Занятие внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 3 классе по теме: "Семейные традиции и ценности".
план-конспект занятия (3 класс)
Целью данного направления является создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Очевидно, что внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению содействует достижению преимущественно личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.semeynye_trad.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема: «Семейные традиции и ценности»
Направление: Духовно-нравственное
Цель: Ознакомление детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа; формирование представлений у учащихся о понятии «семейные ценности».
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятиями «семья» и « семейные ценности»; познакомить с правильным поведением и общением в семье, основанных на семейных традициях.
Развивающие: развивать творческую активность, умение работать с пословицами; формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Формируемые УУД:
Личностные:
- учебная мотивация;
- самоопределение;
- осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
- ориентация в человеческих качествах;
- осознание себя полноценным членом семьи.
Регулятивные:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке
- умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. - контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Познавательные:
- находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
- понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде
схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Коммуникативные:
- формулировать ответы на вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
- планирование учебного сотрудничества с учителем.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.
Формы работы: фронтальная; индивидуальная;групповая.
Использованные методы: словесный, наглядный, практический
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент Цель: мотивация к учебной деят-ти, включение в учебную деят-ть на личностно значимом уровне. | - Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Витальевна и сегодня занятие проведу у вас я. - Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо. - Ребята, у нас возникла проблема: Как помочь Кузе? Давайте эту проблему попробуем разрешить.Как вы думаете, в какой дом захочет поселиться Кузя? (Слайд: три дома) - Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом? - У вас замечательные семьи, но давайте пока мы предложим Кузе пожить у нас в классе. | - Здравствуйте (Слушают учителя, наблюдают) (Слушают учителя, наблюдают) (Ответы детей) - Мы | Личностные: учебная мотивация, самоопределение; Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
II. Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания.» | - Ребята, посмотрите на слайд, закончите предложение. (На слайде предложение: «Семья = я+…+…+…») - Отлично. | (Ответы детей) | Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока |
III. Целепологание Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока. | - Сегодня, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Помогите мне её озвучить: - У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? - Сегодня мы поговорим о семье и ее традициях. (Слайд: слова «СЕМЬЯ, ТРАДИЦИИ») - Определите задачи занятия, с опорой на тему? - Вы правы, нам предстоит определить, что такое семья и выяснить, какие семейные традиции бывают. Эти знания помогут созданию дружной и счастливой семьи. | - Семья - Определить, что такое семья, какие бывают семейные ценности | Коммуникативные : умение аргументировать свои высказывания; умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; Познавательные: обобщать знания и делать выводы. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности; |
IV. «Открытие» новых знаний Цель: построение проекта выхода из затруднения. | - Ребята, а кто может мне ответить - Что такое семья? - «Семья – группа живущих вместе близких родственников». - Какие слова вы употребляете чаще других, когда говорите о семье? - А кто это? - Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. (Слайд: фотографии семей) - Ребята, как вы думаете, а что такое семейные традиции? - Традиция в переводе от латинского означает « передача». Есть традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи. Что бы их назвать, разделитесь на 3 группы. (Слайд: Игра «Третий лишний») Подумайте, что надо зачеркнуть. - Громко зачитайте традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи. (Слайд: Несколько традиций) -О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь. -“Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: “ Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: - Как вы думаете, что они написали на своих листочках. (Слайд: Любовь. Доброта. Уважение. Понимание. Умение прощать. Доверие. Помощь. Общение.Забота) - Прочтём названия этих качеств. - Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. | - «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
- Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя. - Это члены семьи. (Слушают учителя,наблюдают) - Семейные традиции - это обычные, принятые в семье нормы, манера поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. (Выполняют задания) (Слушают учителя, наблюдают) - Качества, необходимые всем членам семьи. (Читают) (Слушают учителя, наблюдают) | Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относится к позиции другого; объяснять своё несогласие; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи; взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение информации; моделирование, анализ и синтез; Личностные: самоопределение; осознание себя полноценным членом семьи. |
Физкультминутка Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы | - Давайте встанем и немного отдохнем. - Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте. - Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши - У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой - Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши - У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх - Хлопните те, кто очень любит свою семью. -Молодцы, садитесь! | (Выполняют физкультминутку, следуют указаниям учителя.) | Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. |
V. Первичное закрепление | - В словаре Ожегова, есть и второе значение слова СЕМЬЯ - Объединение людей, сплоченных общими интересами. Школьная семья. - На примере нашей классной семьи поучимся применять семейные ценности на практике. Давайте посмотрим на наш первый лепесток (Слайд: Лепесток с надписью «ЛЮБОВЬ») - Любовь – это сильнейшее чувство привязанности друг к другу, желание постоянно находиться рядом. - Задание первое. Это колокольчик любви, тот, у кого он окажется в руках, должен прозвонить им так, чтобы все поняли, что это звуки любви, очень тёплые сигналы – добрые сигналы человеческого сердца. -Давайте посмотрим на следующий лепесток. (Слайд: Лепесток с надписью «ДОБРОТА») - Задание второе. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя, потом вы передаёте свои листы по кругу друг другу. В одном из пальчиков рисунка вы пишите доброе пожелание и снова обмениваетесь листочками. И так до тех пор, пока к вам не вернётся ваш лист. -Итак, следующий лепесток. (Слайд: Лепесток с надписью «ОБЩЕНИЕ») -Я считаю, что Общение - это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чём угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между членами семьи. - Давайте отгадаем ребусы на эту тему. (Ребусы на слайде) - Итак, наш последний лепесток. (Слайд: Лепесток с надписью «ЗАБОТА») - Вот мяч, передавая его по кругу, привести примеры из собственной жизни, что такое забота. - Как вы считаете, кто в семье САМЫЙ заботливый? - Берегите мам, как можно чаще радуйте их своим внимание, заботой, своими успехами, не позволяйте себе того, что расстроило бы вашего самого любимого человека на земле. - Давайте попробуем склеить цветок. Подойдите к интерактивной доске и склейте его. Получилось? (Слайд: цветок с лепестками) | (Слушают учителя,наблюдают) (Выполняют задание) (Слушают учителя,наблюдают) (Выполняют задание) (Слушают учителя,наблюдают) (Отгадывают ребусы) (Играют в игру: приготовить завтрак, накрыть одеялом, принести воды, дать лекарства, тихо сидеть, когда кто-то спит, убрать за собой, чтобы маму не расстраивать и т.д) - Мама (Слушают учителя,наблюдают) (Склеивают цветок) - Получилось! | Личностные: Доброжелательность; самоопределение; ориентация в человеческих качествах; Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Познавательные: понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
VI. Рефлексия | - Итак, ребята, Кузе очень понравилось быть у нас на уроке, и он благодарит вас за гостеприимство, но у него осталось к вам несколько вопросов. - Расскажете о нашем занятии? О чём мы сегодня говорили? - Что нового вы узнали? - О каких семейных ценностях вы узнали? -Молодцы, Кузя доволен вашей работой и хвалит вас. (Слайд: Кузя благодарит за работу) - Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом. Пусть дети и взрослые помнят всегда- Семья-это главное! Через года сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди! - Сегодня мы с вами отлично поработали, спасибо, до свидания! | (Слушают учителя, наблюдают) - Как надо себя вести членам семьи, чтобы семья была счастливой. - Что такое семья и семейные традиции - Любовь, доброта, общение, забота (Слушают учителя, наблюдают) -До свидания! | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Регулятивные: создание условия и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления"Светлая Пасха"...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
Занятие внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "На чем держится семья"
Занятие внеурочной деятельности кружка "Семейные традиции" духовно- нравтсвенного направления на тему "На чем держится семья". Занятие рассчитано на детей 8-9 возраста с огра...
Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе. Викторина “Родная природа”
Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе. Викторина “Родная природа”. В викторине 4 рануда: загадки, вопросы, пословицы, ребусы. За каждый ...