Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_raboty_s_roditelyami_v_usloviyah_fgos_novogo_pokoleniya.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…»
Таким образом, одними из важных условий реализации ФГОС являются участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.
Отсюда, основная цель работы образовательного учреждения с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
В организации совместной работы школы и родителей можно выделить 3 основных направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- Участие родителей в управлении школой
Направления взаимодействия | Виды деятельности | Содержание деятельности |
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
|
Стартовая диагностика, изучение семей обучающихся | - сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус); - диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся; - диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе; - индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях; |
повышение педагогической и психологической грамотности | - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения; - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта; - изучение закономерностей развития ребенка; - содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; - встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники); - работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов; - рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-методических комплектов. | |
изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике. | - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей; - изучение Конвенции ООН о правах ребенка; - изучение Закона РФ “Об образовании”; - Устав образовательного учреждения - ФГОС ОО | |
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
| участие в работе советов различного уровня;
| - участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах); - организация деятельности Родительского комитета; - организация деятельности Клуба молодой семьи; - участие родительского комитета в разработке Устава школы; |
материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | - обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей; - организация благоустройства и озеленения школьного двора; - ремонт и оформление классных кабинетов; | |
Организация культурно- досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
| участие в профориентационной работе | - проведение мастер-классов по профессиональной направленности; - участие в проведении тематических классных часов; - организация экскурсий на место работы родителей |
организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся | - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях; - совместные выходы обучающихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки. | |
проведение открытых мероприятий для родителей | - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей | |
участие в проектной деятельности. | - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности; - определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов. |
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
1. Университет педагогических компетенций - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможна проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме веб семинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.
2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.
3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
5. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
6. Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
7. Тренинг – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
8. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.
9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
10. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
11. Родительское собрание
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
В материале представлен личный опыт работы педагога по организации и проведению внеурочной деятельности в начальной школе....
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
В презентации представлен опыт учителя по организации и проведению внеурочной деятельности в начальной школе....
Развивающие возможности технологии ЛЕГО - конструирования в работе с детьми школьного возраста в условиях реализации обновленного ФГОС
Выступление на августовской конференции. Данный доклад показывает о необходимости развивать детей с помощью конструктора "Лего"....
Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации обновленных ФГОС
Приоритеты воспитания в системе образования г.о. Жуковский в условиях реализации обновленных ФГОС...
Доклад на тему "повышение эффективности и качества образования в начальной школе ув условиях реализации обновленных ФГОС НОО"
доклад на МО учителей начальных классов района...
Выступление на семинаре по теме : «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС»
Доклад по теме «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
выступление на методсовете о работе по формированию функциональной нрамотности...