«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ: содержание, модели, методики»
учебно-методический материал (4 класс)
Воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида проходит в осложненных условиях: необходимо решать как общепринятые в системе образования воспитательные задачи в соответствии с ФГОС, учитывая при этом ограниченные возможности воспитанников и обеспечивая удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие социальные, коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества.
Перечисленные выше условия приводят к тому, что воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе приобретает ряд объективных особенностей, таких как:
– отличается динамичностью, изменчивостью, вариативностью;
– имеет многофакторный характер;
– в нем прослеживается единство целей, задач, содержания, форм и методов;
– обладает тремя видами связей: прямая связь от воспитателя к воспитаннику, обратная связь от воспитанника к воспитателю, комбинированная связь от родителей, учителей, психолога, логопеда и других к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику.
Эффективность и успешность воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых он осуществляется, таких как:
– наличие специальных образовательных программ;
– предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;
– предельная индивидуальность и учет особенностей развития каждого ребенка в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе;
– связь с процессом обучения и коррекционной работой;
– присутствие во всех элементах жизнедеятельности ребенка;
– непрерывный педагогический поиск индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия;
– профессиональные возможности педагога-воспитателя (эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, внешний вид, интересы и увлечения).
Деятельность педагога, воспитателя будет продуктивна лишь при условии учета закономерностей воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида, под которыми понимают объективные, существенные связи явлений действительности процесса воспитания. Основные закономерности воспитательного процесса можно сформулировать следующим образом. Воспитание происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка и определяется активностью воспитанника на конкретный момент его развития. Именно педагог создает условия для формирования у воспитанников положительного отношения к участию в воспитательном процессе. Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся между ребенком и окружающими его людьми. Необходимо создать ситуацию доверия и взаимоуважения, так как учащиеся с нарушениями интеллектуального развития чувствуют такие отношения и стараются быть лучше. Руководя деятельностью школьника, педагог организует в ней ситуации успеха, которые должен чувствовать каждый ребенок.
Влияние на воспитание ребенка окружающих его людей тем выше, чем больше они включены в его деятельность и чем больше их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного ребенка. Педагогу необходимо выстраивать систему деятельности таким образом, чтобы потребность одного ученика стала актуальной для других.
Технологии и весь характер воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Степень реализации этой закономерности будет зависеть от того, как педагог-воспитатель определит меру собственного участия в деятельности детей. По мере развития ребенка доля участия педагога уменьшается, но не исчезает. Коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений и устойчивости их между детьми.
В связи с этим задача воспитания состоит в формировании отношений детей с окружающими, выработке потребности в активном общении, развитии умения сотрудничать. Общение школьников организуется на уроках и во внеклассное время. Взаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности. Немаловажной задачей педагога, воспитателя является развитие у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как любознательность, интерес и побуждение к новым видам деятельности. В процессе целенаправленной педагогической работы у детей можно развить сложную систему интересов и потребностей. Используя эти интересы как фактор повышения активности, как движущую силу поступков, можно превратить эти интересы и потребности в основу формирования личности ученика в целом. Важнейшей задачей формирования личности школьника с нарушением интеллекта является воспитание активности и самостоятельности. Поэтому педагог должен стремиться активизировать школьника с нарушением интеллекта, так как воспитание без активизации ребенка не может выполнить своей ведущей роли в его развитии. Воспитание влияет на развитие учащегося через активность и собственные силы воспитанника. Перед учителем и воспитателем стоит еще одна не менее важная задача воспитания – формирование у учащихся объективной оценки окружающего и верной самооценки. Решение ее способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития. Все вышеперечисленные задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей. Такое решение задач воспитания учащихся означает признание возможности их истинной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.
Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания. При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.
Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:
- словесные формы (собрания, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т. п.);
- практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т. п.);
- наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т. п.). Данная классификация имеет ввиду, прежде всего проведение разовых воспитательных мероприятий.
Есть попытки классифицировать формы воспитания в зависимости от организации и методики проведения воспитательного процесса. Здесь выделяются:
1) формы организации и руководства жизнью и деятельностью детского коллектива (собрания, дежурства);
2) информационно-массовые формы (встречи, беседы, тематические вечера, доклады);
3) действенно-практические формы (экспедиции, походы, экскурсии);
4) синтетические формы (школьные клубы, «огоньки», просмотр и обсуждение кинофильмов);
5) формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
Выделяют как универсальные формы – лекции, конкурсы, вечера, праздники и т. д., так и специальные, имеющие определенную направленность – формы эстетического, трудового, нравственного характера, формы экологического воспитания, формы музыкального воспитания. Можно выделить «предметные» формы воспитательной работы: предметные недели (Неделя русского языка и др.); предметные игры, конкурсы, викторины, вечера.
С учетом этого раскрываются такие формы:
1) массовая, или фронтальная, работа;
2) групповая работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);
3) индивидуальная работа.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно- образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Характер проведения занятий является щадяще - охранительным, учитывающим состояние здоровья учащегося (особенно у детей, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Нагрузка оптимально распределяется в течение занятия, дня, недели, месяца, года. Контроль и учёт состояния учащегося ведётся на каждом занятии.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах и направлена на овладение различными компонентами действий, поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития личности учащегося, его интересов, обучаемости, типичных проблем. Выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у обучающихся с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Методы – это способы достижения цели. В практике коррекционного воспитания используются общие и специальные методы. Общие методы воспитания рассматриваются в курсе педагогики и представлены в различных классификациях. В рамках коррекционной педагогики целесообразно обратить внимание на классификацию методов, в которой они делятся на три группы:
1) методы формирования сознания,
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения,
3) методы стимулирования деятельности.
Таким образом, коррекционная педагогика использует весь арсенал накопленных наукой и практикой общих методов воспитания. Исправляя отклоняющееся поведение, важно использовать методы формирования сознания: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Методы формирования поведения особенно необходимы для коррекционной работы. К ним относим упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций. А методы стимулирования — такие, как поощрение, наказание, соревнование — закрепляют положительные результаты. Обычно методы воспитания не используются изолированно, а сочетаются и объединяются, образуя специальные методики. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим сущность методов.
Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ выполняет следующие функции: служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, является способом использования положительного примера в воспитании.
Условия эффективности рассказа:
1) соответствие социальному опыту школьников, краткость, эмоциональность, доступность;
2) использование иллюстраций, музыкальное сопровождение;
3) соответствие обстановки замыслу и содержанию рассказа;
4) лексически богатый язык;
5) обязательное сопереживание слушателям.
Этическая беседа–систематическое и последовательное обсуждение конкретных фактов, нравственных проблем и т. д., предполагающее участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Цель беседы – углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Условия эффективности беседы:
1) проблемный характер беседы, предполагающий наличие разных мнений;
2) приучение детей к аргументированному высказыванию мнения;
3) исключение лекционного характера общения и активная позиция учащихся; 4) соответствие материала беседы эмоциональному опыту учащихся;
5) принятие всех прозвучавших по ходу беседы мнений;
6) самостоятельная формулировка вывода учащимися.
Успех индивидуальной беседы достигается за счет устранения психологического барьера, создания доверительной атмосферы в общении с ребенком, демонстрации уважения к воспитаннику.
Разъяснение – эмоционально-словесное воздействие на детей, ориентированное не отдельную группу или личность на основе знания особенностей воспитанников. Цель разъяснения – сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, выработка правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Внушение – метод коммуникативного воздействия на учащихся, который, проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Увещевание – метод, сочетающий просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание, педагог вселяет в воспитанника веру в лучшее, возможность достижения высоких результатов, при этом он использует похвалу, обращение к чувству собственного достоинства ребенка.
Пример – метод, основывающийся на подражании, на основе которого дети овладевают социальным и нравственным опытом. Воспитание детей зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Упражнение – многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Условия эффективности упражнения:
1) системность упражнений, постепенное усложнение их содержания;
2) доступность и посильность;
3) контроль за выполнением и коррекция;
4) личностные особенности воспитанников;
5) место и время выполнения;
6) сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм;
7) мотивация и стимулирование;
8) объем и частота повторения; соответствие упражнений спроектированному поведению.
Требование – метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. Различаются требования прямые и косвенные. Прямые требования определенны по содержанию, точны по формулировке. Косвенные (совет, просьба, намек, одобрение, доверие, требование-игра) отличаются тем, что стимулом к действию становится не само требование, а психологические факторы: интересы, переживания, раскаяние и т.д.
Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Применяют при необходимости быстро и на высоком уровне сформировать определенное качество.
Условия правильного применения приучения следующие:
1) четкое представление о цели воспитания у воспитателя и воспитанников;
2) четкая формулировка правил с мотивацией для их выполнения;
3) выделение оптимального объема действий для определенного промежутка времени;
4) показ выполненных действий и их результата;
5) использование последовательно-параллельной схемы приучений;
6) постоянный контроль;
7) использование игр.
Поручение – метод привлечения к деятельности, направленной на определенный результат. Имеет разнообразный характер и направлен на развитие личностных качеств (ответственности, организованности и т.д.).
Метод воспитывающих ситуаций – организация деятельности поведения воспитанников в специально созданных условиях.
Успешность этого метода зависит от условий:
1) ситуации должны быть не выдуманы, а естественны;
2) неожиданность ситуаций и проявление педагогом доверия.
Поощрение – положительная оценка действий ученика, закрепляющая позитивные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Приемы поощрения – одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и др.
Условия эффективности поощрения:
1) мотивированность поведения воспитанника не получением награды, а нравственными нормами;
2) поощрение не должно противопоставлять воспитанника другим детям;
3) поощрение должно соответствовать заслугам воспитанника;
4) осуществление личностного подхода.
Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству с целью воспитания позитивных качеств (нравственных, эстетических, физических и др.). Педагог определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Содержание соревнования должно быть увлекательным, правила – конкретными, критерии оценок – понятными для участников, механизм подведения итогов – наглядным.
Наказание - педагогическое воздействие, предупреждающее нежелательные поступки, тормозящее их, вызывающее чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание может быть связано с наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением каких-либо прав, выражением морального порицания, осуждения. Приемы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание, выговор и др.
Условия эффективности наказания:
1) авторитет наказывающего и опора на общественное мнение;
2) невозможность наказания всего класса за вину отдельных учеников;
3) справедливость наказания и его понятность ученику;
4) недопустимость оскорбления воспитанника;
5) индивидуальный подход и учет ситуации при применении наказания;
6) обдуманность наказания, исключение ошибочных наказаний;
7) недопустимость использования наказания как орудия мести;
8) опора на педагогический такт и хорошее знание возрастной психологии;
9) сочетание наказания с другими методами воспитания.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Литература
1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. - 1998. - N2. - С. 71 - 76.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
3. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.
4. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - №3. - 1999.
7. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ: содержание, модели, методики» | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ: содержание, модели, методики»
классный руководитель
Скибюк Т. А.
р. п. Благовещенка
2022 год
Воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида проходит в осложненных условиях: необходимо решать как общепринятые в системе образования воспитательные задачи в соответствии с ФГОС, учитывая при этом ограниченные возможности воспитанников и обеспечивая удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие социальные, коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества.
Перечисленные выше условия приводят к тому, что воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе приобретает ряд объективных особенностей, таких как:
– отличается динамичностью, изменчивостью, вариативностью;
– имеет многофакторный характер;
– в нем прослеживается единство целей, задач, содержания, форм и методов;
– обладает тремя видами связей: прямая связь от воспитателя к воспитаннику, обратная связь от воспитанника к воспитателю, комбинированная связь от родителей, учителей, психолога, логопеда и других к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику.
Эффективность и успешность воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых он осуществляется, таких как:
– наличие специальных образовательных программ;
– предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;
– предельная индивидуальность и учет особенностей развития каждого ребенка в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе;
– связь с процессом обучения и коррекционной работой;
– присутствие во всех элементах жизнедеятельности ребенка;
– непрерывный педагогический поиск индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия;
– профессиональные возможности педагога-воспитателя (эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, внешний вид, интересы и увлечения).
Деятельность педагога, воспитателя будет продуктивна лишь при условии учета закономерностей воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида, под которыми понимают объективные, существенные связи явлений действительности процесса воспитания. Основные закономерности воспитательного процесса можно сформулировать следующим образом. Воспитание происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка и определяется активностью воспитанника на конкретный момент его развития. Именно педагог создает условия для формирования у воспитанников положительного отношения к участию в воспитательном процессе. Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся между ребенком и окружающими его людьми. Необходимо создать ситуацию доверия и взаимоуважения, так как учащиеся с нарушениями интеллектуального развития чувствуют такие отношения и стараются быть лучше. Руководя деятельностью школьника, педагог организует в ней ситуации успеха, которые должен чувствовать каждый ребенок.
Влияние на воспитание ребенка окружающих его людей тем выше, чем больше они включены в его деятельность и чем больше их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного ребенка. Педагогу необходимо выстраивать систему деятельности таким образом, чтобы потребность одного ученика стала актуальной для других.
Технологии и весь характер воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Степень реализации этой закономерности будет зависеть от того, как педагог-воспитатель определит меру собственного участия в деятельности детей. По мере развития ребенка доля участия педагога уменьшается, но не исчезает. Коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений и устойчивости их между детьми.
В связи с этим задача воспитания состоит в формировании отношений детей с окружающими, выработке потребности в активном общении, развитии умения сотрудничать. Общение школьников организуется на уроках и во внеклассное время. Взаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности. Немаловажной задачей педагога, воспитателя является развитие у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как любознательность, интерес и побуждение к новым видам деятельности. В процессе целенаправленной педагогической работы у детей можно развить сложную систему интересов и потребностей. Используя эти интересы как фактор повышения активности, как движущую силу поступков, можно превратить эти интересы и потребности в основу формирования личности ученика в целом. Важнейшей задачей формирования личности школьника с нарушением интеллекта является воспитание активности и самостоятельности. Поэтому педагог должен стремиться активизировать школьника с нарушением интеллекта, так как воспитание без активизации ребенка не может выполнить своей ведущей роли в его развитии. Воспитание влияет на развитие учащегося через активность и собственные силы воспитанника. Перед учителем и воспитателем стоит еще одна не менее важная задача воспитания – формирование у учащихся объективной оценки окружающего и верной самооценки. Решение ее способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития. Все вышеперечисленные задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей. Такое решение задач воспитания учащихся означает признание возможности их истинной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.
Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания. При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.
Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:
- словесные формы (собрания, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т. п.);
- практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т. п.);
- наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т. п.). Данная классификация имеет ввиду, прежде всего проведение разовых воспитательных мероприятий.
Есть попытки классифицировать формы воспитания в зависимости от организации и методики проведения воспитательного процесса. Здесь выделяются:
1) формы организации и руководства жизнью и деятельностью детского коллектива (собрания, дежурства);
2) информационно-массовые формы (встречи, беседы, тематические вечера, доклады);
3) действенно-практические формы (экспедиции, походы, экскурсии);
4) синтетические формы (школьные клубы, «огоньки», просмотр и обсуждение кинофильмов);
5) формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
Выделяют как универсальные формы – лекции, конкурсы, вечера, праздники и т. д., так и специальные, имеющие определенную направленность – формы эстетического, трудового, нравственного характера, формы экологического воспитания, формы музыкального воспитания. Можно выделить «предметные» формы воспитательной работы: предметные недели (Неделя русского языка и др.); предметные игры, конкурсы, викторины, вечера.
С учетом этого раскрываются такие формы:
1) массовая, или фронтальная, работа;
2) групповая работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);
3) индивидуальная работа.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно- образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Характер проведения занятий является щадяще - охранительным, учитывающим состояние здоровья учащегося (особенно у детей, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Нагрузка оптимально распределяется в течение занятия, дня, недели, месяца, года. Контроль и учёт состояния учащегося ведётся на каждом занятии.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах и направлена на овладение различными компонентами действий, поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития личности учащегося, его интересов, обучаемости, типичных проблем. Выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у обучающихся с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Методы – это способы достижения цели. В практике коррекционного воспитания используются общие и специальные методы. Общие методы воспитания рассматриваются в курсе педагогики и представлены в различных классификациях. В рамках коррекционной педагогики целесообразно обратить внимание на классификацию методов, в которой они делятся на три группы:
1) методы формирования сознания,
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения,
3) методы стимулирования деятельности.
Таким образом, коррекционная педагогика использует весь арсенал накопленных наукой и практикой общих методов воспитания. Исправляя отклоняющееся поведение, важно использовать методы формирования сознания: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Методы формирования поведения особенно необходимы для коррекционной работы. К ним относим упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций. А методы стимулирования — такие, как поощрение, наказание, соревнование — закрепляют положительные результаты. Обычно методы воспитания не используются изолированно, а сочетаются и объединяются, образуя специальные методики. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим сущность методов.
Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ выполняет следующие функции: служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, является способом использования положительного примера в воспитании.
Условия эффективности рассказа:
1) соответствие социальному опыту школьников, краткость, эмоциональность, доступность;
2) использование иллюстраций, музыкальное сопровождение;
3) соответствие обстановки замыслу и содержанию рассказа;
4) лексически богатый язык;
5) обязательное сопереживание слушателям.
Этическая беседа–систематическое и последовательное обсуждение конкретных фактов, нравственных проблем и т. д., предполагающее участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Цель беседы – углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Условия эффективности беседы:
1) проблемный характер беседы, предполагающий наличие разных мнений;
2) приучение детей к аргументированному высказыванию мнения;
3) исключение лекционного характера общения и активная позиция учащихся; 4) соответствие материала беседы эмоциональному опыту учащихся;
5) принятие всех прозвучавших по ходу беседы мнений;
6) самостоятельная формулировка вывода учащимися.
Успех индивидуальной беседы достигается за счет устранения психологического барьера, создания доверительной атмосферы в общении с ребенком, демонстрации уважения к воспитаннику.
Разъяснение – эмоционально-словесное воздействие на детей, ориентированное не отдельную группу или личность на основе знания особенностей воспитанников. Цель разъяснения – сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, выработка правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Внушение – метод коммуникативного воздействия на учащихся, который, проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Увещевание – метод, сочетающий просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание, педагог вселяет в воспитанника веру в лучшее, возможность достижения высоких результатов, при этом он использует похвалу, обращение к чувству собственного достоинства ребенка.
Пример – метод, основывающийся на подражании, на основе которого дети овладевают социальным и нравственным опытом. Воспитание детей зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Упражнение – многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Условия эффективности упражнения:
1) системность упражнений, постепенное усложнение их содержания;
2) доступность и посильность;
3) контроль за выполнением и коррекция;
4) личностные особенности воспитанников;
5) место и время выполнения;
6) сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм;
7) мотивация и стимулирование;
8) объем и частота повторения; соответствие упражнений спроектированному поведению.
Требование – метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. Различаются требования прямые и косвенные. Прямые требования определенны по содержанию, точны по формулировке. Косвенные (совет, просьба, намек, одобрение, доверие, требование-игра) отличаются тем, что стимулом к действию становится не само требование, а психологические факторы: интересы, переживания, раскаяние и т.д.
Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Применяют при необходимости быстро и на высоком уровне сформировать определенное качество.
Условия правильного применения приучения следующие:
1) четкое представление о цели воспитания у воспитателя и воспитанников;
2) четкая формулировка правил с мотивацией для их выполнения;
3) выделение оптимального объема действий для определенного промежутка времени;
4) показ выполненных действий и их результата;
5) использование последовательно-параллельной схемы приучений;
6) постоянный контроль;
7) использование игр.
Поручение – метод привлечения к деятельности, направленной на определенный результат. Имеет разнообразный характер и направлен на развитие личностных качеств (ответственности, организованности и т.д.).
Метод воспитывающих ситуаций – организация деятельности поведения воспитанников в специально созданных условиях.
Успешность этого метода зависит от условий:
1) ситуации должны быть не выдуманы, а естественны;
2) неожиданность ситуаций и проявление педагогом доверия.
Поощрение – положительная оценка действий ученика, закрепляющая позитивные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Приемы поощрения – одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и др.
Условия эффективности поощрения:
1) мотивированность поведения воспитанника не получением награды, а нравственными нормами;
2) поощрение не должно противопоставлять воспитанника другим детям;
3) поощрение должно соответствовать заслугам воспитанника;
4) осуществление личностного подхода.
Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству с целью воспитания позитивных качеств (нравственных, эстетических, физических и др.). Педагог определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Содержание соревнования должно быть увлекательным, правила – конкретными, критерии оценок – понятными для участников, механизм подведения итогов – наглядным.
Наказание - педагогическое воздействие, предупреждающее нежелательные поступки, тормозящее их, вызывающее чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание может быть связано с наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением каких-либо прав, выражением морального порицания, осуждения. Приемы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание, выговор и др.
Условия эффективности наказания:
1) авторитет наказывающего и опора на общественное мнение;
2) невозможность наказания всего класса за вину отдельных учеников;
3) справедливость наказания и его понятность ученику;
4) недопустимость оскорбления воспитанника;
5) индивидуальный подход и учет ситуации при применении наказания;
6) обдуманность наказания, исключение ошибочных наказаний;
7) недопустимость использования наказания как орудия мести;
8) опора на педагогический такт и хорошее знание возрастной психологии;
9) сочетание наказания с другими методами воспитания.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Литература
1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. - 1998. - N2. - С. 71 - 76.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
3. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.
4. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - №3. - 1999.
7. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК " Планета знаний" на тему: " Развиваем главные мысли в тексте. Составление текста по схеме-модели Солнечный цветок" в соответствии с ФГОС
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Это 4 урок по теме: "Развиваем главные мысли в тексте".Тема урока: " Развитие речи. Составление текста по схеме - модели "Солнечный цветок"...
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации АОП в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ различных нозологий
Самостоятельная работа по теме«Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации АОП в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ различных нозологий»Цель:·...
Реализация предметного содержания в соответствии с ФГОС
Данная презентация поможет молодым педагогам понять преподавание отдельных предметов в соответствии с требованиями ФГОС (математика и окружающий мир)....
Доклад на тему «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с нарушениями речи в образовательных организациях в соответствии требованиям ФГОС НОО для обучающихся c ОВЗ»
Логопедичекое сопровождение детей в Хотьковской школе-интернате....
Реализация деятельностного и дифференцированного подхода в воспитании в соответствии с ФГОС
Заседание методического объединения классных руководителей...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...
« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные н...