Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Антакова Светлана Владимировна

       Программа «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 2 – 4 классы, Москва «Вита- ПРЕСС», 2014 год,  в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_finansovaya_gramota_4kl.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №6

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО ,ЭК

______________________

Протокол №_____

от «____»_________2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ ЯСШ № 6

__________ О.А. Панфилова

ФИО

от «____»_________2019г.

«Утверждено»

Пр. № ___

от  «____»__________2019г.

Директор школы

__________Т.С.Никитенкова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности в 4 классе

«Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

Срок реализации программы 1 год

Учитель: Антакова С.В.

Квалификационная категория: первая.

   

2019 – 2020 уч. год

       Программа «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 2 – 4 классы, Москва «Вита- ПРЕСС», 2014 год,  в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).

 Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;

Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

 • семейный бюджет.

         Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

       Срок реализации программы 1 год. В 4 классе – по авторской программе 16 часов, но так как курс введен в 4 – м классе уместно расширить его содержание за счёт материала 2 – 3 класса и спланировать занятия на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.  

Основные требования к умениям обучающихся

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

 • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные:

 • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • Понимание цели своих действий;
  • Составление простых планов с помощью учителя;
  • Проявление познавательных и творческой инициативы;
  • Оценка правильности выполнения действий;
  • Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

коммуникативные:

  • Составление текстов в устной и письменной формах;
  • Умение слушать собеседника и вести диалог;
  • Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» к концу года                           Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать и правильное использовать экономические термины;

 • иметь представление о роли денег в семье и обществе;

 • уметь характеризовать виды и функции денег;

• знать источники доходов и направлений расходов семьи;

• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проводить элементарные финансовые расчёты.

Содержание курса внеурочной деятельности в 4 классе

№ п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

содержание

Формы организации и виды деятельности

1,2

Что такое деньги и откуда они взялись.

2

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Проектная, исследовательская деятельность

3,4

Какие деньги были раньше в России.

2

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Проектная, исследовательская деятельность

5-12

Что такое деньги и какими они бывают

8

Основные понятия: Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары.

устный опрос; письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

13,14

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.

Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Проектная, исследовательская деятельность

15,16

Современные деньги России и других стран.

2

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ-

ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Проектная, исследовательская деятельность

17-20

Откуда в семье деньги. Из чего складываются доходы в семье

4

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се-

мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей

деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.

Кредиты. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес

тестовое задание;

решение задач;

 

21-24

На что тратятся деньги.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва-

ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а

иногда и на вредные привычки.

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

25-32

Как умно управлять своими деньгами.

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

8

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Объяснять, как управлять деньгами.

Сравнивать доходы и расходы.

Объяснять, как можно экономить.

Составлять бюджет на простом примере.

33-34

Как правильно планировать семейный бюджет.

2

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения

(накопления). Долг.

Беседа, практические занятия Жизненные ситуации

Сюжетно – ролевая игра. Участие в обсуждении семейного бюджета.

Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.

 Поход с родителями в банк для того, чтобы снять или положить

деньги.

 Обсуждение размера карманных денег, планирование собственного бюджета.

Итого

34

Календарно-тематическое планирование в 4 классе

Тема

занятия

Всего часов

Из них аудиторные занятия

Неаудиторные с указанием формы

( экскурсии, акции, посещения музеев, праздники и т.п.)

Дата

1. Что такое деньги и какими они бывают

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

исследование

2

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

Выступления исследователей

3

Какие деньги были раньше в России.

1

Занятие (рассказ)

4

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка».

1

Виртуальная экскурсия

5

История монет

1

Занятие

6

Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Представление творческих работ

1

Защита проектов и исследований

7

Бумажные деньги

1

1 час

«Встреча с банковским работником»

8

Безналичные деньги

1

Занятие

9

Принцип работы пластиковой карты

1

Совместная работа с родителями.

10

11

Подготовка к проектной работе

2

Посещение библиотеки, работа в сети Интернет

12

Представление результатов исследований

1

Доклад, сообщение, презентация 

13

Валюты

1

Занятие

14

Тестирование по теме: «Какие бывают деньги»

1

Занятие

15

Решение практических задач с использованием валютного курса

1

Занятие

16

Викторина по теме «Деньги»

1

1 час

викторина

2. Из чего складываются доходы в семье

17

18

Откуда в семье берутся деньги.

Заработная плата. МРОТ. Наследство. Лотерея. Клад.

2

Занятие

19

Откуда в семье берутся деньги. Собственность.  Пособия. Займ.

1

1 час

Творческая работа

20

Откуда в семье берутся деньги.

Ценные бумаги. Акции. Бизнес.

1

1 час

Защита проекта

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

21

22

На что тратятся деньги. Необходимые, желательные,  престижные расходы.

2

Занятие

23

24

На что тратятся деньги. Расходы по срокам. Воздействие рекламы на совершение покупок.

2

1 час

Защита проекта

25

Составление плана расходов.

1

Практическое занятие

26

Тестирование по теме

1

Итоговое занятие

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

27

28

Как правильно планировать семейный бюджет. Семейный бюджет. Бюджет РФ.

2

1 час

рассказ учителя

практическая работа

1 час

Защита проекта

29

Составление семейного бюджета на условных примерах.

1

Самостоятельная практическая работа

30

Викторина по пройденным темам

1

КВН

31

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

Беседа, практические занятия

32

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

Жизненные ситуации

Сюжетно – ролевая игра

33

Обзорный урок. Рефлексия

1

конференция

34

Итоговая работа. Тест

1

Контроль и оценка знаний

Всего

34

18

16

Тест по финансовой грамотности для 4 класса:

1.Ответьте на вопросы:
а) как называется человек, который занимается каким – нибудь частным делом?
( предприниматель, бизнесмен)
б) в какое учреждение люди обращаются за займом денег? (банк)
в) что такое банк? (кредитно – денежное учреждение)
г) что такое кредит? (кредит – это займ денег в долг на определенный срок под проценты)
2.Соедини существенный признак торгового предприятия с его названием:
Рынок как торговое предприятие Продажа особо редких и ценных вещей
Магазин Место обмена товарами по договорным ценам
Биржа Место, где производится продажа товаров по
Аукцион стабильным на определённый период ценам
Место, где заключается сделка о продаже товара
партиями с отсроченным платежом
3.Закончи определение:
Ввоз товаров в страну - _________________________________________________________ .

Обмен товарами без денежных расчётов -___________________________________________.
Вывоз товаров из страны - ______________________________________________________.
4.Какие качества личности подходят предпринимателю? (подчеркни)
Лень, готовность к риску, трудолюбие, упрямство, целеустремленность, жадность, забывчивость, злость, твёрдость.5. Вставь нужные слова:
Деньги – это ___________, которые определяют _________, стоимость _____________.
«Доход» - это все ________________________________________ поступления в семью.
«Расход» - это _______________ затраты, идущие на удовлетворение ____________ членов семьи.
«Бюджет» - это роспись _________________________ за определенные период.6. Распределить слова по нужным столбикам: Зарплата, продукты питания, одежда,
транспортные услуги, пособие, моющие средства, болезнь, пенсия, плата за газ, плата за свет, стипендия, приезд гостей, школьные принадлежности, наследство, плата за телефон. Доход Расход

7.Выбери правильный ответ:
Что такое семейный бюджет?
а) зарплата родителей,
б) план доходов и расходов,
в) пенсия бабушки и дедушки.
Часть денежного дохода, которую люди откладывают для будущего? (1)1.сбережения2.инвестиции3.потребление4.нет правильного ответа
Как можно скопить, нажить богатство?
1.получить по наследству2.найти клад
3.создать своим трудом
8.Какие виды доходов может получить семья? Напиши:
Рабочий –
Студент –
Пенсионер –
Писатель –
Предприниматель –
Сбережения в банке –

9. Вы получили на день рождения большую сумму денег. На что вы их потратите? Напишите:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выберите из перечисленного, что можно считать источником доходов. Подчеркни правильный ответ.а) Выигрыш в лотерею, премия, пианино.б) Наследство, машина, подарок.в) Заработная плата, проездной билет, клад.

11. Выбери правильный ответ:
Деньги, которые поступают в бюджет семьи – это…
а) расходы       б) проценты       в) доходы
Авторское вознаграждение – это…
а) зарплата      б) налог      в) гонорар
Деньги, которые тратятся из бюджета семьи – это…
а) доходы       б) расходы     в) прибыль
Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
а) больше расходов     б) равны расходам      в) меньше расходов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...

Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс

Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 3 класс "Музейное дело"

Музейное дело 3 класс. Рабосая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.

Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 4 класс "Мой проект".

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентировать...