Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное чтение"
рабочая программа (2 класс)

Стрельцова Ирина Германовна

Программа по внеурочной деятельности "Художественное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_hud._chtenie_2_klass.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»       Кировский район Республика Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО учителей начальных классов

Протокол № 3 от 17.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

________/Мазуренко Л.И./

18.08.2022 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ УВК №1 «Школа – гимназия»

Приказ № 153 от 18.08.2022 г.

____________ Н.Г. Лысенко

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Художественное чтение»

     2  класс

Количество часов: 17

2022/2023 учебный год

Содержание

Пояснительная записка

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  3. Тематическое планирование


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное чтение» предназначена для обучающихся 2 классов МБОУ «Старокрымский УВК №1».Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования». В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А. Левина, Н. Д. Тамарченко, Н. А. Чураковой.

Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старокрымский УВК №1, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Предметом изучения в данной программе являются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях художественного слова воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.

Исходя из сказанного, можно сформулировать цели и задачи программы.

Цельпрограммы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи программы:

  • добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
  • развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
  •  учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
  •  развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
  • развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;
  • развивать умения преодолевать негативное состояние;
  • развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.
  • воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

Курс будет реализован в 2016/2017 учебном году

«Художественное чтение» состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.

Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.

Возрастные особенности обучающихся позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни.

Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к художественно- эстетическому направлению.

Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 3 – х классов, рассчитан на 34 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность.

Наполняемость группы – 10-20 человек.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.

 Психологические особенности школьника.  

Психологические особенности учащихся связаны с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

        Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте;
  • умение выделять поступок как проявление характера героя;
  • эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
  • чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
  • понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
  • умение сопоставлять поступки людей, в т. ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • интереса к слову, родному языку;
  • эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
  • умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
  • начальных представлений о культурных традициях своего народа;
  • понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и контролировать этапы своей работы;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;
  • оценивать правильность выполнения действия по результату;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
  • сравнивать художественный и научно-популярный текст;
  • обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • подробно пересказывать небольшие тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
  • осознавать роль названия произведения;
  • понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
  • видеть отличия народного и авторского текста;
  • подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
  • подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
  • уважать мнение собеседников;
  • участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
  • действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
  • понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Планируемые результаты изучения курса «Художественное чтение»

Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Обучающийся научится:

  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;
  • работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).
  • определять жанр художественного произведения.
  • выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.
  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться

  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме;)
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно – познавательный интерес к художественным текстам;
  • опыт игры с элементами художественной формы;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
  • умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • опыт ролевой игры;
  • опыт участия в подготовке и проведении творческой работы.

Получит возможность для формирования:

  • обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями;
  • ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.

К концу третьего года обучения:

  • уметь самостоятельно проделать логический разбор несложного текста с информативной целью и грамотно, с хорошей дикцией его прочитать;
  • осознать возможности своего голоса и уметь ими пользоваться;
  • понимать главную мысль произведения и цель своего чтения, пытаться формулировать и аргументировать своё мнение о читаемом произведении в целом, каждом его персонаже, событии.

В течение срока обучения учащиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей  в викторинах, смотрах, конкурсах, в школьных мероприятиях.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание предмета «Художественное слово» для 2-го класса включает следующие разделы: В мире слов (Игра – путешествие), Культура речи (Инсценирование), Стихотворная речь (Конкурс чтецов), Искусство красноречия (Викторина).

1 раздел. «В мире звуков». Артикуляционный аппарат и природа правильного дыхания. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Звукоподражание. Слова – синонимы. Добрые слова. Слова – антонимы. Слова – омонимы. Крылатые слова. Слова-родственники (об однокоренных словах). Мастера художественного слова (фонотека, стихи-сказки).

Речевые разминки. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Игры «Подбери слово», «Кто быстрее», «Лишнее слово»

2 раздел. «Культура речи». Значение орфоэпии для культуры речи. Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Ударение в русском языке. Имена, отчества, фамилии. Произношение гласных (пословицы, поговорки, рабочие тексты). Техника речи. Дыхание. Голос. Координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов). Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

Миниатюра «Всё в порядке» Э. Н. Успенского. С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выбор интонации. Чтение по ролям. Диалоги героев. Инсценировка.

3 раздел. «Стихотворная речь». Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. Характерные особенности стихотворной речи. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.

Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки. Проба пера. И. А. Крылов – мастер басни. Инсценировка стихотворения. Работа в группах. Конкурс на лучшее чтение басни.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Кол-во часов

Теорет.

занятия

Практ.

занятия

Воспитательная работа

В мире слов.

1

Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика.

2

Беседа

Речевые разминки

воспитывать

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

2

Слова – синонимы. Весёлый аттракцион «доскажи словечко».

2

Проблемный диалог

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

3

Слова – антонимы.

2

Проблемный диалог

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

4

Крылатые слова.

2

Проблемный диалог

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

5

Слова – омонимы.

2

Проблемный диалог

Викторина

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

6

Добрые слова. В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?».

2

Беседа

        

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

Культура речи

7

Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Имена, отчества, фамилии.

2

Беседа

Практическое занятие.

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

8

Техника речи. Дыхание. Голос.

2

Беседа

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

9

Работа над миниатюрой «Всё в порядке» Э. Н. Успенского.

2

Беседа

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

10

Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

2

Проблемный диалог

Практическая работа

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

11

Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Чтение по ролям.

2

Беседа

Игра

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

12

Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Инсценировка

2

Практическая работа

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

Стихотворная речь

13

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.

2

Проблемный диалог

Практическая работа

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

14

Характерные особенности стихотворной речи. Проба пера.

2

Беседа

Практическая работа

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

15

Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки.        

2

Практическая работа

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

16

Мы говорим его стихами. И. А. Крылов – мастер басни (фонотека). Инсценировка стихотворения.

2

Беседа

Практическая работа

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

17

Итоговое занятие. Чему мы научились за год

1

Викторина

воспитывать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

      Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Чтение с увлечением" . Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...