Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе. | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности». В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
- Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
- Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки.
Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
Принцип гуманистической направленности
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
Принцип системности
Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности;
- основными компонентами организуемой;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Принцип вариативности
В образовательном учреждении используется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней.
Принцип креативности
Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
Принцип успешности и социальной значимости
Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Реализация внеурочной деятельности в современной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности.
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности считают, что в школе целесообразно использовать такие виды деятельности:
1) игровую деятельность;
2) познавательную деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
7) трудовую (производственную) деятельность;
8) спортивно-оздоровительную деятельность;
9) туристско-краеведческую деятельность.
Перечисленные формы внеурочной деятельности в современной школе должны способствовать формированию:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников.
Для организации внеурочной деятельности необходимо взаимодействие:
- со школой;
- с учреждениями дополнительного образования;
- учреждениями культуры и спорта;
- средствами массовой информации.
Внеурочная деятельность играет важную роль в духовно-нравственном воспитании детей:
- удовлетворяется потребность в общении;
- учатся самовыражаться;
- самоутверждаются в коллективе сверстников;
- создаются благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;
- развиваются творческие способности.
Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности, учителя нашей школы проводят классные часы по духовно-нравственному воспитанию, посещение школьной библиотеки и детской библиотеки, посещение музея, выставок в шк, экскурсии в природу, экологическая акция «Покорми птиц зимой!», организация выставок поделок и рисунков и т.д.
В результате реализации программы и проведения мероприятий, при выходе из начальной школы мы должны получить выпускника со следующими личностными характеристиками:
- Любящего свой народ, свой край и свою Родину
- Уважающего и принимающего ценности общества
- Любознательного
- Готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
- Доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
- Выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, формирования идентичности гражданина России , воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, развития творческих способностей и формирования основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир». Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы
Цель обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, толерантного гражданина России.
Задачи :
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре разных народов;
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализуется в течение одного учебного года (34 ч). Занятия проводятся один раз в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, ответы товарищей;
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме.
Содержание курса внеурочной деятельности «Дорогою добра»
1.“Я и я”.
Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой режим дня. Азбука безопасности на улицах и дорогах. Правила культурного общения со взрослыми, сверстниками. Подготовка сообщения о своих увлечениях. Воля и выдержка, как воспитать в себе эти качества. Здоровый образ жизни - мой образ жизни. Диагностика.
2.“Я и семья”.
Формирование гражданского отношения к своей семье. Рассказы о мамах. Рассказы о защитниках Отечества - членах семьи. Конкурс чтецов, выставка рисунков, творческие мастерские.
3.“Я и культура”
Формирование отношения к искусству. Музеи родного края. Народные традиции. Любимые книги. Экскурсии в музеи.
4.“Я и школа”
Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. По каким правилам мы живем в школе? История школьной формы.
5.“Я и мое Отечество”
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Символы родного края (герб, флаг). Люди, прославившие родной край. Мы и наши права. 4 ноября – День народного единства. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского Союза – наши земляки. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, виртуальные экскурсии. Выпуск стенгазеты «День Победы». Коллективный творческий проект «Праздник Победы».
6.“Я и планета”
Формирование гражданского отношения к планете Земля. Наблюдения в природе. Знай и люби свой край. Экология нашего края. Животные из «Красной книги». Обсуждение экологических проблем. Ознакомление с заповедниками России. Виртуальные путешествия по заповедным местам.
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Дорогою добра» в 2 классе на 2022-2023 учебный год
Всего 34 часа
№ | Тема | Характеристика деятельности | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
1 | Урок Победы. | Обсуждать, какое значение для людей имеет мир. | сентябрь | 02.09 |
2 | Правила школьной жизни «Пусть будет добрым ум у вас…» | Обсуждать правила поведения в школе, взаимоотношения с взрослыми, сверстниками | 10.09 | |
3 | Азбука безопасности на улицах и дорогах. «Добрый пешеход». | Изучать и выполнять правила дорожного движения | 17.09 | |
4 | День освобождения Смоленщины. Герои Советского Союза. | Изучение истории родного края. Экскурсия в музей, презентация. | 24.09 | |
5 | «Ты - частица родимой Смоленщины». | Знакомство с символикой Темкинского района, достопримечательностями. | октябрь | 01.10 |
6 | Прогулка по осеннему саду | Наблюдать за природой и делиться увиденным. | 08.10 | |
7 | Режим дня второклассника. | Составлять и анализировать режим дня, обсуждать пословицы об отношении людей к рабочему и свободному времени. | 15.10 | |
8 | 4 ноября – День народного единства. | Изучение истории родной страны. Виртуальная экскурсия | 22.10 | |
9 |
Праздник первой оценки. | Классный праздник. Выяснение значения оценки в жизни второклассников. Выступление с концертной программой перед родителями. Родители и учительница поздравляют детей. Вручение медалей-талисманов и призов. | ноябрь | 05.11 |
10 | Экологическое мультпутешествие. | Обсуждение экологических проблем. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов экологической тематики. | 12.11 | |
11 | Мы и наши права. Всемирный день прав ребёнка – 20 ноября. | Обсуждение прав и обязанностей ребёнка. Встреча с работниками районной детской библиотеки и ДК. | 19.11 | |
12 | «Давайте, друзья, потолкуем о маме» | Выступление с концертной программой перед мамами и бабушками. Выставка портретов мам. Вручение мамам подарков. | декабрь | 26.11 |
13 | Викторина «Я живу в России» | Изучение прав и обязанностей граждан. Выставка рисунков. Участие в викторине | ||
14 | По заповедным местам России. | Составление маршрута путешествия по заповедным местам России. Ознакомление с заповедниками России | ||
15 | Мир моих увлечений. | Подготовка сообщения о своих увлечениях | ||
16 | Зимние праздники России | Знакомство с народными традициями. Работа в группах. Подготовка сообщений о праздниках | январь | |
17 | Зимние загадки. | Наблюдать за природой. Участвовать в конкурсе загадок | ||
18 | Воля и выдержка | Ознакомление с понятиями воля и выдержка. Анализировать свое поведение | ||
19 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Изучать историю своей страны. Презентация | февраль | |
20 | История моей школы. | Ознакомление с историей школы. | ||
21 | Защитники Отечества в моей семье. | Ознакомление с историей празд-ника. Рассказы о родных, слу-живших в армии. Изготовление подарков. | ||
22 | Светофор здоровья | Формулировать и обсуждать правила здорового образа жизни. | ||
23 | Праздник 8 Марта. Готовим подарки . | Изготавливать подарки к празд-нику. Участвовать в конкурсе | март | |
24 | Наш край в годы войны. Огненная деревня | Изучать историю родного края. Экскурсия в музей | ||
25 | Путешествие по Книжному царству | Участвовать в игре, сотрудничать в группе | ||
26 | Герой Советского Союза Г. В.Громов. Его имя носит школа. | Изучать биографию Г.В.Громова. Рассказывать о жизни и деятельности Громова. | апрель | |
27 | Космические дали (конкурс рисунков) | Участвовать в конкурсе рисунков. | ||
28 | Голубая планета Земля | Рассказывать о своей планете, обсуждать экологические проблемы | ||
29 | « Ежели вы вежливы» | Обсуждать правила поведения, отношение к взрослым, сверстникам. | ||
30 | Фронтовые письма | Изучать историю страны. Писать сочинение- письмо | ||
31 | День Победы | Подготовка праздника. Выпуск стенгазеты | май | |
32 | Игра «Светофорик». | Изучать правила дорожного дви-жения. Сотрудничать в группе. | ||
33 | Знай и люби свой край. Викторина | Рассказывать о своей малой ро-дине, читать стихи, петь песни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Одной из задач деятельности современного учителя является необходимость социализировать детей к жизни и культуре нашего общества. В этом педагогу помогает работа по различным направлениям ...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...
«Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению »
Организация внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению ( реализация программы "Образ Родины")....
«Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе...
Особенности организации внеурочной деятельности в формировании ключевых компетенций выпускников начальной школы
Органтзация внеурочной деятельности соглсноучебного плана начального общего образования...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
" Опыт организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию"
В статье представлены перечень проведённых мероприятий учителем по духовно-нравственному воспитанию с классом....