Рабочая программа воспитания для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №49 Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Школа здоровья»
РАССМОТРЕНО На заседании кафедры начальной школы Протокол № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР «____» августа 2014 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ М.А.Сеткова | УТВЕРЖДЕНО приказ №____ от __/___/ 2014 г. Директор школы-интерната № 49 |
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2015/2016 учебный год
4 «А» класс
воспитатель 1 категории
Махлатова Ксения Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Санкт-Петербург
Стрельна
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания обучающихся 4 класса являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Программа воспитания обучающихся 4 класса содержит шесть разделов.
Первые два – «Цель и общие задачи воспитания» и «Ценностные установки воспитания» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу).
В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания» – общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом из направлений воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Четвертый раздел – «Анализ контингента» – включает подробный анализ учащихся классного коллектива, особенности развития учащихся.
Пятый раздел – «Реализация программы" – включает описание форм организации внеурочной деятельности по направлениям.
В шестом разделе - "Календарно-тематическое планирование по направлениям внеурочной деятельности" - раскрывается тематическое планирование воспитательной работы в классе. В этом разделе общие задачи воспитания конкретизируются с учетом младшего школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и внеурочной деятельности обучающихся.
В седьмом разделе – «Планируемые результаты воспитания» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.
1. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Цель и задачи воспитания школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.
Такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания школьников определены общие задачи воспитания младших школьников:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Общие задачи воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Организация воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы.
4. АНАЛИЗ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
4КЛАССА
В 3 «А» классе 11 детей: 7 девочек и 4 мальчика. Полных семей 5, 3 семьи в разводе, 1 мать одиночка, и в 1 семьях есть потеря кормильца. Так же в классе есть одна многодетная семья. На школьном учете состоит одна ученица.
В классе устоявшаяся спокойная, благоприятная обстановка. Класс дружный. К общим делам относятся ответственно. Ребята общественно и познавательно активны. Проявляют интерес к учебе и общественным делам школы и класса. Дети воспитаны, уважительно относятся к старшим, между собой общаются на равных. При возникновении незначительных конфликтов, ситуация разрешается с помощью воспитателя. Дети трудолюбивы. С удовольствием откликаются на просьбы и добросовестно выполняют поручения, как индивидуального, так и коллективного характера.
Все дети активно участвуют во всех мероприятиях, нет детей равнодушных. А главное, что дети все делают с желанием, осмысленно, радуются результату своего индивидуального и коллективного творчества. Все дети посещают школьные кружки: квилинг, « Бисеринка», ансамбль «Радуга», шахматный клуб.
Все дети в классе из положительных семей. И дома и в школе созданы хорошие санитарно – бытовые, гигиенические и эстетические условия. Дети умеют следить за своим внешним видом.
У класса есть свои традиции: празднование дней рождения, чаепития, выезды на природу.
В классе разработана модель ученического самоуправления. Все дети задействованы в течение года в жизни класса.
Педагогически запущенных детей в классе нет. Все дети проявляют интерес к учебе. Заметно старание и желание достичь положительных результатов.
На 2015 – 2016 учебный год в классе будут созданы организационно – педагогические условия по обеспечению сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей и комфортная учебно – воспитательная среда.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа воспитания реализуется на направлениям внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное:
- занятия лечебной физкультурой;
- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
- проведение бесед по охране здоровья;
- применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
- участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.
2. Общекультурное:
- работа кружков;
- организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
3. Общеинтеллектуальное:
- работа научного кружка;
- интеллектуальная неделя;
- библиотечные уроки;
- конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
4. Духовно-нравственное:
- встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- выставки рисунков;
- встречи с участниками «горячих точек»;
- тематические классные часы;
- оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;
- конкурсы рисунков;
- работа патриотического кружка.
5. Социальное
- проведение субботников;
- беседы;
- разведение комнатных растений;
- Акция «Помоги природе»;
- Акция «Доброе дело».
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ I. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ | Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
Сентябрь | ||||
1 | ||||
2 | ||||
Октябрь | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Ноябрь | ||||
5 | ||||
6 | ||||
Декабрь | ||||
7 | ||||
8 | ||||
Январь | ||||
9 | ||||
10 | ||||
Февраль | ||||
11 | ||||
12 |
| |||
Март | ||||
13 | ||||
14 | ||||
Апрель | ||||
15 | Неделя окружающей среды | Цикл бесед | Апрель | |
16 | День здоровья | Праздник | Апрель | |
Май | ||||
17 | ||||
18 |
РАЗДЕЛ II. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ | Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
Сентябрь | ||||
1 | ||||
2 | День памяти трагических событий в Беслане | Классный час | 3.09 | |
Октябрь | ||||
5 | День памяти и скорби. Посещение памятника морскому десанту в Стрельне. | Экскурсия | 7.10 | |
6 | Международный день музыки | Беседа | 1.10 | |
Ноябрь | ||||
10 | «Ораниенбаумская палитра» | Конкурс | Ноябрь | |
11 | «Дарите радость мамам» | Конкурс | Ноябрь | |
Декабрь | ||||
12 | ||||
13 | ||||
Январь | ||||
14 | ||||
15 | ||||
Февраль | ||||
16 | ||||
17 | ||||
Март | ||||
18 | ||||
19 | ||||
Апрель | ||||
20 | ||||
21 | ||||
Май | ||||
22 | ||||
23 |
РАЗДЕЛ III. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ | Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
Сентябрь | ||||
1 | «Уроки Светофора» | Беседа | 16.09 | |
2 | ||||
Октябрь | ||||
3 | «День учителя» | Праздник | 5.10 | |
4 | Литературно – музыкальная композиция «Друзья, прекрасен наш союз» | Праздник | Октябрь | |
Ноябрь | ||||
11 | «Многоликий Петербург» | Конкурс | Ноябрь | |
12 | День народного единства | Классный час | 4.11 | |
Декабрь | ||||
13 | ||||
14 | ||||
Январь | ||||
15 | «900 блокадных дней» | Классный час | Январь | |
16 | ||||
Февраль | ||||
17 | ||||
18 | Международный день родного языка | Классный час | 21.02 | |
Март | ||||
19 | Всемирный день воды. День Балтийского моря. | Просмотр фильма | 22.03 | |
20 | Международный день театра | Поездка в театр | Март | |
Апрель | ||||
22 | Международный день детской книги | Посещение детской библиотеки | 2.04 | |
23 | Всемирный день культуры | Посещение музея | 15.04 | |
Май | ||||
24 | Звёздная дорожка | Линейка | ||
25 |
РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ | Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
Сентябрь | ||||
1 | День памяти и скорби. День начала блокады Ленинграда | Беседа | 8.09 | |
2 | «Королева осени». Творческая мастерская | Конкурс | Сентябрь | |
Октябрь | ||||
6 | «От сердца к сердцу». День пожилого человека. | Акция | 1.10 | |
7 | Сергей Есенин – 120 лет | Конкурс | 6.10 | |
Ноябрь | ||||
8 | Праздник | 5.11 | ||
9 |
| Классный час | 17.11 | |
10 | 27.11 | |||
Декабрь | ||||
11 | День героев Отечества | Посещение школьного музея | 9.12 | |
12 | День Конституции РФ | Беседа | 12.12 | |
Январь | ||||
15 | Конкурс чтецов, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от блокады | Конкурс | Январь | |
16 | ||||
Февраль | ||||
19 | ||||
20 | Масленица «Проказы Петрушки» | Праздник | Февраль | |
Март | ||||
21 | Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню | Праздник | ||
22 | ||||
Апрель | ||||
24 | Бумажный бум | Акция | ||
25 | ||||
Май | ||||
26 | Уроки мужества. Встреча с ветеранами. | Беседа | ||
27 | Бал выпускников 4 класс | Праздник |
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ | Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
Сентябрь | ||||
1 | Акция «Сделаем мир чище» | Прогулка | Сентябрь | |
2 | Операция «Внешний вид» | Беседа | 14.09 | |
Октябрь | ||||
10 | Единый информационный день | Беседа | Октябрь | |
11 | ||||
Ноябрь | ||||
13 | Международный день толерантности | Классный час | 16.11 | |
14 | ||||
16 | ||||
Декабрь | ||||
17 | День прав человека | Беседа | 10.12 | |
18 | Декабрь | |||
Январь | ||||
22 | «Дорога и мы» | Конкурс | Январь | |
23 |
| 21.01 | ||
Февраль | ||||
27 | Родительская конференция | Собрание | Февраль | |
28 | Единый информационный день | Беседа | Февраль | |
Март | ||||
30 | Март | |||
31 | Март | |||
Апрель | ||||
35 | Апрель | |||
36 | Апрель | |||
Май | ||||
38 | Лица Победы | Акция | Май | |
39 | Международный день семьи | Родительское собрание | Май |
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – №4.
- Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
- Воспитание школьников, научно- методический журнал, №10, 2006 год, Москва.
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
- Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2006.- №4. – С. 5-19.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
- Классный руководитель, журнал №3, 2006год, Москва.
- Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».
- С.П.Акутина. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2007.- №3. – С. 5-24.
- http://sarscout.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://vozhatiki.ru/
- http://u4eba.info/
- http://school-work.net/
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Направление | Мероприятия | Формы работы | Сроки проведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП рабочей программы воспитания 3 класс
КТП рабочей программы воспитания 3 класс, школа России....
Рабочая программа воспитания 2 класс
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России....
Рабочая программа воспитания 2 класс
Рабочая программа воспитательной работы для 2 класса....
Рабочая программа воспитания 4 класс 2023-24г
Воспитательная работа ориентирована на помощь в формировании полноценной жизненной компетенции обучающегося, на развитие адекватных отношений между ребенком, воспитателями, одноклассниками и другими о...
Рабочая программа воспитания 10 класса
Рабочая программа воспитания 10 класса на 2023-2024 уч.г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ 3 КЛАССА...
Рабочая программа воспитания 2а класса На 2023-2024учебный год
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и орган...