Программа по внеурочной деятельности " Люблю свой край"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по внеурочной деятельности " Люблю свой край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_svoy_kray.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
гимназия №18
города Краснодара
Программа по внеурочной деятельности
«Люблю свой край»
Составитель программы:
Кравцова Галина Алексеевна
Программа рассчитана на 270 часов
Срок реализации – 4 года
г. Краснодар 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Люблю свой край»
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса «Люблю свой край» расширяет «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», так как она составлена на основе регионального компонента. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Программа «Люблю свой край» рассчитана на детей 7-11 лет.
Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся два часа в неделю Общий объем программы – 270 часов: 1 класс - 66 часов, 2-4 классы - по 68 часов. Продолжительность занятия – 30 минут в 1 классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиН.
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, города;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
Формы организации работы с аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев города и края;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории города Краснодара, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Мой край» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, города, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках Кубани;
- посетят театры, музеи, памятники города, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего гражданина России.
Тематический план по курсу:
«Люблю свой край» для учащихся 1 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практика | План | Факт | |
Тема 1: «Я и моя семья» | 10 | 2 | 8 | ||
1-2. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. | 2 | 2 | |||
3-4. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. | 2 | 2 | |||
5-6. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище». | 2 | 2 | |||
7-8. «Лень в дому – бери суму» . Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье» | 2 | 2 | |||
9-10 В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в хате казака и в моем доме – сегодня. | 2 | 2 | |||
Тема 2: «Здравствуй, школа!» | 10 | 4 | 6 | ||
11-12. Экскурсия по школе № 18. | 2 | ||||
13-14. Заочный экскурс «История гимназии №18» | 2 | ||||
15-16. Рассказ «Мои родители учились в этой школе» | 2 | ||||
17-18. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый класс» | 2 | ||||
19-20. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры. | 2 | ||||
Тема 3: «Семейные традиции» | 13 | 8 | 5 | ||
21-22. Беседа. «На свет народился, с людьми породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными. | 2 | 2 | |||
23-24. Игровое занятие. Разучивание песен, танцев к семейным праздникам. | 2 | 2 | |||
25-26. Беседа. Правила поведения в театрах, музеях, библиотеках. | 2 | 2 | |||
27-28. Традиции в семье казака. | 2 | 2 | |||
29-30. «Старинные детские игрушки». | 2 | 2 | |||
31-32. Праздничный концерт для родителей. | 2 | ||||
33-34 «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры. | 1 | 1 | |||
Тема:4 «Кубань культурная» | 14 | 14 | 0 | ||
35-36. Заочная экскурсия в музей им. Фелицина | 2 | 2 | |||
37-38 Г.Ф. Пономаренко-певец кубанской земли. | 2 | 2 | |||
39-40 В.Г. Захарченко-руководитель Кубанского казачьего хора. | 2 | 2 | |||
41-42 «Песни казачьего края» Разучивание кубанских песен. | 2 | 2 | |||
43-44 Кубань в произведениях художников. | 2 | 2 | |||
45-46 Творческое задание: подобрать стихи, пословицы и поговорки о крае. | 2 | 2 | |||
47-48 Заочная экскурсия в музей казачьего быта Атамань. | 2 | 2 | |||
Тема:5 Подвиг жителей Краснодара в годы ВОВ | 14 | 6 | 8 | ||
49-50 Рассказ «Война в моей семье» (с помощью родителей) | 2 | 2 | |||
51-52 Как освобождался город Краснодар. | 2 | 2 | |||
53-54Конкурс песен и стихов о ВОВ. | 2 | 2 | |||
55-56 Выставка пластилиновых поделок « Военная техника» | 2 | 2 | |||
57-58 Экскурсия « По местам боевой славы» | 2 | 2 | |||
59-60 Устный журнал «Спасибо скажем деду, что он принёс победу» | 2 | 2 | |||
61-62 Выставка рисунков «Я за мир» | 2 | 2 | |||
Тема:6 «Мой любимый город» | |||||
63-64 Улицы нашего города. Что мы знаем о них? | |||||
65-66 Экскурсия по городским улицам. |
Тематический план по курсу:
«Люблю свой край» для учащихся 2 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практика | План | Факт | |
Тема 1: «Земля отцов – моя земля» | 10 | 4 | 6 | ||
1-2. «Как не любить мне эту землю, не воспевать казачий край …» | 2 | 2 | 7.09 | ||
3-4. «Моя малая Родина – город Краснодар. (Стихи, песни, сказки) | 2 | 2 | 14.09 | ||
5-6. Творческое задание: Герб города Краснодара | 2 | 2 | 21.09 | ||
7-8. Разучивание и прослушивание гимна «Ты Кубань -ты наша Родина». История создания | 2 | 2 | 28.09 | ||
9-10. Выставка рисунков «Я- щедрая Кубанская земля…» | 2 | 2 | 5.10 | ||
Тема 2: «Природа родного края» | 14 | 4 | 10 | ||
11-12. Заочный экскурс «Памятники природы города Краснодара» | 2 | 2 | 12.10 | ||
13-14. Рассказы (презентации) о памятниках природы. | 2 | 2 | 19.10 | ||
15-16. Познавательная прогулка с последующим описанием к водолечебнице. | 2 | 2 | 26.10 | ||
17-18. Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «Осень в Краснодаре». | 2 | 2 | 2.11 | ||
19-20. Познавательная игра «В гости к Осени». | 2 | 2 | 16.111 | ||
21-22. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел увидеть в Краснодаре». | 2 | 2 | 23.11 | ||
23-24. Коллективная аппликация «Растения в моем городе- осенью» | 2 | 2 | 30.11 | ||
Тема 3. «Водоемы нашей местности» | 4 | 2 | 2 | ||
25-26. Кроссворд «Угадай водоем города Краснодара» Сказка о больших и маленьких водах | 2 | 2 | 7.12 | ||
27-28. Правила поведения у водоема. Коллективный плакат «Охрана водоема» | 2 | 2 | 14.12 | ||
Тема 4. «Растительный мир нашей местности» | 12 | 12 | 0 | ||
29-30. Игра «Я знаю это растение». | 2 | 2 | 21.12 | ||
31-32. Викторина «Во саду ли, в огороде?» | 2 | 2 | 11.01 | ||
33-34. Редкие растения . | 2 | 2 | 18.01 | ||
35-36. В гостях а бабушки Загадушки «Природные лекари». | 2 | 2 | 25.01 | ||
37-38. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!» | 2 | 2 | 1.02 | ||
39-40. Конкурс знатоков кубанской флоры. | 2 | 2 | 8.02 | ||
Тема 5. «Животный мир » | 12 | 3 | 9 | ||
41-42. Загадки и ребусы о животных Краснодарского края. Игра «Кто там живёт?» | 2 | 2 | 15.02 | ||
43-44. Познавательная игра «Золотая рыбка» | 2 | 2 | 22.02 | ||
45-46. Составление кроссворда «Насекомые вокруг нас» | 2 | 2 | 1.03 | ||
47-48. Рассказ с показом иллюстрации «Моё любимое домашнее животное». | 2 | 1 | 1 | 15.03 | |
49-50. Коллективный плакат «Осторожно, птичий город!» | 2 | 2 | 22.03 | ||
51-52. Конкурс знатоков кубанской фауны. | 2 | 2 | 5.04 | ||
Тема 6. «Труд и быт жителей Кубани» | 12 | 4 | 8 | ||
53-54. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего города» | 2 | 2 | 12.04 | ||
55-56. «Казацкому роду нэма пэрэводу». История переселения казаков на Кубань. | 2 | 2 | 19.04 | ||
57-58. Профессии моих земляков. Стихотворения. | 2 | 2 | 26.04 | ||
59-60. Игра «Знаешь ли ты названия предметов быта и труда?» | 2 | 2 | 3.05 | ||
61-62. Защита проекта «Все профессии важны, все профессии нужны». | 2 | 2 | 10.05 | ||
63-64. Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?» | 2 | 2 | 17.05 | ||
Тема 7. «Жемчужина Кубанского края» | 4 | 4 | |||
65-66. Что я знаю о своем городе? Достопримечательности города Краснодара. | 2 | 2 | 24.05 | ||
67-68. Стихотворение «История города». Как образовался наш город? | 2 | 2 |
Тематический план по курсу:
«Люблю свой край» для учащихся 3 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практика | План | Факт | |
Тема 1: «Нет в мире краше Родины нашей» | 42 | 31 | 11 | ||
1-2. «Как не любить мне эту землю, не воспевать кубанский край…» | 2 | 2 | |||
3-4. Игра «Природа у порога нашего дома». | 2 | 2 | |||
5-6. Составление рассказа-повествования о формах поверхности в нашем крае. | 2 | 2 | |||
7-8. Выставка рисунков «Я - щедрая кубанская земля…» Стихотворение «Красив простор кубанских нив…» | 2 | 1 | 1 | ||
9-10. Тест «Рельеф Краснодарского края». | 2 | 2 | |||
11-12. Беседа «Грязевые вулканы Таманского полуострова». | 2 | 2 | |||
13-14. Кроссворд «Природные явления на Кубани» | 2 | 2 | |||
15-16. Проект «Природные аномалии на Кубани» | 2 | 2 | |||
17-18. Викторина «Люблю природу в любую погоду». | 2 | 2 | |||
19-20. Проект «Экологическое путешествие во времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае». | 2 | 2 | |||
21-22 Загадки о водоемах Краснодарского края. | 2 | 2 | |||
23-24. Познавательная игра «Земля – кормилица наша». | 2 | 2 | |||
25-26. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице. | 2 | 2 | |||
27-28. «Все профессии нужны, все профессии важны». | 2 | 2 | |||
29-30. Загадки «В царстве флоры Краснодарского края ». | 2 | 2 | |||
31-32. Сообщение «Природные лекари». | 2 | 2 | |||
33-34. С Троповичком - в места «тихой охоты». | 2 | 2 | |||
35-36. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды». | 2 | 2 | |||
37-38. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и умницы» | 2 | 2 | |||
39-40. Творческое задание. Растения и животные Краснодарского края, занесенные в Красную Книгу. | 2 | 2 | |||
41-42. Составление Правил поведения в природе. | 2 | 2 | |||
Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» | 20 | 16 | 4 | ||
43-44. «Кубань – кладовая мифов и легенд…». Памятники истории. «Фанагория – древняя жемчужина Причерноморья». | 2 | 2 | |||
45-46. Сообщения «Казачьему роду нэма пэрэводу». История переселения казаков на Тамань. | 2 | 2 | |||
47-48. «Как и из чего строили жилище наши предки?» | 2 | 2 | |||
49-50. Историческая гостиная «Точка на карте». | 2 | 2 | |||
51-52. Православные храмы города Краснодара. | 2 | 2 | |||
53-54. История города Екатеринодара - Краснодара. | 2 | 2 | |||
55-56 «Мы выстояли, мы победили!» Краснодар в годы ВОВ. | 2 | 2 | |||
57-58. Посиделки «Собирайтесь до нашей хаты». | 2 | 2 | |||
59-60. «Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков). | 2 | 2 | |||
61-62. Викторина «Добрые соседи». | 2 | 2 | |||
Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» | 16 | 4 | 2 | ||
63-64. Практикум «Моя семья на ленте времени» | 2 | 2 | |||
65-66. «История моей семьи в истории Кубани» | 2 | 2 | |||
67-68. Составление родословного древа семьи. | 2 | 2 |
Тематический план по курсу:
«Люблю свой край» для учащихся 4 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практика | План | Факт | |
Тема 1: «Береги землю родную, как мать любимую» | 42 | 18 | 24 | ||
1-2. «Как не любить мне эту землю, не воспевать кубанский край…» Разучивание Гимна Краснодарского края. | 2 | 2 | |||
3-4. «Заказники и заповедники нашего края». | 2 | 2 | |||
5-6. Игра «Памятники природы Краснодарского края» | 2 | 2 | |||
7-8 Какие культуры выращиваются в данной природной зоне? | 2 | 2 | |||
9-10 Проектная работа «Поднимет всё кубанская земля - пшеницу, пальмы, рис и тополя». | 2 | 2 | |||
11-12. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице. | 2 | 2 | |||
13-14. Игра «О каком растении идет речь?» | 2 | 2 | |||
15-16. «Зеленые друзья». Сбор сведений о лекарственных растениях . | 2 | 2 | |||
17-18. Викторина «Мир растений Краснодарского края». | 2 | 2 | |||
19-20. Исследование «Интересные факты о растениях нашей местности». Составление кроссворда «Цветы в моем саду». | 2 | 2 | |||
21-22. Творческое задание «Природа у порога нашего дома» Описание травянистых растений. | 2 | 2 | |||
23-24. Съедобные и несъедобные грибы. Игра «Узнай гриб по описанию». | 2 | 2 | |||
25-26. Исследование «Кубанская грибная корзина». Грибной календарь съедобных грибов. | 2 | 2 | |||
27-28. Семинар «Подземные сокровища Краснодарского края». | 2 | 2 | |||
29-30. Составление миниэнциклопедии «Полезные ископаемые нашей местности». | 2 | 2 | |||
31-32. Проектная работа «Водные ресурсы Краснодарского края». | 2 | 2 | |||
33-34. Сообщение о главной реке края – Кубани и о ее притоках. | 2 | 2 | |||
35-36. Проектная работа «Какую пользу приносят птицы нашему саду, огороду?» Игра «Кто из нас лишний?» | 2 | 2 | |||
37-38. Кроссворд «Охрана природы». Плакат «Береги природу!» Сбор сведений «Интересные факты животного мира». | 2 | 2 | |||
39-40. Конкурс Знатоков флоры и фауны. | 2 | 2 | |||
41-42. Творческое задание. Места отдыха в Краснодарском крае. Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья». | 2 | 2 | |||
Тема 2. «Земля отцов – моя земля» | 20 | 8 | 12 | ||
43-44. Вещи рассказывают о прошлом. | 2 | 2 | |||
45-46. «Путешествие в прошлое города Краснодара». | 2 | 2 | |||
47-48. Символика Краснодара. | 2 | 2 | |||
49-50. Сочинение «Моя малая Родина». | 2 | 2 | |||
51-52. «Казак кубанский – крепкий щит России». История переселения казаков на Кубань. | 2 | 2 | |||
53-54. Проектная работа «Хозяйственная деятельность казаков на Кубани» | 2 | 2 | |||
55-56. Создание альбома «Народные ремесла». «Есть умельцы на Кубани! Сто ремесел – сто названий». | 2 | 2 | |||
57-58. Урок-практикум «Золотая соломка » | 2 | 2 | |||
59-60. «И рушник вышиваный – на счастье, на долю дала …» (Коваленко Е.М., Гуща И.В.). Одежда наших бабушек и дедушек. Создание эскизов. | 2 | 2 | |||
61-62. Кроссворд «Ремесла на Кубани». «Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков). | 2 | 2 | |||
Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» | 6 | 0 | 6 | ||
63-64. Проектная работа «Мои родственники – участники ВОВ». Малолетние узники. Работа с архивными источниками. | 2 | 2 | |||
65-66. Составление мини энциклопедии «Радетели кубанской земли». | 2 | 2 | |||
67-68 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела» | 2 | 2 |
Использованная литература
1. Г.Т. Чучмай «Тайна географических названий», Краснодар, 2000г.
2. И.Я. Паскевич «Любимый уголок Земли».
3. Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова «История Кубани в рассказах и иллюстрациях.
4. И.П. Лотышев «Путешествие по родному краю».
5. «Берег двух морей. Песни о земле Таманской».
6. Электронный сборник материалов «Кубановедение» ГОУ Краснодарского края ККИДППО кафедра начального образования.
7. Творческие проекты тьютеров кубановедения.
8. Энциклопеический словарь «География Кубани».
9. Л.Гринь «Природа родного края».
10. Пособие по тамановедению «Родная земля». Составители Ломскова Л.В., Жгулева В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Красота своими руками» (начальное образование)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Красота своими руками" (начальное образование).Как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет кр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...