Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект пробного урока
по математике
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс III, группа 31Н
Руководитель: Солодкова А. А.
Дата: Оценка:
Подпись учителя: Подпись методиста:
Подпись методиста:
Трубчевск
2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 14.04.22
УМК: «Школа России»
Класс:2В
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: знакомство с новым типом задач: «Цена, количество, стоимость»
Цели:
Деятельностная:
Формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»;
Содержательная:
Совершенствование навыков устного счета; развитие внимания и логического мышления.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи
Развивающие:
1.Развивать умение читать выражения, используя математическую терминологию.
2.Развивать умение создавать алгоритм деятельности
3.Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем
Воспитательные:
1.Формировать мотивацию к учебной деятельности
2.Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение умения выполнять вычитание вида 52-24
Умение решать задачи и уравнения изученных видов
Совершенствовать навыки устного счета и умение решать составные задачи
Метапредметные:
Личностные:
Мотивацию к учебной деятельности
Стремление развивать память, внимание, логическое мышление
Коммуникативные:
1)Умение оформлять свои мысли в устной форме
2)Умение слушать, слышать и понимать речь других
Регулятивные:
1)Умение формировать учебную задачу урока вместе с учителем
2)Умение планировать учебные действия и находить ее решения на основе представленного в учебнике материала
3)Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников
Познавательные:
1)Умение выделять алгоритм деятельности
2)Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников
3)Умение выделять необходимую информацию
Оборудование: презентация, раздаточный материал
План урока:
1.Мотивационный этап
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
2.Актуализации знаний и осуществление пробного учебного действия
2.1.Устный счет игра «Баскетбол»
3.Выявление места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
4.1Знакомство с вычислительным примером
5.Реализация выбранного проекта
5.1.Физминутка
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8.Этап включения в систему знаний и повторения
9.Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1.Мотивационный этап | 1.1.Приветствие -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Александров. 1.2.Проверка готовности к уроку -Проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. На партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал. |
| Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия | -Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать. - Сейчас я буду читать вам примеры, а вы записывать только их решение: 1Чему равна разность 16 и 16? 2Насколько 85 больше 60? 3Чему равна сумма 45 и 17? 4Чему равна разность 100 и 37? 5Уменьшите 25 на 13 6Увеличьте 65 на 6 -Теперь поменяйтесь листочками с соседом па парте. Я буду говорить ответы, а вы ставить +, если ответ правильный и -, если неправильный. -А сейчас откройте учебник на странице 75 На полях вы видите 3 фигуры. 1 ряд будет считать количество четырехугольников в 1 фигуре, 2 ряд, количество четырехугольников в 2 фигуре, и 3 ряд количество четырехугольников в 3 фигуре. -На выполнение этого задания я даю вам 2 минуты. Позже, самого тихого ученика я вызову к доске. -А теперь выйдет 1 человек с ряда выйдет и покажет на доске, сколько фигур у него получилось. |
1.0 2.25 3.62 4.63 5.12 6.71
1 ряд – 5 четырехугольников. 2 ряд - 4 четырёхугольника. 3 ряд - 5 четырехугольников
| Индивидуальная | К1;К2;Р2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения | -Посмотрите на выражения и схему на доске. -Скажите, какое выражение лишнее и почему? -Какое выражение подходит к чертежу и почему? (подписываю под каждой частью 15р) -Верно. Тогда под такой схемой должна появиться какая запись? -И чему будет равна сумма? -А какое еще действие я могу найти при помощи этой скобки? -Тогда какая запись появиться на доске? -И каково будет значение выражения? -Предположите, какой будет тема нашего урока? -А какие цели достигнет каждый из вас на уроке? | 1.25+25+25+25 2.25+52+25+5 3.15+15+15 -Лишнее 2 выражение, потому что не всеслагаемые одинаковые. - 3 выражение. Так как чертеж разделен на 3 части, а фигурная скобка и вопрос обозначают нахождение суммы 3 частей. -15+15+15 -Да. -45 рублей -Значение выражения. -15х3 -45 рублей. - Цена, количество, стоимость. -Узнаю различие между ценой, количеством и стоимостью. -Научусь решать задачи с этими понятиями. | Фронтальная | К1;К2;Р3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
-Хорошо. Прочитайте задачу под номером 2 в своих учебниках. -О чем говорится в задаче? -Хорошо, о таки задачах вы еще не говорили, и я хочу дать вам секретный ключ к решению таких задач:
-Тогда давайте прочитаем задачу еще раз и разберемся, что будет ценой, что количеством, а что стоимостью. -Куда мы запишем эти данные? -Хорошо. Что обозначает число 3? -Куда мы запишем эти данные? -Что нам нужно узнать? -Какой столбик нам об этом говорит? -Что мы должны там поставить, раз мы не знаем сколько стоили все тетради? -Хорошо. Посмотрите на схематическую запись, что у нас получилась. -Как найти стоимость, зная цену и количество? -Каким выражением мы это запишем? -Запишите это выражение себе в тетрадь и решите. А один человек пойдет и решит у доски. -Обратите внимание, что, когда мы умножаем цену на количество, то получаем рубли. |
-О том, что мальчик Толя купил тетради.
- 10 рублей цена одной тетради. - В 1 столбик. -Сколько тетрадей количеством. -Во 2 столбик. -Сколько стоили все тетради. -3 - Вопросительный знак. -Цену умножить на количество. -10х3 -10х3=30 (руб.)
| Фронтальная | К1;К2;Р3;П1 |
5. Этап реализации построенного проекта | — Попробуем установить взаимосвязь между величинами. Решим задачи, заполнив таблицу. Один простой карандаш стоит 8 рублей. Васе надо купить 4 таких карандаша. Сколько денег заплатит Вася за все карандаши? Что нам известно? (1 карандаш стоит 8 рублей) Значит 8 это его …? (цена) Что еще известно в задаче? (Сколько карандашей надо купить – 4) Что будет обозначать число четыре? (количество). Запишем это во 2 колонку. Что нужно узнать в задаче? ( Стоимость). Запишем ? в третьей колонке). Посмотрите на рисунок: вот 1 к, вот 2, 3, 4. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько стоят 4 карандаша? (Сложить) Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (умножением) Как запишем? (8•4). Что это значит? (Мы по 8 возьмем 4 раза) Чему будет равна стоимость? Значит, за все карандаши Вася заплатит 32 рубля. Запишите решение в тетради. А теперь давайте сделаем вывод: как найти стоимость покупки, если известны цена и количество предметов, которые купили? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество).Ц. • К = Ст.) А теперь давайте решим такую задачу. Еще Васе надо купить точилки. Одна точилка стоит 9 руб. За всю покупку Вася заплатил 18 руб. Сколько точилок купил Вася? Что нам известно в задаче? (Одна точилка стоит 9 р). Запишем в таблицу. Сколько стоит вся покупка? (18 р.). В какую колонку запишем? (стоимость). Что неизвестно? (Сколько точилок купил Вася – количество). Запишем в эту колонку знак вопроса. Посмотрите на буквенную запись. Что обозначает количество? (количество это один из множителей). Давайте вспомним правило: если произведение двух множителей разделить на один, то получится другой. Значит, чтобы узнать, сколько точилок купил Вася надо…. (18 разделить на 9). Запишем решение в тетрадь. Решим еще одну задачу. Мама купила кочан капусты массой 3 кг и заплатила 30 рублей. Сколько стоит 1 кг капусты? Давайте заполним таблицу. Что обозначает число 3? (Сколько кг купила мама, т.е. – количество) Что обозначает число 30? (сколько она заплатила, т.е. стоимость всей покупки) Что неизвестно? (цена) Давайте опять вернемся к нашей буквенной записи. В ней цена и кол-во это множители. А стоимость – это произведение. Как найти неизвестный множитель? Каким действием найдем цену? (делением) Запишем решение в тетрадь Физминутка Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища) Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. (Движения головой) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши) Пять — руками помахать. (Движения руками) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте) |
-Мы разделим общую стоимость тетради на цену 1 тетради. -30:10 -30:10=3(т.) -Тетради. -Стоимость тетрадей поделить на количество. -30:3 -30:3=10 (руб.) -Рубли. 1Цену умножить на количество. 2Стоимость разделить на цену. 3Стоимость разделить на количество.
| фронтальная | К1;К2;Р1;Р2;Р3; П1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Хорошо, а если я изменю данные в таблице. Цена | Колличество | Стоимость | 10 руб. | ?
| 30 руб. |
-То как мы найдем количество тетрадей, зная их общую стоимость и стоимость 1 тетради? -Верно, а каким выражением мы это запишем? -Схему перерисовывать не надо. Запишите это выражение себе в тетрадь и решите. А один человек пойдет и решит у доски. -А здесь что мы получаем в ответе? -Тогда я еще раз изменю таблицу. Цена | Колличество | Стоимость | ? | 3 т. | 30 руб. |
-Как мне найти цену 1 тетради, зная их общую стоимость и количество? -Верно, а каким выражением мы это запишем? -Схему перерисовывать не надо. Запишите это выражение себе в тетрадь и решите. А один человек пойдет и решит у доски. -А здесь что мы получаем в ответе? -Верно, теперь посмотрите на слайд и дополните выражение сами, затем, расскажите соседу по парте. 1Чтобы найти стоимость, зная цену и количество, надо…. 2Чтобы найти количество, зная стоимость и цену, надо… 3Чтобы найти цену, зная стоимость и количество, надо… -Один человек расскажет всему классу. |
| Фронтальная | К1;Р3;П1 |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Стр. 75 № 4. Решение выражений. I вариант – на нахождение разности II вариант – на нахождение суммы |
| Фронтальная; индивидуальная | К1;Р3;П2;П3 |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | -А сейчас я вам предлагаю сыграть в одну игру, которая называется «Соверши покупку», но для этого немного пофантазировать. На доске вы видите схему, к которой вам нужно придумать условие задачи и предложить ее решение. Также рядом, вы видите картинку или предмет, о котором будет задача. Вот, например, этом машинка. Цена | Колличество | Стоимость | 2р | ? | 10р |
-Кто выйдет к доске и напишет решение этой задачи? -Хорошо, а теперь устно изменим условия задачи в соответствии с этой схемой: Цена | Колличество | Стоимость | ? | 5 | 10р |
-Как мы решим эту задачу? -И кто нам расскажет 3 задачу? Цена | Колличество | Стоимость | 2р | 5 | ? |
|
| Индивидуальная | К1;Р3;П3 |
9. Этап рефлексии | -Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись. -Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы: -Какая была тема нашего урока? -Какие я поставил перед собой цели? -Что вы запомнили на уроке? -Что было легко, а что вызывало трудности? –Посмотрите на лестницу, что изображена на экране. На 1 ступень себя поставят те ученики, которые поняли весь материал и активно работа на уроке; На 2 ступень себя поставят те ученики, которые поняли не весь материал и не очень активно работа на уроке. На 3 ступень себя поставят те ученики, которые совсем не поняли материал и не работали работа на уроке. -Поднимите руку, кто поставил себя на 1 ступень,2,3 | -Сегодня нашей тема урока было «Цена», «Количество», «Стоимость» -Наша цель заключалась в том, чтобы узнать различие между ценой, количеством и стоимостью, научиться решать задачи с этими понятиями. -Что, чтобынайти Количество….цену….. -Легко было… -Трудности вызывало….
| Фронтальная | К1;К2 |