Рабочая программа воспитания Центр "Особый ребёнок"
календарно-тематическое планирование
Одним из главных условий воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitaniya_2022.docx | 141.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «__» августа 2022 г. и. о. директора Центра: ___________ Т.В. Гагарина | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. | РАССМОТРЕНО: на методическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. председатель МС: __________ И.В. Вдовенкова |
Рабочая программа воспитания
на 2022 – 2023 учебный год
Адрес: 214016, Смоленская область, город Смоленск, ул. Соболева, д. 28 сайт: http://zor.gov67.ru эл. почта: korschkolasml@yandex.ru тел: 8(4812)38-49-13 |
Смоленск 2022
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ЦЕНТРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» был открыт 01.09.1949 года и имеет уже 70 летний опыт работы.
Наш Центр единственный в городе и Смоленском районе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), обучающиеся с РАС, синдромом Дауна, ДЦП, среди них более 60% учащихся имеют статус ребенок-инвалид, есть категория детей, которые обучаются на дому. Многие из наших воспитанников находятся в трудной жизненной ситуации, есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, а также, находящиеся под опекой.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или с особыми образовательными потребностями – это обучающиеся, которые нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.
Специфика воспитательного процесса в Центре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается:
- в преодолении затруднений социальной адаптации;
- в формировании коммуникативных навыков;
- в приобщении обучающихся к трудовому, эстетическому и физическому воспитанию;
- в социальной реабилитации детей, подготовке их к жизни в обществе;
- в целенаправленном вовлечении семьи в процесс воспитания и обучения.
Одним из главных условий воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого обучающегося.
В Центре создаются оптимальные условия для воспитания и коррекции обручающихся, способствующие не только максимальному овладению ими знаниями, но и формированию жизненных компетенций.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса и призвано направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффективности.
Основной традицией воспитания в нашем Центре являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов, обучающихся и родителей.
Педагогами Центра создаются такие условия, чтобы по мере взросления учащегося увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до участника).
Ключевой фигурой воспитания в Центре является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно - развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Педагоги Центра ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основано на социально-педагогической поддержке и приобщении обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (0 (дополнительный) - IV классы): таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
- быть любящим, послушным и отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу;
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (V – IX классы) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся в V – IX классах, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их жизненной позиции, ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (X – XI классы) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Центре, дома или на улице;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания: опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни Центра; инициировать и поддерживать ученическое самоуправление и актив класса;
- вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
- поддерживать деятельность функционирующей на базе Центра волонтерской организацией, привлекать к ней школьников, педагогов и родителей для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
- развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.
Планомерная реализация данных направлений воспитательной работы позволит организовать в начальной школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Модуль | БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ |
ПАТРИОТИЗМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ | |
(I1) I класс - IV классы: | |
«Я – ГРАЖДАНИН» |
|
V-IX классы: | |
| |
X-XI классы: | |
|
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»
Цель: возрождение нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
«Я – ЧЕЛОВЕК» | БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ |
СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ | |
(I1) I класс - IV классы: | |
| |
V-IX классы: | |
| |
X-XI классы: | |
|
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
МОДУЛЬ «Я И ТРУД»
Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.
«Я И ТРУД» | БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ |
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО | |
(I1) I класс - IV классы: | |
| |
V-IX классы: | |
| |
X-XI классы: | |
|
Направление 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
«Я И КУЛЬТУРА» | БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ |
ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ | |
(I1) I класс - IV классы: | |
| |
V-IX классы: | |
| |
X-XI классы: | |
|
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Центра. Каждая из них представлена в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел благотворительной («Подарок маме»); экологической (долгосрочный эколого-преобразовательный проект «Пришкольный участок»; долгосрочный проект «Музей русской старины»); патриотической («Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»); трудовой («Чистый двор») направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям («День герое Отечества», «Первый в космосе», «#ОкнаПобеды» и др.)
На школьном уровне:
- регулярно проводимая церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации в начале (конце) каждой учебной недели;
- общешкольные праздники («День Знаний», «С любовью к Вам, учителя!», «Праздники русского календаря», и др.) – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы Центра;
- регулярно проводимые акции, целью которых является вовлечение всех членов школьного коллектива в деятельность общественно значимого характера («Сдай макулатуру – спаси дерево», «День здоровья»);
- конкурсы интеллектуальной и художественной направленности, способствующие развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширению их кругозора («Декада МО классный руководителей»);
- выставки творческих работ и достижений учащихся (ярмарка школьных талантов: «Дары осени», «Пасху радостно встречаем»; фестиваль «Вторая жизнь вещей» и другие);
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей («Последний звонок» и другие);
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни Центра, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела Центра в одной из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки и проведения ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- установление доверительных отношений с учащимися класса;
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности «Разговоры о важном»;
- создание благоприятного психологического климата внутри классных коллективов;
- сплочение коллектива класса через организацию совместных дел с учащимися (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка;
- участие класса в общешкольных мероприятиях под руководством классного руководителя;
- проведение инструктажей с учащимися по безопасному поведению в Центре, дома, в социуме по охране жизни и технике безопасности при различных видах деятельности;
- планирование в начале года работы с классным коллективом и анализ проведенной работы в конце учебного года.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемости и т.п.);
- индивидуальная работа со школьниками класса;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса.
Поддержка школьного самоуправления:
На школьном уровне:
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований и конкурсов).
На уровне классов:
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (Сектора: учебный, информационный, трудовой, спортивно-оздоровительный, культурно-досуговый, экологический);
- через организацию временных и постоянных классных творческих групп, ответственных за подготовку различных классных и общешкольных мероприятий.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в организацию и проведение внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Экскурсии и походы
Экскурсии, пешие прогулки и походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
- Пешие прогулки или экскурсии, организуемые в классах классными руководителями и родителями школьников: в музей, в филармонию, в кукольный или драматический театр, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например, «фотографов», «гидов», «корреспондентов»).
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, с социальным педагогом, с педагогом-психологом направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение заседаний Совета профилактики, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Центра и учителями-предметниками;
- организация тематических родительских собраний не реже 1 раза в четверть, родительских чатов;
- индивидуальная работа с родителями (законными представителями);
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов и т.п., направленных на сплочение семьи и Центра;
- организация работы по повышению педагогической культуры родителей;
- использование работы службы медиации Центра в урегулировании спорных ситуаций.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, нравственное, социально-трудовое, в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т. д
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности Центра происходит в рамках следующих, выбранных школьниками, направлений:
Духовно-нравственное
Реализация программ курсов обеспечивает приобретение обучающимися системы ценностей, получение опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, обеспечивает возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).
Спортивно-оздоровительное
Предполагает приобщение обучающихся к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, спортивные праздники).
Общекультурное направление
Предполагает формирование у обучающихся Центра способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции), а также предполагает освоение обучающимися этических норм и эталонов. Рабочие программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно - досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладевать навыками культурного общения.
Нравственное
Направлено на осмысление ценности жизни (своей и окружающих), на развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечать какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Формирует у обучающихся с ТНМР правила взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм социального поведения и нравственных категорий.
Социально-трудовое
Направлено на становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие», эмоционально-психологическую и социальную реабилитацию обучающихся с умственной отсталостью, развитие социальной компетенции - умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого. Способствует развитию у обучающихся личностной, семейной, социальной культуры, формирование трудовых умений в различных сферах повседневной жизни, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, формирование профессионального самоопределения.
Внеурочная деятельность способствует профессиональному самоопределению воспитанников, что является необходимым условием для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся с умственной отсталостью.
Детализация программ внеурочной деятельности по направлениям представлена в календарных планах по уровням образования.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами Центра воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- мотивация школьников к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения, правил общения с педагогами и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дидактического театра, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игропрактик, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
- применение на уроке коррекционно-развивающих форм деятельности;
- организацию работы с обучающимися АООП вариант II (СИПР);
- выявление наиболее способных и одаренных детей, привлечение их для участия в предметных неделях и предметных олимпиадах.
3.5. Модуль «Профориентация»
Специфика профориентационной работы для обучающихся Центра состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самооценки и самоконтроля.
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, формирующие их готовность к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями обучающегося и современными запросами рынка труда.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: ролевые и деловые игры, анкеты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии («Смоленская чулочная фабрика»; ЗАО «Смоленская вышивка им. М. К. Тенишевой»; УПЦ «Профессионал»);
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в Центрах дополнительного образования и средних специальных учебных заведениях (МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» г. Смоленска; СОГБУ ДО «Станция юных натуралистов»; ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»; СОГОУ НПО «Профессиональное училище № 18»; СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий» Касплянский филиал; МБОУ «О(с)Ш №1»).
- организация встреч с представителями центра занятости;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/), созданных в сети интернет;
- участие во всероссийском проекте «Билет в будущее»;
- участие учащихся во всероссийском проекте «Урок цифры»;
- участие в проекте «Классные встречи» в рамках деятельности первичной Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
- участие обучающихся 6-11 классов в российском тестировании функциональной грамотности по модели PISA;
- участие Национальном чемпионате по профессиональному мастерству для людей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс»;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках учебных предметов по трудовому обучению, включенных в АООП (швейное дело, столярное дело, цветоводство).
Результатами профессиональной ориентации и трудовой подготовки обучающихся Центра станут:
- знания: актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
- умения: формирование представления о перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
- качества: формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов; знакомство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со способами достижения результатов в профессиональной деятельности.
- успех: обучающиеся Центра научатся добиваться поставленных целей в сроки, без серьезных ошибок и финансовых издержек;
повышение самооценки, вера в себя и свои возможности.
- карьера: развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
- успешная социализация выпускников Центра.
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра в данном вопросе.
В Центре созданы и действуют:
- Попечительский Совет;
- Родительский комитет;
- Совет профилактики.
Основная задача вышеперечисленных органов - это взаимодействие в решении вопросов воспитания и социализации школьников.
Кроме этого выделены следующие виды и формы деятельности работы с родителями:
На групповом уровне в Центре созданы и функционируют:
- Родительский всеобуч «Школа для родителей», на котором обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов из сторонних организаций;
- Родительские дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в Центре;
- Общешкольные родительские собрания, проходящие в режимах онлайн и офлайн, где обсуждаются наиболее острых проблемы обучения и воспитания школьников;
- Семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от педагогов-психологов, врача, дефектологов, социальных педагогов Центра и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- Вкладка «Ученикам и родителям» на школьном интернет-сайте, где выкладывается достоверная информация о работе Центра и обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов и администрации;
- Родительские чаты в WhatsApp, Viber и ВКонтакте, которые позволяют оперативно обмениваться информацией, касающейся образования и воспитания школьников и принимать общие решения.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
- конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных дел воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
- осуществление обратной связи в виртуальной приемной на интернет-сайте Центра.
Результат работы с родителями (законными представителями):
- Участие вместе с детьми в массовых широкомасштабных оформительских мероприятиях, совместных выставках творчества и тематических фотозонах;
- участие в культурно-массовых мероприятиях совместно с детьми;
- участие в мероприятиях экологической направленности;
- привлечение к участию родителей (законных представителей) обучающихся к участию в классных часах «Разговоры о важном».
3.7. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
На базе Центра организован волонтерский отряд «Радуга», в состав которого входят обучающиеся, готовые участвовать в общественно-полезных делах. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:
- привлечение школьников к посильной трудовой помощи в учреждениях социальной сферы (детские сады, центры социальной помощи семье и детям) – в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
- участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) в сборе помощи для нуждающихся в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий.
на школьном уровне:
- привлечение школьников к организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями Центра;
- участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них мероприятий и праздников;
- участие школьников в работе на прилегающей к Центру территории (работа в саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Центра, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой как:
- оформление холла при входе в Центр государственной символикой Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
- оформление интерьера помещений Центра (класса, рекреаций, лестничных пролетов) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях в Центре;
- озеленение школьной и пришкольной территории;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- использование школьной символики (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- организация и проведение творческих конкурсов по благоустройству пришкольного участка и клумб;
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Самоанализ организуемой в Центре воспитательной работы осуществляется по выбранным самим Центром направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в Центре, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором Центр участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в Центре воспитательного процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания и социализации школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика.
Предмет мониторинга | Критерии оценивания | Методики |
Уровень нравственного развития и воспитания учащихся | Социальная культура | Субъективный тест классного руководителя по М. И. Шиловой |
Семейная культура | ||
Личностная культура | ||
Оценка уровня воспитанности учащихся | Уровень воспитанности учащихся с позиции их отношений к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре | Анализ и оценка уровня воспитанности учащихся Н.Г. Анетько |
Уровень сформированности семейной культуры | Изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника | Анкета «Я и моя семья», анкетирование, педагогическое наблюдение, опрос родителей (законных представителей) |
Мониторинг оценки личностных результатов | Принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. | Педагогическое наблюдение, отслеживание динамики развития личности |
Владение навыками коммуникации и принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | ||
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | ||
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. | ||
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
2. Общее состояние организуемой в Центре совместной деятельности школьников и педагогов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является удовлетворенность педагогов, детей и их родителей организуемой в Центре совместной деятельностью.
Осуществляется анализ педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов на методическом совете и на заседании методического объединения классных руководителей.
Способами получения информации о состоянии организуемой в Центре совместной деятельности школьников и педагогов могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами.
Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая в Центре совместная деятельность школьников и педагогов интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной.
Итогом самоанализа организуемой в Центре воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД 0 (дополнительный) – IV классы | ||||
Дела | Класс | Время проведения | Ответственные | |
«Ключевые общешкольные дела» | ||||
Церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации | 0 - 4 | в начале (конце) каждой учебной недели | Педагог-организатор, классные руководители | |
Праздник «День Знаний». Тожественная линейка. «Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности» | 0 - 4 | 01.09 | Педагог-организатор, классные руководители | |
«День солидарности в борьбе с терроризмом» | 1 - 4 | 03.09 | Педагог-организатор, классные руководители | |
Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя | 0 - 4 | октябрь | Классные руководители | |
«Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет» | 1 - 4 | октябрь | Педагог-организатор, классные руководители | |
Международный день толерантности. Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе» | 1 - 4 | ноябрь | Педагог-организатор, классные руководители | |
Акция «Каждому скворцу по дворцу!» | 1-4 | Ноябрь - март | Классные руководители | |
Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства» | 0 - 4 | Декабрь | Социальный педагог, классные руководители | |
«Международный день инвалидов» | 0 - 4 | 02.12 | Учитель физкультуры, классные руководители | |
«День героев Отечества» | 3 - 4 | 09.12 | Педагог-организатор, классные руководители | |
Общешкольный праздник «Ой, честная Масленица!» | 0 - 4 | 04.03 | Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители | |
Всемирный день здоровья. Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!». | 0 - 4 | 07.04 | Учитель физкультуры, классные руководители | |
Воинская слава России: «Великая победа» | 0 - 4 | Май | Педагог-организатор, классные руководители | |
Акция «Георгиевская ленточка» | 0 - 4 | 04.05 – 14.05 | Педагог-организатор, классные руководители | |
«Последний звонок» | 4 | 25.05 | Педагог-организатор, классные руководители | |
Модуль «Классное руководство» | ||||
Проведение классных часов по программе «Разговоры о важном» | 0-4 | В течение года | Классные руководители | |
Организация участия класса в общешкольных ключевых делах | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению | 0 - 4 | Раз в четверть и по мере необходимости | Классные руководители | |
Индивидуальная работа с учащимися | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Работа с учителями, преподающими в классе | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Работа с родителями (законными представителями) учащихся | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Выбор актива класса | 0 - 4 | Сентябрь | Классные руководители | |
Распределение поручений в классе | 0 - 4 | 1 раз в месяц | Классные руководители | |
Пешие прогулки или экскурсии: в музей, в филармонию, в кукольный или драматический театр, на природу | 0 - 4 | В соответствии с планом | Классные руководители | |
«Курсы внеурочной деятельности» | ||||
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные | |
Духовно-нравственное направление | ||||
«Воспитание сказкой» | 0Б, 1Б | 1 | Алферова Л.В. | |
«Все начинается с детства» | 2Б | 1 | Марченкова О.П. | |
«Воспитание сказкой» | 3А, 5А | 1 | Новикова Г.В. | |
«Уроки добра» | 4А, 4Б | 1 | Марченкова О.П. | |
«Киноуроки в школах России» | 4В | 1 | Мартыненкова Л.В. | |
Спортивно-оздоровительное направление | ||||
«Веселые пальчики» | 0А, 1А, 2А | 1 | Новикова Г.В. | |
«Здоровейка» | 0Б, 1Б | 1 | Алферова Г.В. | |
«Если хочешь быть здоров» | 2Б | 1 | Марченкова О.П. | |
«Народные забавы» | 4В | 1 | Мартыненкова Л.В. | |
Нравственное направление | ||||
«Уроки вежливости» | 0А, 1А, 2А | 1 | Новикова Г.В. | |
Общекультурное направление | ||||
«Азбука этикета» | 0Б, 1Б | 1 | Алферова Г.В. | |
«Ответственное обращение с животными» | 2Б | 1 | Марченкова О.П. | |
«Народные игры» | 3А, 5А | 1 | Новикова Г.В. | |
«Я – человек» | 4А, 4Б | 1 | Марченкова О.П. | |
«Ответственное обращение с животными» | 4В | 1 | Мартыненкова Л.В. | |
Социально-трудовое направление | ||||
«Мастерская добрых дел» | 4В | 1 | Мартыненкова Л.В. | |
Модуль «Школьный урок» | ||||
Планирование воспитательного компонента урока | 0 - 4 | В течение года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | |
Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся | 0 - 4 | В течение года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | |
Участие в предметных неделях | 0 - 4 | По плану Центра | Учителя начальных классов и учителя-предметники | |
Модуль «Профориентация» | ||||
Проведение классных часов по профориентации | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Знакомство с профессиями на уроках | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
«Работа с родителями» | ||||
Участие в общешкольных родительских собраниях | 0 - 4 | По плану Центра | Классные руководители | |
Проведение классных родительских собраний | 0 - 4 | Один раз в четверть | Классные руководители | |
Родительский всеобуч: «Психолого-педагогические особенности младшего школьника», «Адаптация ребенка к школе», «Тревоги и страхи у детей», «Профилактика заболеваний. Пропаганда здорового образа жизни» и др. | 0 - 4 | Один раз в четверть | Классные руководители | |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями | 0 - 4 | По мере необходимости | Классные руководители | |
Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Совместное участие в творческих конкурсах, выставках, проектах | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Участие родителей в ключевых классных делах | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребенка в Центре и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей) | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Создание родительских чатов | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
«Организация предметно-эстетической среды» | ||||
Оформление интерьера класса, рекреации | 0 - 4 | Согласно времени года | Классные руководители | |
Размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Озеленение школьной и пришкольной территории | 0 - 4 | Октябрь Май | Классные руководители | |
Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям | 0 - 4 | В течении года | Классные руководители | |
Использование символики Центра (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра | 0 - 4 | В течение года | Классные руководители | |
Периодическое обновление классных тематических стендов | 0 - 4 | В течение года Знаковые события | Классные руководители |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД V– IX классы | |||||||
Дела | Класс | Время проведения | Ответственные | ||||
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||||||
Церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации | 5 - 9 | в начале (конце) каждой учебной недели | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Праздник «День Знаний». Тожественная линейка. «Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности» | 5-9 | 01.09 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
«День солидарности в борьбе с терроризмом» | 5-9 | 03.09 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя | 5-9 | октябрь | Классные руководители | ||||
«Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет» | 5-9 | октябрь | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Международный день толерантности. Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе» | 5-9 | ноябрь | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Акция «Каждому скворцу по дворцу!» | 5-8 | Ноябрь - март | Классные руководители | ||||
Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства» | 5-9 | Декабрь | Социальный педагог, классные руководители | ||||
«Международный день инвалидов» | 5-9 | 02.12 | Учитель физкультуры, классные руководители | ||||
«День героев Отечества» | 5-9 | 09.12 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Общешкольный праздник «Ой, честная Масленица!» | 5-9 | 04.03 | Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители | ||||
Всемирный день здоровья. Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!». | 5-9 | 07.04 | Учитель физкультуры, классные руководители | ||||
Воинская слава России: «Великая победа» | 5-9 | Май | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Акция «Георгиевская ленточка» | 5-9 | 04.05 – 14.05 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
«Последний звонок» | 9 | 25.05 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Модуль «Классное руководство» | |||||||
Проведение классных часов по программе «Разговоры о важном» | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Организация участия класса в общешкольных ключевых делах | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению | 5 - 9 | Раз в четверть и по мере необходимости | Классные руководители | ||||
Индивидуальная работа с учащимися | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Работа с учителями, преподающими в классе | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Работа с родителями (законными представителями) учащихся | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Выбор актива класса | 5 - 9 | Сентябрь | Классные руководители | ||||
Распределение поручений в классе | 5 - 9 | 1 раз в месяц | Классные руководители | ||||
Пешие прогулки или экскурсии: в музей, в филармонию, в кукольный или драматический театр, на природу | 5 - 9 | В соответствии с планом | Классные руководители | ||||
«Курсы внеурочной деятельности» | |||||||
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные | ||||
Духовно-нравственное направление | |||||||
«Киноуроки в школах России» | 6В | 1 | Черкасова Л.В. | ||||
«Экология глазами детей» | 7Б | 1 | Курчавая Г.В. | ||||
«Все начинается с детства» | 6А, 6Б, 7А | 1 | Бурченкова О.В. | ||||
Спортивно-оздоровительное направление | |||||||
«Юный патриот» | 6В | 1 | Черкасова Л.В. | ||||
«Патриот» | 7Б | 1 | Пурдяева В.В. | ||||
Общекультурное направление | |||||||
«Урок Цифры» | 6В | 1 | Матуленис Е.В. | ||||
«Ответственное обращение с животными» | 7Б | 1 | Пурдяева В.В. | ||||
«Речь и культура общения» | 6А, 6Б, 7А | 1 | Исаева Е.С. | ||||
Социально-трудовое направление | |||||||
«Экология у нас в доме» | 6В | 1 | Курчавая Г.В. | ||||
«Зеленое хозяйство» | 7Б | 1 | Курчавая Г.В. | ||||
Модуль «Школьный урок» | |||||||
Планирование воспитательного компонента урока | 5 - 9 | В течение года | Учителя-предметники | ||||
Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся | 5 - 9 | В течение года | Учителя-предметники | ||||
Участие в предметных неделях | 5 - 9 | По плану Центра | Учителя-предметники | ||||
Модуль «Профориентация» | |||||||
Проведение классных часов по профориентации | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Знакомство с профессиями на уроках | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Консультации педагога - психолога по профориентации: «Мотивы выбора профессии», «Что я знаю о профессиях?», «Кем мне быть?», «Мои способности и умения» | 8 - 9 | В течение года | Педагог-психолог, классные руководители | ||||
Совместное собрание для выпускных классов, их родителей (законных представителей), представителей профессиональных учреждений города и области | 9 | Февраль | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Обновление странички на сайте Центра для родителей с размещением информации о профессиональных учреждениях | 5 - 9 | По необходимости | Харитоненкова Е.Е. | ||||
Модуль «Работа с родителями» | |||||||
Участие в общешкольных родительских собраниях | 5 - 9 | По плану Центра | Классные руководители | ||||
Проведение классных родительских собраний | 5 - 9 | По плану | Классные руководители | ||||
Родительский всеобуч: «Адаптация детей к обучению в среднем звене», «Тревоги и страхи у детей», «Профилактика вредных привычек», «Профессиональное самоопределение подростка» | 5 - 9 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Проведение индивидуальных консультаций с родителями | 5 - 9 | По мере необходимости | Классные руководители | ||||
Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Совместное участие в творческих конкурсах, выставках, проектах | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Участие родителей в ключевых классных делах | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребенка в Центре и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей) | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Создание родительских чатов | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Модуль «Волонтерство» | |||||||
Привлечение школьников к посильной трудовой помощи в учреждениях социальной сферы | 5 - 9 | В течении года | Классные руководители | ||||
Участие школьников в сборе помощи для нуждающихся в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Привлечение школьников к организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями Центра | 5 - 9 | В течении года | Классные руководители | ||||
Участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них мероприятий и праздников | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Участие школьников в работе на прилегающей к Центру территории | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||||||
Оформление интерьера класса, рекреации | 5 - 9 | Согласно времени года | Классные руководители | ||||
Размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Озеленение школьной и пришкольной территории | 5 - 9 | Сентябрь – октябрь, апрель - май | Классные руководители, учителя трудового обучения | ||||
Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям | 5 - 9 | В течении года | Классные руководители | ||||
Использование символики Центра (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра | 5 - 9 | В течение года | Классные руководители | ||||
Периодическое обновление классных тематических стендов | 5 - 9 | Знаковые события | Классные руководители | ||||
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД X - XI классы | |||||||
Дела | Классы | Время проведения | Ответственные | ||||
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||||||
Церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации | 10 - 11 | в начале (конце) каждой учебной недели | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Праздник «День Знаний». Тожественная линейка. «Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности» | 10-11 | 01.09 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
«День солидарности в борьбе с терроризмом» | 10-11 | 03.09 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя | 10-11 | октябрь | Классные руководители | ||||
«Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет» | 10-11 | октябрь | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Международный день толерантности. Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе» | 10-11 | ноябрь | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Правовые знания и профилактика правонарушений: «Права детства» | 10-11 | Декабрь | Социальный педагог, классные руководители | ||||
«Международный день инвалидов» | 10-11 | 02.12 | Учитель физкультуры, классные руководители | ||||
«День героев Отечества» | 10-11 | 09.12 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Общешкольный праздник «Ой, честная Масленица!» | 10-11 | 04.03 | Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители | ||||
Всемирный день здоровья. Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!». | 10-11 | 07.04 | Учитель физкультуры, классные руководители | ||||
Воинская слава России: «Великая победа» | 10-11 | Май | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Акция «Георгиевская ленточка» | 10-11 | 04.05 – 14.05 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
«Последний звонок» | 11 | 25.05 | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Модуль «Классное руководство» | |||||||
Проведение классных часов по программе «Разговоры о важном» | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Организация участия класса в общешкольных ключевых делах | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению | 10-11 | Раз в четверть и по мере необходимости | Классные руководители | ||||
Индивидуальная работа с учащимися | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Работа с учителями, преподающими в классе | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Работа с родителями (законными представителями) учащихся | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Выбор актива класса | 10-11 | Сентябрь | Классные руководители | ||||
Распределение поручений в классе | 10-11 | 1 раз в месяц | Классные руководители | ||||
Пешие прогулки или экскурсии: в музей, в филармонию, в драматический театр, на природу | 10-11 | В соответствии с планом | Классные руководители | ||||
Модуль «Школьный урок» | |||||||
Планирование воспитательного компонента урока | 10-11 | В течение года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | ||||
Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся | 10-11 | В течение года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | ||||
Участие в предметных неделях | 10-11 | По плану Центра | Учителя начальных классов и учителя-предметники | ||||
Модуль «Профориентация» | |||||||
Проведение классных часов по профориентации | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Знакомство с профессиями на уроках | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Консультации педагога - психолога по профориентации: «Мотивы выбора профессии», «Что я знаю о профессиях?», «Кем мне быть?», «Мои способности и умения» | 10-11 | По мере необходимости | Педагог-психолог, классные руководители | ||||
Совместное собрание для выпускных классов, их родителей (законных представителей), представителей профессиональных учреждений города и области | 10-11 | Февраль | Педагог-организатор, классные руководители | ||||
Обновление странички на сайте Центра для родителей с размещением информации о профессиональных учреждениях | 10-11 | В течение года | Харитоненкова Е.Е. | ||||
Модуль «Работа с родителями» | |||||||
Участие в общешкольных родительских собраниях | 10-11 | По плану Центра | Классные руководители | ||||
Проведение классных родительских собраний | 10-11 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Родительский всеобуч: «Адаптация детей к обучению в среднем звене», «Профилактика вредных привычек», «Профессиональное самоопределение подростка» | 10-11 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Проведение индивидуальных консультаций с родителями | 10-11 | По мере необходимости | Классные руководители | ||||
Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Совместное участие в творческих конкурсах, выставках, проектах | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Участие родителей в ключевых классных делах | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребенка в Центре и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей) | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Создание родительских чатов | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Модуль «Волонтерство» | |||||||
Привлечение школьников к посильной трудовой помощи в учреждениях социальной сферы | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Участие школьников в сборе помощи для нуждающихся в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Привлечение школьников к организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями Центра | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них мероприятий и праздников | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Участие школьников в работе на прилегающей к Центру территории | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||||||
Оформление интерьера класса, рекреации | 10-11 | Согласно времени года | Классные руководители | ||||
Размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Озеленение школьной и пришкольной территории | 10-11 | Сентябрь – октябрь, апрель - май | Классные руководители, учителя трудового обучения | ||||
Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям | 10-11 | В течении года | Классные руководители | ||||
Использование символики Центра (гимн, эмблема) в торжественных моментах жизни Центра | 10-11 | В течение года | Классные руководители | ||||
Периодическое обновление классных тематических стендов | 10-11 | В течение года Знаковые события | Классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания
Согласовано...
Рабочая программа воспитания и социализации "Школа добрых дел"
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представ...
Тема: Проектирование индивидуальной рабочей программы обучения неслышащего ребёнка в условиях ОО, осуществляющей инклюзивное образование.
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )
Целью воспитательной работы класса на 2018 – 2019 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...