Занятие внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 3 классе по теме: "Семейные традиции и ценности".
план-конспект занятия (3 класс)

Целью данного направления является создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Очевидно, что внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению содействует достижению преимущественно личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.semeynye_trad.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: «Семейные традиции и ценности»

Направление: Духовно-нравственное

Цель:  Ознакомление детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа; формирование представлений у учащихся о понятии «семейные ценности».

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятиями «семья» и « семейные ценности»; познакомить с правильным поведением и общением в семье, основанных на семейных традициях.

Развивающие: развивать творческую активность, умение работать с пословицами; формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Формируемые УУД:

Личностные:

- учебная мотивация;

- самоопределение;

- осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

- ориентация в человеческих качествах;

- осознание себя полноценным членом семьи.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке

- умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.                                                                                                              - контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные:

- находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;

- понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде

схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Коммуникативные:

- формулировать ответы на вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении

заданий;

- планирование учебного сотрудничества с учителем.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Формы работы: фронтальная; индивидуальная;групповая.

Использованные методы: словесный, наглядный, практический

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Цель: мотивация к учебной деят-ти, включение в учебную деят-ть на личностно значимом уровне.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Витальевна и сегодня занятие проведу у вас я.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли

Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

- Ребята, у нас возникла проблема: Как помочь Кузе? Давайте эту проблему попробуем разрешить.Как вы думаете, в какой дом захочет поселиться Кузя?

(Слайд: три дома)

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?

- У вас замечательные семьи, но давайте пока мы предложим Кузе пожить у нас в классе.

- Здравствуйте

(Слушают учителя, наблюдают)

(Слушают учителя, наблюдают)

(Ответы детей)

- Мы

Личностные:

учебная мотивация, самоопределение;

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания.»

- Ребята, посмотрите на слайд, закончите предложение.

(На слайде предложение:

 «Семья = я+…+…+…»)

- Отлично.

(Ответы детей)

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока

III. Целепологание

Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока.

- Сегодня, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Помогите мне её озвучить:

- У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это?

- Сегодня мы поговорим о семье и ее традициях.

(Слайд: слова «СЕМЬЯ, ТРАДИЦИИ»)

- Определите задачи занятия, с опорой на тему?

- Вы правы, нам предстоит определить, что такое семья и выяснить, какие семейные традиции бывают. Эти знания помогут созданию дружной и счастливой семьи.

- Семья

- Определить, что такое семья, какие бывают семейные ценности

Коммуникативные : умение аргументировать свои высказывания; умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

Познавательные: обобщать знания и делать выводы.

Регулятивные:                           фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности;

IV. «Открытие» новых знаний

Цель: построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, а кто может мне ответить - Что такое семья?

- «Семья – группа живущих вместе близких родственников».

- Какие слова вы употребляете чаще других, когда говорите о семье?

- А кто это?

- Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

(Слайд: фотографии семей)

- Ребята, как вы думаете, а что такое семейные традиции?

- Традиция в переводе от латинского означает « передача». Есть традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи. Что бы их назвать, разделитесь на 3 группы.

(Слайд: Игра «Третий лишний») Подумайте, что надо зачеркнуть.

- Громко зачитайте традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи.

(Слайд: Несколько традиций)

-О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

-“Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: “ Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

- Как вы думаете, что они написали на своих листочках.

(Слайд: Любовь. Доброта. Уважение. Понимание. Умение прощать. Доверие. Помощь. Общение.Забота)

- Прочтём названия этих качеств.

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

- «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

               

                                                    - Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

- Это члены семьи.

(Слушают учителя,наблюдают)

- Семейные традиции - это обычные, принятые в семье нормы, манера поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

(Выполняют задания)

(Слушают учителя, наблюдают)

- Качества, необходимые всем членам семьи.

(Читают)

(Слушают учителя, наблюдают)

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относится к позиции другого; объяснять своё несогласие;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи; взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение информации; моделирование, анализ и синтез;

Личностные: самоопределение; осознание себя полноценным членом семьи.

Физкультминутка

Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы

- Давайте встанем и немного отдохнем.

- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью.

-Молодцы, садитесь!

(Выполняют физкультминутку, следуют указаниям учителя.)

Регулятивные:

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

V. Первичное закрепление

- В словаре Ожегова, есть и второе значение слова СЕМЬЯ - Объединение людей, сплоченных общими интересами. Школьная семья.

- На примере нашей классной семьи поучимся применять семейные ценности на практике. Давайте посмотрим на наш первый лепесток

(Слайд: Лепесток с надписью «ЛЮБОВЬ»)

- Любовь – это сильнейшее чувство привязанности друг к другу, желание постоянно находиться рядом.

- Задание первое. Это колокольчик любви, тот, у кого он окажется в руках, должен прозвонить им так, чтобы все поняли, что это звуки любви, очень тёплые сигналы – добрые сигналы человеческого сердца.

-Давайте посмотрим на следующий лепесток.

(Слайд: Лепесток с надписью «ДОБРОТА»)

- Задание второе. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя, потом вы передаёте свои листы по кругу друг другу. В одном из пальчиков рисунка вы пишите доброе пожелание и снова обмениваетесь листочками. И так до тех пор, пока к вам не вернётся ваш лист.

-Итак, следующий лепесток.

(Слайд: Лепесток с надписью «ОБЩЕНИЕ»)

-Я считаю, что Общение - это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чём угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между членами семьи.

- Давайте отгадаем ребусы на эту тему.

(Ребусы на слайде)

- Итак, наш последний лепесток.

(Слайд: Лепесток с надписью «ЗАБОТА»)

- Вот мяч, передавая его по кругу, привести примеры из собственной жизни, что такое забота.

- Как вы считаете, кто в семье САМЫЙ заботливый?

- Берегите мам, как можно чаще радуйте их своим внимание, заботой, своими успехами, не позволяйте себе того, что расстроило бы вашего самого любимого человека на земле.

- Давайте попробуем склеить цветок. Подойдите к интерактивной доске и склейте его. Получилось?

(Слайд: цветок с лепестками)

(Слушают учителя,наблюдают)

(Выполняют задание)

(Слушают учителя,наблюдают)

(Выполняют задание)

(Слушают учителя,наблюдают)

(Отгадывают ребусы)

(Играют в игру: приготовить завтрак, накрыть одеялом, принести воды, дать лекарства, тихо сидеть, когда кто-то спит, убрать за собой, чтобы маму не расстраивать и т.д)

- Мама

(Слушают учителя,наблюдают)

(Склеивают цветок)

- Получилось!

Личностные:

Доброжелательность; самоопределение; ориентация в человеческих качествах;

Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Познавательные:

понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде

схем, рисунков, фотографий, таблиц;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

VI. Рефлексия

- Итак, ребята, Кузе очень понравилось быть у нас на уроке, и он благодарит вас за гостеприимство, но у него осталось к вам несколько вопросов.

- Расскажете о нашем занятии? О чём мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали?

- О каких семейных ценностях вы узнали?

-Молодцы, Кузя доволен вашей работой и хвалит вас.

(Слайд: Кузя благодарит за работу)

- Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем,                                                                  Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.                                                                   Пусть дети и взрослые помнят всегда-                  Семья-это главное!                                           Через года сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди!

- Сегодня мы с вами отлично поработали, спасибо, до свидания!

(Слушают учителя, наблюдают)

- Как надо себя вести членам семьи, чтобы семья была счастливой.

- Что такое семья и семейные традиции

- Любовь, доброта, общение, забота

(Слушают учителя, наблюдают)

-До свидания!

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Регулятивные:

создание условия и качества усвоения учебного материала.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов.

Коммуникативные:                              выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления"Светлая Пасха"...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Занятие внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "На чем держится семья"

Занятие внеурочной деятельности кружка "Семейные традиции"  духовно- нравтсвенного направления на тему "На чем держится семья". Занятие рассчитано на детей 8-9 возраста с огра...

Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе. Викторина “Родная природа”

Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе. Викторина “Родная природа”. В викторине 4 рануда: загадки, вопросы, пословицы, ребусы. За каждый ...