарядки, я думаю, учителям хватает. В основном учебные кабинеты в нашей школе имеют размеры: длина- 8 метров, ширина-6 метров, за один урок учитель 2-3 раза обходит весь кабинет. По периметру расстояние обхода равно около 20метров. За урок в среднем около 50 метров, за 5 уроков около 250 метров, за год 43750 метров или 43км 750м – это хорошая зарядка. Если надо помочь кому–либо из учеников, то несколько раз надо наклониться к ученику, что тоже является элементами зарядки.
(выступления фокус групп)
Надеюсь, что наша совместная творческая работа принесла для каждого массу положительных эмоций, что является доказательством второй части гипотезы. В результате мы создали прекрасный альбом, который называется «Учитель- это навсегда». И это действительно так.
Учитель – это призвание.
Учитель – это судьба.
Учитель не может стать бывшим.
Учитель – это навсегда.
В завершении мне очень важно услышать ваше мнение о нашей встрече.
Сделать это я предлагаю с помощью фразеологизмов, которые вы видите на слайде.
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
- руки чешутся
- как баран на новые ворота
- взять на заметку
- расставить все точки над и
Спасибо за внимание и поддержку! Желаю всем творческих успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...
доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников....
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования; организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как одному из фак...
Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...
Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников
Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...