Общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности (базовый уровень)«Юные инспекторы движения»
рабочая программа
Программа курса «Юные инспекторы движения» предназначена для обучающихся 5-х – 7-х классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат №1
Купинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета « ___»________202___г., протокол № _________ | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Купинская школа-интернат №1 _______________Кокарева О.В. |
«Юные инспекторы движения»
общеразвивающая программа воспитательной деятельности
социально-гуманитарной направленности
(базовый уровень)
Возраст воспитанников: 9-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель программы:
Готовщик Алина Сергеевна,
воспитатель
г. Купино, 2022
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Зам. директора ОУ по ВР _________/__________________
Руководитель ШМО _________/__________________
«____»_________202___г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Пояснительная записка………………………………………………….
1.1 Актуальность программы, новизна……………………………….........
1.2 Отличительные особенности данной программы……………………
1.3 Цель программы………………………………………………………...
1.4 Задачи программы………………………………………………….......
1.5 Результат программы…………………………………………………..
1.6 Организационно-методические условия реализации программы.
1.7 материально-техническое оснащение кабинета для проведения занятий……………………………………………………………………….
2. Учебный план …………………………………………………………...
2.1 Рабочая программа………………………………………………………
2.2 Содержание программы……………………………………………........
2.3Методическое обеспечение рабочей программы ………………………
2.4 Оценочные материалы ………….……………………………………….
2.5 Список литературы………………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производят на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь, в творческой форме - не такое уж легкое дело, а главное, интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицины и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Так же создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
1.1Актуальность данной программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Новизна:
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества, происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
1.2 Отличительные особенности программы.
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы:
Для детей с 11 до 14 лет (5-9 классы)
1.3 Цель программы:
-Вовлечение учащихся в деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
1.4 Задачи программы:
Обучающие
-обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
- познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
- дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
-научить приёмам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
Развивающие
- развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;
Воспитательные
-привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма
1.5 Результаты программы:
Обучащиеся должны:
Знать
-правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-серии дорожных знаков и их представителей;
-способы оказания первой медицинской помощи;
-техническое устройство велосипеда.
Уметь:
-работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
-читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-управлять велосипедом
иметь навыки:
-дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-участия в конкурсах, соревнованиях.
-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
1.6 Организационно-методические условия реализации программы
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
-в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
-в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
1.7 Материально-техническое оснащение кабинета для проведения занятий:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД;
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№п\п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | Теория | Практика | ||||
1.Понятие об участниках дорожного движения 1 час | 1 | 1 | --- |
| ||
1 | Вводное занятие. Участники дорожного движения. Действия участников дорожного движения |
| 1 |
|
| |
2.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 4 | 1 | 3 |
| ||
2 | Дорожные знаки Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения |
| 1 |
|
| |
3 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Освоение навыков безопасного движения пешехода. |
|
| 1
|
| |
4 | Виды перекрёстков Правила разъезда на перекрёстках. Тест |
|
| 1
| тест | |
5 | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. |
|
| 1
|
| |
3. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 5 | 2 | 3 |
| ||
6 | Изучение правил дорожного движения .Игра – викторина “Дорожная азбука” |
| 1 |
| Игра – викторина | |
7 | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения |
|
| 1 |
| |
8 | Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД |
|
| 1 |
| |
9 | Освоение правил дорожного движения |
|
| 1 |
| |
10 | Тренинг по правилам дорожного движения «Два ДД» тестирование на знание ПДД |
| 1 |
| тестирование на знание ПДД | |
4.Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. | 4 | 2 | 2 |
| ||
11 | Освоение навыков безопасного движения пешехода Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках |
| 1 |
|
| |
12 | Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест |
|
| 1 |
| |
13 | Правила движения для велосипедистов Порядок движения группы велосипедистов. |
| 1 |
|
| |
14 | Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест |
|
| 1 |
| |
5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему | 5 | 2 | 3 |
| ||
15 | Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм |
| 1
|
|
| |
16 | Первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии |
|
| 1 |
| |
17 | Обработка ран и способы остановки кровотечения Промежуточная аттестация. Тест. |
|
| 1 | Промежуточная аттестация. Тест. | |
18 | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок |
| 1 |
|
| |
19 | Правила транспортировки пострадавших Игра- зачет «В школе Айболита» |
|
| 1
|
| |
6. Профилактика детского дорожного травматизма | 3 | 1 | 2 |
| ||
20 | Профилактика детского дорожного травматизма Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения |
|
| 1 |
| |
21 | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах |
| 1 |
|
| |
22 | Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” |
|
| 1 |
| |
7. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | 4 | 1 | 3 |
| ||
23 | История транспортных средств. Викторина. Что такое ПДД? Занятие –эстафета. |
| 1 |
| Викторина. | |
24 | Веселые пешеходы Помни правила ГАИ-это правила твои. |
|
| 1 |
| |
25 | Мы идем по селу Дорога в школу.(..(экскурсия) |
|
| 1 |
| |
26 | Разрешается-запрещается .Занятие- викторина. |
|
| 1 | Занятие- викторина. | |
8. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. | 4 | 2 | 2 |
| ||
27 | Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. |
| 1 |
|
| |
28 | Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда |
| 1 |
|
| |
29 | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. Правила обращения с велосипедом |
|
| 1 |
| |
30 | Особенности маневрирования на велосипеде. Тренинг по безопасному движению группы велосипедистов. Освоение приёмов безопасного падения. |
|
| 1 | Тренинг
| |
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». | 2 | 1 | 1 |
| ||
31 | Подготовка соревнований «Безопасное колесо» |
| 1 |
|
| |
32 | Проведение соревнований «Безопасное колесо» |
|
| 1 |
| |
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. | 2 |
| 2 |
| ||
33 | Подготовка к выступлениям агитбригады юных инспекторов дорожного движения |
|
| 1 |
| |
34 | Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения « Светофор собирает друзей» |
|
| 1 |
| |
Итоги освоения программы
| 2 |
| 2 |
| ||
35 | Итоговая промежуточная аттестация. Тестирование. « Я знаю ПДД на 5» |
|
| 1 | Промежуточная аттестация. Тест | |
36 | Подведение итогов. Вручение дипломов. |
|
| 1 |
| |
| ИТОГО | 36Ч | 13Ч | 23Ч |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2022-2023 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма.
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах района.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «Правила дорожного движения».
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо».
Подготовка общешкольных соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения.
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступления агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступления агитбригады.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД;
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности, количественные параметры проведенных мероприятий, количественные параметры занятых призовых мест на мероприятиях различного уровня, в том числе результаты участия в муниципальных, краевых и Всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо»
Один раз в месяц проводится отслеживание результатов с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование, проведение итоговых аттестационных занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков и их соответствия прогнозируемым результатам программы. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий). Главными критериями оценки в данном случае является уровень творческой активности ребенка: количество творческих материалов, выполненных им самостоятельно на основе изученного материала, а так же качество выполненных работ (соответствие тем требованиям, которые заложены в теоретической части образовательной программы) как по заданию педагога, так и по собственной инициативе
Результаты оцениваются по 3 уровням:
Уровни усвоения программы | Тестирование | Участие в конкурсах |
Высокий уровень | 90-100% | Активное участие. Призовые места |
Средний уровень | 80-50% | Принимают активное участие |
Низкий уровень | Менее 50% | Не активен |
По окончанию обучения проводятся итоговые занятия, выявляющие результаты обучения по программе. В рамках итоговых занятий в конце каждого модуля проводятся аттестация в форме тестирования по проверке теоретических знании ПДД. Полученные практические умения и навыки оцениваются педагогом во время занятий на улице, в кабинете ПДД, во время экскурсий, конкурсов и соревнований.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Первоисточники:
«Примерные программы внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В. А.Горского, Москва, «Просвещение», 2013год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Рекомендуемая литература для педагога:
1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: программа « В жизнь по безопасной дороге»/авт. – сост. Т.В. Фролова Волгоград: учитель, 2014.-100с.
2. «Организация досуга учащихся 5-11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слёты. / авт.-сост. О.Н.Камакин- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2013 -135с.
3. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс» 2011.-64 с.
4. «Правила дорожного движения школьникам» / авт.-сост. Черепанова С.Н. М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2012 .-80 с.
5. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
6. Правила дорожного движения РФ 2013 года для автошкол
7. «Знаете ли вы дорожные знаки?» / авт. Сост. М.Ханькова. М.: Эксмо, 2013г-96с
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Правила дорожного движения РФ 2013 года для автошкол
2. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «Грин Арит Видио»
3. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся, 1997.
4. Энциклопедия «Все обо всем»
5. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
6. Дидактический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности) "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в...
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экология. Зеленый мир вокруг нас» (Базовый уровень)
Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируе...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» Направление: разумное финансовое поведение Уровень образования (класс):4 класс начальной школы (базовый)
Личностными результатами изучения данного курса являются:• осознание себя как члена семьи, общества и государства;• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений...
Общеразвивающая программа воспитательной деятельности художественно – эстетической направленности (базовый уровень) "Волшебная ниточка"
Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытк...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
Программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинки в профессию»...