« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
статья
Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.
Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные навыки, отличные от устаревших, для успешного взаимодействия в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 86.78 КБ |
Предварительный просмотр:
« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Подготовила: Сокурова Л.А.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года. Тема моего выступления « Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Наше общество стремительно меняется и, как известно «… нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен» Но времена не выбирают, а живут.
Почему возникла необходимость кардинально изменить содержание образования.
Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.
Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные навыки, отличные от устаревших, для успешного взаимодействия в современном мире.
Джордж Х. Риверс притча «Школа для животных»:
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была лидером урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала двойки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены“неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Давайте поразмышляем.
- Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
- Как учить разных?
- Как поддерживать разнообразных?
- Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?
Возникают вопросы «каков наиболее эффективный способ обучения детей, чтобы они были успешными в ХХІ веке?».
Какое содержание образования достаточно в наше время?
Давайте вспомним понятие «Содержание образования»
1. Понятие «содержание образования»
В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Юрий Константинович . Бабанский определяет его следующим образом «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду»)
В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения. В основе данного определения можно увидеть так называемую предметность, которая приобрела вид ЗУНов.
Иное определение содержания образования дает Вадим Семенович Леднев «Содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность»),который считает, что его необходимо анализировать как целостную систему с учетом методов и организационных форм, с учетом "особым образом организованной деятельности".
Таким образом, содержание образования не равно содержанию учебного предмета: это не теорема Пифагора, и не правописание "жи-ши". Содержанием образования, теоремы и правила становятся, когда есть способы их освоения. Единство содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования»
Сравним содержание образования по ФГОС и до его введения
Современное обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания, воспитанность, интеллектуальные и творческие силы, умение учиться, способность к саморазвитию.
Практическая направленность учебных программ нацелена на подходы в обучении; фокус на развитие навыков; примеры из жизни; проектная деятельность и практические работы; свобода в деятельности учителя.
В основу новой модели образования положен системно-деятельностный подход (СДП).
Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 13.07.2015)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
В Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2)федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
3)федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
4) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Я работаю в малокомплектной школе и прохожу курсы не только как учитель начальных классов, а также курсы учителей предметников основной школы. Мне приходилось сталкиваться с вопросами, а что хотят видеть от наших выпускников учителя предметники. Очень внимательно отношусь к их требованиям по содержанию образования по новым ФГОС. Что нового в содержании?
За всю историю человечества сменилось порядка 1600 поколений.
Из них:
- 1100 - провели жизнь в пещерах;
- 800 – применяют огонь;
- 400 – используют энергию животных;
- 300 – владеют энергией воды и ветра;
- 150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 через печатное слово);
- 16 – применяют порох;
- 8 – измеряют время;
- 6 – используют искусственные источники энергии;
- 4 – пользуются электромоторами;
- 2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками.
И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов прошлой жизни найти невозможно.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретают опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
1. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
2. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить раз личные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
3. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные
источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
4. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
5. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе
А сейчас выдержки из основной образовательной программы начального общего образования, я выбрала только новое.
Результаты изучения курса Математика и информатика:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Результаты изучения курса "Русский язык"
1) развитие письменной речи, сочинения и изложения.
2) способы решения проблем творческого и поискового характера;
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением;
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Искусство
Изобразительное искусство:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Результаты изучения курса "Литературное чтение"
Личностные результаты:
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
8) осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения; (подготовка к устному собеседованию в 9классе)
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Это написано в Федеральных требованиях к содержанию образования. Готовя детей к ВПР мы все видим какие изменения нужно вносить в содержание, что хотят получить от наших детей.
Что отличает современный урок от традиционного?
- Место в образовательном процессе
- Структура
- Содержание
- Организационные формы
- Методика
- Средства
1.Место в образовательном процессе
Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования
Его конкуренты:
- Информационное образование
- Домашнее образование
- Дополнительное образование
2.Структура урока
Современная дидактическая структура основана на логике познания:
- Актуализация:
1.мотивационная
2.содержательная
- Изучение – «открытие» новых знаний
- Творческое применение
3.Содержание урока
Структура и логика содержания:
- Теория в практике (а не от теории к практике)
- Общее в частном (а не от частного к общему)
- Целое в части (а не от частей к целому)
- От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
4.Результаты обучения
- Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере:
- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность
- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями
- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию
- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей
- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную
- Основная педагогическая задача:
- организация условий, инициирующих детское действие
1. Чему учить?
Обновление содержания образования
2 Ради чего учить?
Ценности образования
3. Как учить?
Обновление технологий образования
Давайте послушаем тишину. Что вы услышали? А я слышу как бьются ваши сердца! Мы волнуемся, ждём встречи с новым учебным годом. У нас впереди и встречи с родителями и с администрацией пусть всё что задумали получится, а всё новое окажется нам по силам . А ещё слышу как бьются сердца наших детей . Они ждут встречи с нами и эта встреча им должна нести радость.
Не выпускайте солнце из души
— оно теплом по жизни разойдется.
Пустите в сердце капельку любви,
а капля в океан пусть разольется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа начальной школы в соответствии с ФГОС НОО
Введение в Образовательную Программу школы, создано во время посещение курсов ОИРШ под руководством О.Е.Лебедева...
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Статья содержит практический материал об особенностях урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения....
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Презентация к статье "Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения"....
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...
Сценарий праздника "День Знаний" в 1 классе с элементами подготовки к работе в УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с ФГОС
В ходе праздника дети познакомятся друг с другом, будет создан положительный учебный настрой, начнется работа по формированию УУД....
Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...
Современные технологии обучения в начальной школе в соответствии ФГОС
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как активизировать познавательную деятельн...