МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экология. Зеленый мир вокруг нас» (Базовый уровень)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируемыми в регионе овощными, зерновыми и садовыми растениями, научатся изготовлению гербария и поделок из природного материала, узнают многое о лекарственных растениях родного края. Узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, о применение в народной медицине и научатся культуре чаепития.
Программой предусмотрено изучение правил поведения в лесу, в парке, правил здорового питания, правил утилизации отходов. Все это пригодится обучающимся в жизни. Кроме того, они приобретут знания и навыки для будущей профессиональной деятельности.
Осуществляется разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что
- она определяет и реализует эффективные пути совместной деятельности педагога, обучающихся, родителей и социальных партнеров по формированию целостной системы экологического образования и воспитания детей в оптимальной интеграции урочной и внеурочной работы профориентационной направленности с использованием научно-исследовательской и проектно-творческой деятельности;
- по форме организации образовательного процесса она является модульной;
- содержит элементы дистанционного образования для перехода на него при необходимости в сложившейся ситуации во время учебного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации городского округа Самара
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Ирбис» г.о. Самара
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Экология. Зеленый мир вокруг нас»
(Базовый уровень)
Направленность программы: естественно-научная
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Ф.И.О., должность разработчика программы:
Чернова Наталья Александровна
методист, педагог дополнительного образования
Самара, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Помочь планете сегодня - спасти ее будущее
Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. Она дает человеку жизнь. Но зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиями как для окружающей среды, так и для самого человека. Заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой. Воспитание всесторонне развитой социально успешной личности, достойного гражданина своей страны не должно сводиться только к умственному развитию. Воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.
Активное промышленное развитие не могло не привести к проблеме негативного воздействия технического прогресса на живую природу. Современная экологическая обстановка в городах требует изменения подхода к решению проблем, возникающих в плане благоустройства территории. Сегодня нужно честно сказать, что без развития экологической культуры подрастающего поколения невозможно дальнейшее гармоничное сосуществование человеческой цивилизации и мира живой природы. Необходимость всеобщей «экологизации» не вызывает сомнения на фоне глубокого экологического кризиса.
Экология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе дополнительного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды - места жизни всего человечества.
Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируемыми в регионе овощными, зерновыми и садовыми растениями, научатся изготовлению гербария и поделок из природного материала, узнают многое о лекарственных растениях родного края. Узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, о применение в народной медицине и научатся культуре чаепития.
Программой предусмотрено изучение правил поведения в лесу, в парке, правил здорового питания, правил утилизации отходов. Все это пригодится обучающимся в жизни. Кроме того, они приобретут знания и навыки для будущей профессиональной деятельности.
Осуществляется разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность обучающихся. Программа по экологии способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, экологических сказок, создания презентаций, оформления выставок рисунков и плакатов экологической направленности, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление кормушек для птиц и скворечников с соблюдением правильных размеров, участие в экологических акциях.
Важно научить детей осознанному безопасному и экологически грамотному обращению с природой, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просветительскую работу по охране окружающей среды.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
- Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 года № 10).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Закон Самарской области № 46-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» от 06.04.09 г.
Программа туристско-краеведческой направленности.
Новизна программы заключается в том, что
- она определяет и реализует эффективные пути совместной деятельности педагога, обучающихся, родителей и социальных партнеров по формированию целостной системы экологического образования и воспитания детей в оптимальной интеграции урочной и внеурочной работы профориентационной направленности с использованием научно-исследовательской и проектно-творческой деятельности;
- по форме организации образовательного процесса она является модульной;
- содержит элементы дистанционного образования для перехода на него при необходимости в сложившейся ситуации во время учебного процесса.
Программа ориентирована на методичное, последовательное вовлечение обучающихся в работу над исследовательскими проектами и дальнейшее осуществление ими самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Программа предполагает развитие познавательных способностей обучающихся через обучение химико-биологическим методам исследований в области экологии и проведение практических занятий на базе мини-экспесс лаборатории «Пчелка У» и ее модификаций, а также организацию экскурсий на предприятия биологического и эколого-химического профиля.
В программе уделяется большое внимание развитию и воспитанию в ребенке творческого начала, умению работать с различным видами природного материала.
Особенностью программы является индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным экологом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, постоянное взаимодействие с родителями, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности; организацию атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации; обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку
Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое, образное, пространственное и эмоциональное мышление, внимание и наблюдательность. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Ребята учатся организовывать свое время, доводить начатую работу до конца, развивают усидчивость, сосредоточенность и умение целенаправленно заниматься.
Каждый обучающийся ведёт тетрадь по экологии, в которой отражается вся его работа на занятиях.
Возможен прием детей в объединение в течение учебного года при условии, что ребенок имеет необходимую предварительную подготовку для обучения по данной программе.
Актуальность
Для решения экологических проблем нашему государству необходимы специалисты в области природоохранной деятельности очень высокого уровня. Но технический прогресс развивается такими ускоренными темпами, и окружающая нас природная среда постоянно меняется не в лучшую сторону, что общество не может ждать, пока будут обучаться специалисты и профессионалы в области экологии. Это образование необходимо начинать уже в детстве, систематически и системно давать обучающимся основы экологических знаний и развивать у них всевозможные направления экологической деятельности. Школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Изучение теоретических сведений в области экологии не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п.
Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
И самое главное - это раннее экологическое воспитание, направленное на формирование у личности системы адекватных экологических представлений и здорового образа жизни. Что направлено непосредственно на благо самой личности. Ведь важнейшей характеристикой экологически грамотной и здоровой личности является ее психологическая включенность в мир природы, которая обусловлена существующей у нее системой экологических представлений. А это, в свою очередь, способствует развитию общества и процветанию нашего государства.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в основе программы лежит личностно-ориентированный подход, который основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.
В дополнительной общеразвивающей программе «Экология. Зеленый мир вокруг нас» используются инновационные и информационные технологии, которые способствуют усилению мотивации учебной деятельности, решению задач дизайнерского характера, успешному освоению способов поисковой деятельности и самообучения.
Также важную роль в достижении целей обучения играет исследовательская и проектная деятельность. Обучающиеся сами участвуют в разработке проектов экологической направленности и в их реализации, что позволяет усилить познавательный интерес и творческую активность обучающихся.
Цель программы Содействие успешной социализации обучающихся средствами экологического образования через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, используя проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи программы
Воспитательные:
- реализовывать государственную политику в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
- содействовать нравственному, патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;
- сформировать у личности понимание единства человека и природы;
- сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
- сформировать ценностное отношение к природе малой Родины;
- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
- повышать экологическую культуру обучающихся на основе трудового, духовно- нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий;
- прививать любовь к труду посредством коллективно-творческой деятельности по озеленению учебного помещения и создания клумбы на пришкольном участке.
Развивающие:
- развивать УУД обучающихся посредством совместной деятельности с педагогом и товарищами;
- развить инициативу и творчество обучающихся через организацию социально значимой деятельности - благоустройство внутришкольной и пришкольной территории;
- провести информационно-просветительскую работу по пропаганде экологической культуры обучающихся, родителей;
- развить интерес обучающихся к исследованию различных форм растений, произрастающих на пришкольном участке и на территории Самарской области;
- создать условия для творческой проектной деятельности обучающихся;
- повысить значимость экологического образования.
Образовательные:
- создать условия для формирования и углубления экологических знаний обучающихся;
- на основе литературных данных и Интернет-ресурсов изучить различные формы растений, произрастающих на территории Самарской области;
- изучить лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека;
- изучить редкие виды растений Среднего Поволжья, занесенные в Красную книгу и растения-эндемики самарского края;
- определить по справочникам и определителям растений виды дикорастущих растений пришкольного участка.
Набор обучающихся в объединение «Экология. Зеленый мир вокруг нас» осуществляется без предварительной подготовки, всех желающих изучать природу, закономерности ее развития, а также желающих развиваться в естественнонаучном направлении и быть полезными в этой области.
В младшем и среднем школьном возрасте дети очень открыты к окружающему миру, к его познанию. Это очень хороший возраст для осмысленного восприятия явлений природы, взаимосвязей и взаимодействия объектов живой и неживой природы. Детям свойственны активность и разнообразие форм деятельности. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, дети интересуются связями, существующими между предметами и явлениями. Достижения этого возраста характеризуются анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развивается причинное мышление, воображение, произвольное внимание, умение обобщать.
Применяется разноуровневый подход в силу разного возраста (в разновозрастных группах) и характеров обучающихся. Также ведутся индивидуальные занятия при подготовке участников различных конкурсов, научно-творческих конференций, концертов в учреждении и других мероприятий. Применяется и система консультаций для детей, родителей и родителей вместе с детьми. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках программы являются педагог, обучающиеся и их родители, а также педагоги центра «Ирбис» и социальные партнеры. Их взаимодействие происходит на различных уровнях: межличностный индивидуальный уровень; уровень малой группы; уровень детского коллектива; уровень содружества с другими детскими коллективами; уровень Объединения.
Дополнительная образовательная программа «Экология. Зеленый мир вокруг нас» состоит из 3 модулей: «Растения и их значение», «Зеленая аптека», «Флора самарского края».
Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.
Модули по времени разделены неравномерно:
Первый модуль «Растения и их значение» продолжается 4 месяца, с сентября по декабрь (включительно), состоит из 36 занятий по 2 академических часа, всего – 72 часа.
Второй модуль «Зеленая аптека» продолжается 3 месяца с января по март (включительно) и состоит из 21 занятия по 2 академических часа, всего – 42 часа.
Третий модуль «Флора самарского края» продолжается 2 месяца: апрель и май и состоит из 15 занятий по 2 академических часа, всего – 30 часов.
Программа ориентирована на обучение детей от 7 до 12 лет.
Объём программы - 144 часа. Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.
Наполняемость – 15 - 25 обучающихся в группе. Занятие длится 40 минут, 10 минут время на отдых.
Формы обучения. Форма организации деятельности групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная (при подготовке к конкурсам и выставкам).
Виды занятий — беседы, видео-просмотры, конференции, флористический рисунок, проведение экскурсий, просмотр компьютерных презентаций и видеофильмов, изготовление поделок из природного материала, вторичная переработка отходов промышленности, наблюдения за растениями, уход за растениями, выполнение проектов.
Прогнозируемые результаты
Личностностные
- формирование представления о целостном, гармоничном развитии мира;
- умение доводить работу до конца;
- адекватная оценка своей деятельности;
- умение формулировать свое мнение, объяснять его, отстаивать его с помощью логических аргументов самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в итоге рассуждения, обсуждения, соотносить их с самыми простыми, общими для всех людей правилами поведения (формирование основ общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях делать выбор, по какому направлению идти и какой поступок совершить (опираясь на правила поведения, законы природы и общечеловеческие ценности).
Метапредметные
Регулятивные
- учиться самостоятельно делать свою работу;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- учиться высказывать свое предположение (версию) при выборе возможных вариантов взаимодействия с природой;
- с помощью педагога и самостоятельно объяснять набор наиболее подходящих вариантов для выполнения какого-либо задания.
Коммуникативные
- умение работать в коллективе;
- уметь слушать и слышать друг друга.
- донести свое мнение до других: слушать и понимать речь и замысел других;
- уметь договариваться о правилах общения со сверстниками и взрослыми, контролировать свое поведение и следовать общепринятым правилам и нормам.
Познавательные
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
- формирование умения осознанно работать, рассуждать, высказывать свое мнение.
Предметные
По окончании обучения обучающийся должен:
Знать:
- технику безопасности, правила поведения в образовательном учреждении, в различных общественных местах;
- правила поведения в различных объектах природы;
- методику проведения определенных исследований природных объектов и явлений;
- правил здорового питания и рационального использования продуктов;
- правил приготовления и использования лекарственных растений;
- правил утилизации отходов;
- принципы построения взаимодействия со взрослыми людьми и со сверстниками при проведении групповых исследований природы;
- принципы поиска необходимой информации для проектной деятельности;
- правила изготовления скворечника.
Уметь:
- самостоятельно подбирать необходимую литературу на экологическую тему;
- самостоятельно работать с новой литературой;
- самостоятельно планировать этапы проектной деятельности;
- проводить определенные исследования объектов живой и неживой природы;
- делать выводы, оформлять и презентовать результаты проекта;
- ухаживать за комнатными растениями и растениями пришкольного участка;
- правильно выстраивать общение на экологическую тему со взрослыми людьми и со сверстниками;
- самостоятельно или с помощью взрослых изготавливать скворечник;
- вовлекать сверстников в природоохранную деятельность.
Критерии и способы определения результативности.
В работе по экологическому обучению и воспитанию большое значение имеет хорошо поставленный контроль.
Виды контроля: входная диагностика, промежуточный контроль, итоговая диагностика.
Данная программа предусматривает систематический контроль полученных знаний и умений по результатам производимых в детском объединении выставок творческих работ обучающихся, проектов, конкурсов различного уровня, викторин. Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.
Предварительный контроль или входная диагностика - выявление исходного уровня обученности и развития детей для составления программы развития детей, плана работы. Проводится в форме самостоятельной работы, тестов и викторины.
Текущий контроль – или промежуточная диагностика проводится с целью оценки качества освоения учащимися программы по итогам учебного периода (модуля) в виде теста, викторины, игры. Это проверка выполненных заданий обучающимися, корректировка ошибок в деликатной форме, а также выбор наилучших работ для последующей их экспозиции и рекомендаций участия в конкурсах. Текущий контроль включает в себя совместный выбор педагога с детьми лучшей работы, выполненной на занятии и обсуждение критериев, по которым работа названа лучшей.
Итоговый контроль или итоговая диагностика - проводится с целью оценки качества и уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы и обобщения достижений обучающихся по завершении изучаемого курса.
Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка и определить результативность усвоения программы, используются следующие формы контроля:
тест - комплекс стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально- психологические особенности личности;
опрос - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы;
игра - вид осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе;
викторина - вид игры, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
В практике работы для определения уровня и качества достигнутого результата при освоении программы обучающимися в начале учебного года проводится вводное тестирование; после каждой темы устраиваются конкурсы или тестовые задания, критерии оценки которых, разрабатываются в совместной деятельности с обучающимися; в конце каждого модуля проводится обобщающее занятие с презентациями различных работ обучающихся и стендовая демонстрация достижений за прошедший период.
Мониторинг результативности программы ведется по следующим направлениям: - мониторинг уровня сформированности теоретических знаний и практических компетенций.
Для диагностики теоретических знаний используется опрос, викторины, кроссворды, игры, загадки, анкеты, тесты, которые подбираются или составляются педагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Для диагностики практических умений и навыков (компетенций) используется проектная деятельность, конкурсы, участие в различных мероприятиях.
Дополнительным стимулом является наглядность результатов: после каждой победы в конкурсе вывешивается красочная информация с итогами. Лучшие работы обучающихся: презентации, экологические сказки публикуются на образовательных сайтах и порталах.
Еще одним стимулом к систематическим занятиям является возможность выезда лучших обучающихся на областной слет туристов и в палаточный лагерь «Молодежная планета» во время экологической смены «Форум детских экологических инициатив».
Дистанционный контроль
проводится в период невозможности очного общения в форме пересылки текстовых файлов с вопросами викторины и тестовыми заданиями, фото-, аудио- и видеофайлов по электронной почте, в группе Viber, в Скайп, на страничке сайта педагога. А также в виде обратной связи с использованием тех же ресурсов. Иногда целесообразно проводить обсуждение и решение некоторых вопросов по мобильному телефону. Этими же средствами осуществляется связь с родителями обучающихся.
Дистанционный контроль, как и очный, включает в себя предварительный контроль, текущий контроль и итоговый контроль.
Психолого-педагогическая диагностика.
Педагог совместно с психологом отслеживает начальные, промежуточные и конечные результаты обучения и развития детей по трём параметрам: интеллектуально-познавательному, творческому, эмоционально-поведенческому. Отслеживание результатов происходит с помощью следующих способов:
- поурочное наблюдение за развитием детей;
- система открытых занятий;
- во внеурочное время:
- тесты, опросы детей;
- анкетирование, опросы родителей;
- работа по индивидуальным запросам родителей.
Психолог проводит диагностику обучающихся и совместно с педагогом обсуждает полученные результаты и даёт рекомендации как педагогу, так и родителям.
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса складывается по следующим блокам:
Психологический блок: диагностика личностных особенностей и творческих способностей. Тест: методика «Память на образы», «Память на числа», метод «Диагностика невербальной креативности».
Социологический блок: социометрическая диагностика взаимоотношений ребенка в коллективе. Вопросник: «Кого бы из кружка ты хотел пригласить на свой день рождения?» методика социометрия.
Воспитательный блок: диагностика воспитанности обучающихся. Тест: Методика «Пословицы»
Образовательный блок: этапы и формы педагогического контроля по усвоению образовательной программы.
В результате реализации программы
Обучающиеся приобретут систему научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, о негативных изменениях в природе в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; научатся проводить экологический мониторинг в окружающей среде;
приобретут опыт использования методов биологической науки, проведения несложных химико-биологических экспериментов для изучения живых организмов.
У обучающихся будут сформированы убеждения
- о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- о взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Обучающиеся получат освоение социального опыта, погружения в экологические профессии, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения.
У обучающихся сформируется готовность к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда.
Произойдет формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и формирование экологической культуры.
Разовьются важные качества личности:
- повысится гражданская позиция обучающихся школы;
- увеличится количество учащихся желающих и умеющих работать в коллективе и брать на себя ответственность за принятые решения и результаты деятельности;
- обучающиеся приобретут навыки организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике;
- научатся планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
- повысится уровень культуры деловых отношений;
- появится пакет творческих и социальных проектов.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания
Существуют традиционные и активные, инновационные методы. Но все они будут эффективными только на основе системно-деятельностного подхода к воспитанию. Наиболее действенным средством экологического воспитания является постоянно обновляющаяся разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Природоохранительная деятельность школьников играет особо важную роль. Она включает в себя:
- борьбу с мусором;
- изготовление кормушек и скворечников для птиц;
- подкормку животных и спасание животных, попавших в беду;
- установку табличек в местах распространения охраняемых растений;
- предупреждение дурных поступков в природе и борьбе с ними, участие в акциях "зеленая листовка";
- улучшение качества окружающей среды (озеленение школьного помещения, создание школьной клумбы, прополку сорной травы на пришкольном участке, борьбу с порослью диких деревьев в школьном саду);
- пропаганду и разъяснение идей охраны природы (беседы с одноклассниками, друзьями во дворе, родителями, взрослыми соседями, изготовление плакатов, выпуск стенгазет и листовок);
- сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
- поиск способов вторичного использования упаковочных материалов для экономного использования природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей среды;
- участие в различных научно-исследовательских и творческих проектах и конкурсах экологической направленности.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Направления, по которым осуществляется реализация программы:
I. Формирование экологической культуры детей и подростков
I.1. Экологическое просвещение
I.2. Социально значимая деятельность
I.3. Инновационная деятельность
I.4. Социальное партнерство
I.5. Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность
II. Формирование профессиональных намерений воспитанников.
II.1. Профориентационная направленность
Все эти направления совместной деятельности детей и взрослых дают возможность формирования системы базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. (Концепция).
Без духовно-нравственного воспитания невозможно формирование полноценной личности, а значит и полноценного профессионала, исследователя.
Педагог объединения «Экология. Зеленый мир вокруг нас» не должен ограничиваться только чисто учебной и организационной работой. Следует учитывать, что всевозможные массовые мероприятия, в которых участвуют обучающиеся (экскурсии, походы, концерты, защита проектов, встречи с интересными людьми, чаепитие с родителями и участниками других объединений), ведут к сплочению коллектива, выработке у ребят чувства товарищества взаимопомощи.
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы: организация встреч с интересными людьми, организация конкурсов и соревнований, походов и экскурсий в уголки природы родного края, вечера отдыха.
Программа «Экология. Зеленый мир вокруг нас» построена на основе изучения растений Самарской области и тесно связана с краеведением, это поможет обучающимся лучше и осознаннее осваивать программу основной школы.
Учебный план ДОП «Экология. Зеленый мир вокруг нас»
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
«Растения и их значение» | 68 | 24 | 44 | |
«Зеленая аптека» | 46 | 14 | 32 | |
«Флора самарского края» | 30 | 6 | 24 | |
ИТОГО | 144 | 40 | 104 |
Модуль «Растения и их значение»
Цель: Пробуждение творческой активности и любви к природе через формирование биологических знаний, умений и навыков.
Задачи:
- Ознакомление с классификацией живых организмов.
- Формирование представлений о целостном, гармоничном развитии мира;
- Изучение техники безопасности, правил поведения в образовательном учреждении, в различных общественных местах;
- Изучение правил поведения в различных объектах природы;
- Изучение правил здорового питания и рационального использования продуктов и утилизации отходов;
- Освоение принципов построения взаимодействия со взрослыми людьми и со сверстниками при проведении групповых исследований природы;
- Освоение принципы поиска необходимой информации для проектной деятельности.
Результативность:
Обучающиеся должны знать технику безопасности, правила поведения в образовательном учреждении, правила поведения в лесу, парке и других объектах природы, правила здорового питания, возможные способы утилизации отходов, смысл экологических понятий;
- уметь проводить наблюдения за объектами и явлениями природы, подбирать с помощью педагога необходимую литературу на экологическую тему, правильно оперировать биолого-экологическими понятиями, проводить простейшие исследования объектов неживой природы и растений, оформлять результаты наблюдений и исследований, делать выводы, ухаживать за комнатными растениями.
По завершении модуля «Растения и их значение» обучающийся выполнит гербарий растений нашего края, изготовит творческую поделку из природного материала, познакомится с разнообразием видов растений, проведет простейшее исследование и оформит результаты наблюдений и исследований сможет доказать, что растение – живой организм.
Учебно–тематический план модуля «Растения и их значение»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. | 18 | 8 | 10 | Входящая диагностика, наблюдение. |
2 | Дикорастущие и культурные растения | 18 | 8 | 10 | Наблюдение, выставка работ и рисунков. |
3 | Пищевые растения | 16 | 4 | 12 | Наблюдение, выставка работ и фотографий |
4 | Украшение Земли | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, выставка работ и фотографий |
5 | Обобщение | 2 | 0 | 2 | Тест «Растения и их значение» |
Итого: | 68 | 24 | 44 |
Содержание модуля «Растения и их значение»
Тема №1. Введение.
Теория
Беседа о содержании работы объединения: цели и задачи объединения «Экологи», режим и расписание занятий; правила поведения на занятиях и в Центре; выставка работ детей предыдущих лет; просмотр фотоальбомов, специальной литературы.
Материалы, инструменты и приспособления для исследования природы: инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене на занятиях.
Природа живая и неживая. Признаки живого. Царства живой природы. Растение - живой организм. Жизненные формы растений. Многообразие видов растений. Знакомство с классификациями растений. Из чего состоят растения. Клеточное строение растений. Хлорофилл - зеленый пигмент растений. Фотосинтез. Значение растений в природе и для человека.
Практика
Организация рабочего места и этапов работы. Работа с литературой. Знакомство с растениями нашей местности. Распознавание деревьев по листьям и силуэтам. Гербарий. Работа со справочниками. Изготовление поделок из природного материала.
Тема №2. Дикорастущие и культурные растения
Теория
Классификации растений. Растения дикорастущие и культурные. Дикорастущие растения пришкольного участка. Деревья, кустарники, травы. Лиственный лес. Хвойный лес. Значение леса в природе и для человека. Культурные растения и их классификация. Овощные и фруктовые культуры. Злаки. Ягодные растения. Декоративные растения.
Практика
Техника безопасности на экскурсии. Знакомство с растениями нашей местности. Распознавание деревьев по листьям и силуэтам. Гербарий. Работа со справочниками и определителями растений. Работа с лупой. Лес в народном творчестве. Правила поведения в лесу, заповеднике и др. уголках природы. Ядовитые растения нашего края. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Тема №3. Пищевые растения
Теория
Значение растений. Дары леса. Сады Самарской области. Что растет на даче. Овощи. Фрукты. Злаки. Ягодные растения. Витамины в корзинке. Переработка плодов. Правильное питание. Пищевые отходы.
Практика
Буклет «Группы культурных растений». Составление меню на день.
Тема №4. Украшение Земли
Теория
Декоративные растения. Строение цветка. Тенелюбивые и светолюбивые растения. Растения дач, садов, клумб, парков города и пришкольного участка. Растения классного кабинета. Режим полива комнатных растений.
Практика
Определение растений и изготовление этикеток. Уход за растениями дома и в школе. Обработка листьев (протирание, обрезка). Подготовка почвы для растений. Компоненты почвенной смеси. Подкормка и рыхление комнатных растений. Пересадка луковичных растений. Отделение деток от материнской луковицы. Пересадка растений в горшки при густом зарастании. Подготовка семян и почвы для рассады цветов на пришкольный участок. Посев семян на рассаду.
Тема №5. Обобщение
Практика
Уход за растениями. Тест «Растения и их значение».
Модуль «Зеленая аптека»
Цель: развитие и формирование норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, посредством теории и практики с лекарственными растениями.
Задачи:
- сформировать у личности понимание единства человека и природы;
- сформировать понятие «лекарственные растения» и правила их использования;
- изучить лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека;
- сформировать комплекс норм здорового образа жизни;
- сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
- создать условия для творческой проектной деятельности обучающихся;
- повысить значимость экологического образования;
Результативность:
Обучающиеся должны знать: правила здорового питания, правила приготовления и использования лекарственных растений; виды заготовок лекарств; меры профилактики заболеваний; лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека; возможные способы утилизации отходов; принципы поиска необходимой информации для проектной деятельности;
- уметь: самостоятельно подбирать необходимую литературу на экологическую тему; изготавливать гербарий лекарственных растений; подготавливать к посадке на участке и ухаживать за рассадой лекарственных растений: календулы, ромашки, шиповника и др.; готовить лекарственный сбор.
По завершении модуля «Зеленая аптека» обучающийся выполнит тематический буклет «Лекарственные растения».
Учебно – тематический план модуля «Зеленая аптека»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Они нас любят – они нас лечат | 12 | 4 | 8 | Входящая диагностика, наблюдение. |
2 | Секреты народной медицины | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, презентация работ |
3 | Лекарственные сборы и чаи | 18 | 6 | 12 | Наблюдение, тестирование. |
4 | Обобщение | 2 | 0 | 2 | Презентация тематического буклета. |
Итого: | 46 | 14 | 32 |
Содержание модуля «Зеленая аптека»
Тема №1. Введение. Они нас любят – они нас лечат
Теория
Лекарственные растения Самарской области. Травянистые лекарственные растения: подорожник, мята, тысячелистник, календула, зверобой, шалфей, полынь, пижма, ромашка, девясил. Лекарственные растения - кустарники. Малина, смородина, шиповник, черника, барбарис - и вкусно и полезно. Лекарственные растения - деревья. Липа, дуб, береза, сосна, пихта, кедр. Лекарственное действие растительных соков: березовый, апельсиновый, свекольный, морковный и др.
Практика
Лекарственные растения пришкольного участка. Гербарий лекарственных растений. Презентация-викторина «Лекарственные растения». Лекарства в корзинке.
Тема №2. Секреты народной медицины:
Теория
Народные лекарства: тыква, кабачки, огурцы, томаты, дыня, арбуз. Профилактика заболеваний (лук, чеснок, лимон). Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. Способы приготовления лекарственных препаратов. Формы лекарственных препаратов из растений: настой, настойка, чай, отвар, мази. Наружное и внутреннее применение.
Практика
Подготовка к посадке на участке лекарственных растений: посев на рассаду календулы, ромашки, шиповника. Буклет «Лекарственные растения».
Тема №3. Лекарственные сборы и чаи
Теория
Заготовка трав. Время сбора, хранение зеленой массы. Заготовка ягод. Способы консервирования и др. виды заготовок: сушение, варенья, компоты, заморозка. От каждой хвори - своё растение. Травяные чаи. История чаепития на Руси. Как пьют чай в разных странах. Лекарственные сборы. Аптечные лекарственные сборы: почечный чай, противоглистный сбор, грудной сбор и др.
Практика
Презентация «Лекарственные чаи и напитки». Культура чаепития. Урок - чаепитие «Лекарственные растения». Конкурс экологических сказок. Уход за рассадой лекарственных растений: календулы, ромашки, шиповника и др.
Тема №4. Обобщение
Практика
Экскурсия на станцию юных натуралистов.
Модуль 3: «Флора самарского края»
Цель: повышение гражданской позиции обучающихся, укрепление любви к своей малой Родине через изучение и понимание уникальности флоры самарского края, умение применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
- реализовывать государственную политику в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
- сформировать чувство личной ответственности за состояние растений своей Малой родины;
- содействовать нравственному, патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;
- сформировать у личности понимание единства человека и природы;
- сформировать ценностное отношение к природе малой Родины;
- развить интерес обучающихся к исследованию различных форм растений, произрастающих на пришкольном участке и на территории Самарской области;
- на основе литературных данных и Интернет-ресурсов изучить различные формы растений, произрастающих на территории самарского края;
- изучить лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека;
- изучить редкие виды растений Среднего Поволжья, занесенные в Красную книгу и растения-эндемики самарского края;
- определить по справочникам и определителям растений виды дикорастущих растений пришкольного участка.
Результативность:
Обучающиеся должны знать редкие виды растений Среднего Поволжья, занесенные в Красную книгу и растения-эндемики самарского края; лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека; основные принципы и правила проектной деятельности;
- уметь использовать литературные данные и Интернет-ресурсы для углубления знаний о различных формах растений, произрастающих на территории Самарской области;
определять растения по справочникам и определителям; планировать и осуществлять проектную деятельность; презентовать свой проект среди товарищей по творческому объединению и на конкурсах различного уровня.
По завершении модуля «Флора самарского края» обучающийся выполнит мини-проект «Флора самарского края» и поучаствует в презентации индивидуального проекта, в итоговой выставке объединения, увидит работы своих товарищей и примет участие в экскурсии на станцию юных натуралистов.
Учебно – тематический план модуля «Флора самарского края»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Охраняемые территории нашего края | 18 | 4 | 14 | Наблюдение, тест, доклады. |
2 | Красная книга растений Самарской области | 10 | 2 | 8 | Защита мини-проекта «Флора самарского края». |
3 | Обобщение | 2 | 0 | 2 | Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
Итого: | 30 | 6 | 24 |
Содержание модуля «Флора самарского края»
Тема №1. Охраняемые территории нашего края
Теория
Редкие виды растений, произрастающих на территории Самарской области. Охраняемые территории. Заповедники, заказники. Национальные парки.
Практика
Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами. Подготовка докладов о редких растениях, произрастающих на территории Самарской области. Просмотр презентации «Охраняемые территории родного края. Обсуждение. Рефлексия.
Тема №2. Красная книга растений Самарской области
Теория
Редкие виды растений Среднего Поволжья. Растения, занесенные в Красную книгу. Растения-эндемики самарского края. Планирование творческого мини-проекта. Разработка авторского проекта. Разные формы презентации проектов.
Практика
Тематическая папка: «Гербарий растений нашего края». Оформление и презентация собственного проекта. Представление фотографий этапов работы или электронная презентации своего проекта. Самооценивание, взаимооценивание, обсуждение, рефлексия.
Тема №3. Обобщение
Практика
Экскурсия на станцию юных натуралистов. Подведение итогов. Обобщение пройденного за учебный год.
При дистанционном обучении в период невозможности очного общения с обучающимися, занятия для детей проводятся в соответствии с календарно-тематичееским планированием с применением Интернет-технологий. Используются такие ресурсы для передачи информации, как:
- электронная почта (для пересылки текстовых файлов, фото-, аудио- и видеофайлов);
- группа в Viber (для передачи текстовых и аудио-сообщений, а также видеороликов);
- страничка сайта педагога (для организации просмотра фрагмента занятия на определенную тему, подготовленного и записанного педагогом ранее);
- Скайп-конференция (для проведения фронтальной беседы с детьми или родительского собрания)
Обратная связь с обучающимися и их родителями осуществляется с использованием тех же ресурсов. В некоторых случаях целесообразно проводить обсуждение и решение определенных вопросов по мобильному телефону.
Материальная база (оборудование).
Микроскоп, ученические лупы, набор для исследования природы «Пчелка У» (био), индикаторные полоски, трафареты, карточки и плакаты с изображением объектов природы, тематические гербарии, тематические папки: «Гербарий растений нашего края», «Растения и бионика», «Сборник тестов для детей по экологии», набор электронных пособий: видеофильмы, презентации, интерактивные игры.
Ресурсное обеспечение программы: материально-техническое, информационно-методическое, организационное.
Структура проведения занятий
- Организационный момент (организация рабочего места: выбор материалов, инструментов).
- Процесс творческого настроя (объяснение и раскрытие темы педагогом, коллективное обсуждение темы с обучающимися, вводная беседа).
- Творческий процесс (планирование работы, плавный переход непосредственно к практической деятельности).
- Гимнастика для пальцев и кистей рук, физкультминутка.
- Продолжение практической части.
- Творческая оценка. Коллективное рассматривание выполненных работ, взаимооценка, анализ работы.
- Уборка рабочего места.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
При реализации данной программы используются различные формы и методы обучения. Проводимое занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и помощью комбинирования нескольких. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог дополнительного образования. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников: возрастных, психофизиологических особенностей, возможностей материально-технической базы обучения.
Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы:
Вербальные и словесные: сказка, рассказ, объяснение, инструктаж, беседы, дискуссия, диалог (диалог педагога дополнительного образования с воспитанниками, диалог воспитанников друг с другом).
Метод практической работы: игровой метод, упражнения, самостоятельная работа, учебно-производительный труд: творческие задания, изготовление панно, коллажей, картин, композиций, поделок из природного материала.
Методы наблюдения: самостоятельные (по рекомендации педагога) экскурсии детей и родителей на станцию юннатов, в музеи, сады, парки города).
Наглядные методы: демонстрация и показ наглядных материалов: рисунки, плакаты, журналы, репродукции, фотографии, видеоматериалы, демонстрация натуральных объектов.
Дистанционные методы: взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность (электронная почта, Скайп, Телеграмм, Вайбер).
Методы воспитания: беседы, метод примера, наблюдение, педагогическое требование, анализ результатов, поощрение.
Репродуктивные методы: работа по шаблонам.
Методы педагогической драматургии: это особая атмосфера кабинета, украшенного детскими работами; поэзия и наглядный ряд, сопровождающие объяснения педагога, игровые, сказочные и музыкальные моменты занятия, занятия на улице.
Метод свободы в системе ограничений: работа детей по заготовкам, частично изготовленными или намеченными педагогом, с последующим индивидуальным ее развитием в рамках заданной темы.
Проблемно-поисковые методы: изготовление изделий по собственному замыслу.
Метод единства восприятия и созидания: этот метод используется на каждом занятии детского объединения, так как, просматривая зрительный ряд, слушая объяснения педагога, работая самостоятельно над практическим заданием, ребёнок переживает, осознает каждую тему, проходя путь от восприятия к созиданию, становясь духовно богаче от занятия к занятию.
Метод коллективного обсуждения: детских работ, фотоколлекций по теме занятия, великих произведений живописи и искусств, сказок.
Метод опоры на личный опыт ребёнка в образовательном процессе: эмоциональный, зрительный, коммуникативный.
Формы организации учебно-воспитательного процесса
- познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;
- словесные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
- подвижные игры, физкультминутка – проводятся для смены деятельности на занятиях;
- викторины, тесты – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
- метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по предложенным схемам;
- рисование объектов природы - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, воспитания патриотизма;
- сказка, дискуссия.
Основные педагогические принципы образовательного процесса:
- систематичность проведения занятий на базе Центра и школ;
- постепенность и непринужденность в развитии природных данных и способностей обучающихся;
- логика в построении всего процесса обучения в целом, последовательность в нарастании нагрузок и технических трудностей.
Образовательные технологии
1.Традиционная педагогическая технология
Обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения; группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; занятие, как правило, посвящено одному конкретному заданию и теме, в силу чего обучающиеся на занятии работают с одним и тем же материалом; работой руководит педагог, оценивающий результаты обучения.
2. Личностно - ориентированные технологии обучения находят свое отражение в обращении внимания педагога во время занятий на процесс работы каждого обучающегося, в развитии его талантов и способностей. В центре - личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий развития, реализации ее природных возможностей и потенциалов.
3. Педагогика сотрудничества также находит свое отражение в образовательном процессе и определяется следующими критериями:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке творчески и всесторонне развитого человека путем раскрытия его личностных качеств;
- создание условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
- идеал обучения и воспитания – самообучение и самовоспитание.
4. Игровые технологии реализуются в рамках программы в виде подвижных игр и творческих заданий, соревнований или состязаний. Игра является как средством общения, так и средством обучения в накоплении жизненного опыта.
5. Технологии развивающего обучения - в образовательном процессе по программе наряду с передачей конкретных знаний и умений уделяется большое внимание процессу интеллектуального и эстетического развития ребенка.
6. Здоровьесберегающие технологии – систематическое выполнение физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни; выработка осанки.
Дидактическое обеспечение
Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.
- Наглядные пособия, демонстрационные материалы: фото и видеоряд, различные образцы рисунков, трафареты, печатный материал: книги, журналы, картинки.
- Учебные пособия для детей (литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы с родителями).
- Методические рекомендации и пособия для педагога (методическая литература для теоретических и практических занятий).
- Копилка электронных ссылок на Интернет-ресурсы для дистанционного обучения.
Кадровое обеспечение:
Для реализации данной программы педагогу дополнительного образования необходимо владеть основами педагогики, психологии, естественных наук и изобразительного творчества.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо обеспечение следующих условий:
- наличие помещения для занятий;
- наличие необходимого оборудования (столы, стулья, доска, жалюзи, шкаф для хранения книг и журналов, стеллаж для работ учеников, компьютер, принтер);
- наглядный материал (репродукции картин, фото и видеоряд, работы, выполненные учениками, загадки, стихи, рассказы, игры для развития, альбомы с иллюстрациями);
- наличие материалов для выполнения работ (бумага белая и цветная, ножницы, пенал, канцтовары);
- занятия проводятся в отдельном кабинете, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, в котором имеются образцы работ, действующая выставка творческих работ, литература по данному направлению работ, информационный материал;
- большое воспитательное значение имеют порядок в кабинете, правильно организованные места;
- для дистанционного обучения необходим персональный компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет, или соответствующий мобильный телефон.
Взаимодействие с родителями:
Одним из важных моментов на сегодняшний день является совпадение целей педагога и родителей обучающихся в отношении развития ребенка. Следовательно, для выполнения этих целей должна быть проведена усиленная совместная работа. В начале учебного года педагог встречается с родителями, знакомит их с презентацией учебной программы, с правилами и требованиями администрации данного учреждения к воспитанникам. В течение года с родителями проводится не менее двух собраний, на которых обсуждается план развития взаимодействия между педагогом, детьми и родителями. Педагогом проводится анкетирование.
На любом из очных занятий, по желанию и согласованию, могут присутствовать родители, так же они могут активно участвовать в подготовке и проведении праздников, викторин.
Взаимодействие с родителями может быть, как индивидуальным, так и коллективным. Одна из задач - привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми в процессе работы на занятиях в центре. Сближение педагога, детей и родителей также может проявиться в экскурсионно-просветительской работе, совместное посещение мастер-классов, выставок декоративно-прикладного творчества, возможно, театральных постановок на тему природы, русской культуры и её традиций.
Связь с родителями постоянно осуществляется посредством очного индивидуального и группового общения, выступления педагога на родительском собрании, совместном собрании родителей и детей, телефонов домашней и мобильной связи.
В период невозможности очного общения (карантин, нерабочие и праздничные дни) связь с родителями осуществляется в форме телефонных звонков, использования дистанционных средств связи: электронной почты, Скайп, Вайбер, Телеграмм, пересылки текстовых файлов с вопросами и рекомендациями, отправки электронных аудио- и видеофайлов, созданных педагогом, ссылок на Интернет-ресурсы и т. д.
Литература для педагога
- Благовещенская Н.В. Программа экологического воспитания для школьников.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность школьников. М., 2012.
- Вострухина Т.Н., Кодрыкинская JI.A. Знакомим с окружающим миром детей 10 лет. М., Сфера, 2011.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе». - М.: Просвещение, переиздан, 2005.
- Колбовский Е.Ю. «Изучаем природу в городе» Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития. 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
- Коростелёв Н.Б. «Воспитание здорового школьника»: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
- Кузнецова М.А. «Сказания о лекарственных растениях»: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, переиздан, 2011 - 243 с.
- Литвинова Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников»: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
- Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия с детьми школьного возраста. Интеграция художественной и познавательной деятельности школьника. М., Сфера, 2011.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания школьника.
- Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде», Санкт - Петербург,ИД «Литера», 2006.
- Хасанов А.Г. «Занимательная биология». Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.
- Чередниченко И.П. «Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность», Волгоград, «Учитель», 2010.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М.: Просвещение, 1986
- Школенко Ю.А.. «Эта хрупкая планета». М., Мысль, 1988 г.
- Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей [Текст] / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. - 491 с.
- Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.
Литература для обучающихся и родителей:
- Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.
- Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
- Плешаков, А.А. Зеленые страницы: учебн. пособие / А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2008.
- Плешаков, А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: учебн. пособие / А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2009.
- Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.
- Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
- Энциклопедия для детей. Биология, под ред. М.Д. Аксёновой - М., Аванта, 2001
Ссылки на образовательные Интернет-ресурсы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ
- Телеканал "Карусель" - http://www.karusel-tv.ru/.
- Детский семейный образовательный телеканал "Радость моя" - http://www.radostmoya.ru/project/.
- Телеканал "Просвещение" - http://www.prosveshenie.tv/tvshows.
- Первый образовательный общероссийский канал - http://www.sgutv.ru/telecasts.htm, http://www.youtube.com/user/1educationtv.
- Школьник TV - http://www.tvshkolnik.ru/show.
- Семейный телеканал "Знание" - http://www.znanietv.ru/.
- Каталог видео канала "Россия" по теме "Образование" - http://rutv.ru/brand/brandlist/block id/101.
- Телевизионная развлекательно-познавательная программа канала СТС "Галилео" - http://www.galileo-tv.ru/glossary.
БИБЛИОТЕКИ
- Самарская областная научная библиотека - http://www.lib.smr.ru/.
- Российская государственная детская библиотека - http://www.rgdb.ru/.
- Российская государственная библиотека для молодёжи - http://www.rgub.ru/
Оцифрованная коллекция материалов Национальной электронной детской библиотеки -
ЭНЦИКЛОПЕДИИ и ВИДЕОУРОКИ
- Энциклопедия "Мир природы" (включает иллюстрированное описание объектов живой и неживой природы, правила поведения в различных ситуациях, коллекцию притч и т.д.) - http://worldofnature.ru/mir-na-ladoshke?view=section&id=22.
- Сайт "Хочу всё знать" - http://dreval.info/home.html.
- Сайт "ИнтернетУрок.ру" - http://interneturok.ru/ru/
- Библиотека притч на сайте энциклопедии "Мир природы" - http://worldofnature.ru/literatura?view=section&id=9.
- Сайт "Хочу всё знать" - http://dreval.info/home.html.
Приложение
Оценочные материалы по программе
Теоретическая подготовка
Теоретические знания по темам программы и владение терминологией программы
Минимальный уровень(1 балл) –обучающийся избегает употреблять термины и владеет ими менее чем на половину объема знаний, предусмотренной программой.
Средний уровень (2 балла) – совмещает специальную терминологию с бытовой. Объем знаний составляет более половины объема знаний, предусмотренной программой.
Высокий уровень (3 балла)–специальные термины употребляет осознанно, освоен весь объем знаний.
Практическая подготовка
1.Практические умения и навыки.
Минимальный уровень(1 балл) – обучающийся владеет менее чем на половину предусмотренных программой умений и навыков.
Средний уровень (2 балла) – объем усвоенных умений и навыков составляет более половины.
Высокий уровень (3 балла) – обучающийся овладел всеми умениями и навыками.
2.Владение оборудованием.
Минимальный уровень(1 балл) – обучающийся испытывает затруднения при работе с оборудованием.
Средний уровень (2 балла) – работает с оборудованием с помощью педагога.
Высокий уровень (3 балла) – работает с оборудованием самостоятельно.
3.Творческие проявления.
Минимальный уровень(1 балл) – обучающийся испытывает затруднения при работе с оборудованием.
Средний уровень (2 балла) – работает с оборудованием с помощью педагога.
Высокий уровень (3 балла) – работает с оборудованием самостоятельно.
4.Аккуратность в работе.
Минимальный уровень(1 балл) –работа выглядит неопрятно
Средний уровень(2 балла) – работа выполнена с небольшими недочетами.
Высокий уровень(3 балла) – работа выполнена на высоком уровне с эстетической точки зрения.
5.Самостоятельность в работе.
Минимальный уровень(1 балл) – отсутствие навыка самостоятельного применения приемов работы.
Средний уровень(2 балла) – самостоятельное применение приема на уровне умения.
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельное применение приема на уровне навыка.
Личностная подготовка
1.Умение работать с литературой.
Минимальный уровень (1 балл) – испытывает серьезные затруднения при работе с литературой и нуждается в помощи педагога.
Средний уровень (2 балла) – работает с литературой с помощью педагога.
Высокий уровень (3 балла) – работает с литературой самостоятельно, не испытывает никаких затруднений.
2. Умение пользоваться компьютерными программами.
Минимальный уровень (1 балл) –не использует в своей деятельности компьютер.
Средний уровень (2 балла) – работает с компьютером, но иногда нуждается в помощи педагога.
Высокий уровень (3 балла) – работает с компьютером самостоятельно, владеет программами Microsoft Word Power Point в работе.
3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.
Минимальный уровень (1 балл) – испытывает серьезные затруднения при работе и нуждается в помощи педагога.
Средний уровень (2 балла) – работает с источниками и предметами исследования с помощью педагога.
Высокий уровень (3 балла) – осуществляет исследовательскую деятельность самостоятельно, не испытывает никаких затруднений.
4.Умение выступать перед аудиторией
Минимальный уровень (1 балл) – испытывает серьезные затруднения и отказывается выступать перед аудиторией.
Средний уровень (2 балла) – выступает перед аудиторией, но испытывает некоторые затруднения.
Высокий уровень (3 балла) – охотно выступает перед аудиторией, не испытывает никаких затруднений.
Предметные достижения.
Участие в выставках и конкурсах
Минимальный уровень (1 балл) - участвует в выставках и конкурсах внутри учреждения.
Средний уровень (2 балла) – участвует в муниципальных выставках и конкурсах.
Высокий уровень (3 балла) – участвует в региональных выставках и конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по надомному обучению по математике (базовый уровень) 4 класс
Рабочая программа по надомному обучению по математике (базовый уровень) 4 класс...
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровень) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровент) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...
Рабочая учебная программа по немецкому языку 4 класс (базовый уровень)
РУП составлена по ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику основных видов деятельности учащихся(УУД)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА», 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа для 3 класса по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «МАТЕМАТИКА», 4 класс, базовый уровень
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе примерной программы по математике в соответствии с Федеральным государственным образовател...
Рабочая программа по математике для 2 класса (базовый уровень)
Программа составлена к УМК "Школа России", расчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование и моделирование» (базовый уровень)
Конструирование и моделирование - это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, это познавательный процесс формирования у учащихся базовых ...