Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми
статья (4 класс)
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно освоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Аршинова,
заведующий, учитель-логопед
МОУ «СОШ №2» СП «Центр ПМСС» , г.Коряжма
Г.Г.Чупракова,
руководитель ТПМПК, педагог-психолог
МОУ «СОШ №2» СП «Центр ПМСС» , г.Коряжма
Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество
детей с особыми образовательными потребностями
через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно освоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.
В нашем городе нет реабилитационного центра, но есть Центр психолого-медико-социального сопровождения, в котором родители и дети получают необходимую помощь.
Проведя опрос семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросу организации совместного досуга, мы сделали следующие выводы: 82% родителей вынуждены постоянно находиться с ребенком (это матери-одиночки, бабушки, сидящие с детьми во время работы родителей, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации); 64% родительской общественности поддержали инициативу по организации совместного общения и досуга. И тут у нас возникла идея вовлечения детей с ОВЗ и их родителей в социум посредством организации их участия в массовых мероприятиях, организации общения со сверстниками, волонтерами, оказание им коррекционной, информационной, просветительской, творческой и социальной помощи.
Так, с 2017 года на базе Центра ПМСС специалистами проводятся такие мероприятия, как:
-волонтерское движение, на которое откликнулось 34 добровольца из числа студентов ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» и обучающихся МОУ «СОШ №2». Они были обучены педагогом-психологом Центра в форме семинара-тренинга по темам «Будь толерантным!» и «Жизнь дана на добрые дела». Ребята вместе со специалистами выбрали название своего движения «Звезда надежды» и определили миссию - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, участвовать в мероприятиях по социальной помощи детям, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвовать в проведении запланированных мероприятий по проекту.
-семейный клуб «Ты не один!» для родителей детей -инвалидов и детей с ОВЗ. В ходе работы клуба проводятся семинары-практикумы «Игры для развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями»; «Развивающие игры и их место в семейном досуге. Сенсорные игры», мастер-классы по теме «Роль семейного общения в развитии речи детей». Специалисты Центра оказывают индивидуальные и групповые консультации для родителей по детско-родительским отношениям, стилям семейного воспитания, семейной диагностике, внутриличностным проблемам.
-фестиваль «Крылья надежды», в ходе которого свои таланты демонстрируют дети в номинациях «Хоровое исполнение», « Сольное исполнение», « Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», «Оригинальный жанр», «Художественное слово», «Хореографическое исполнение».
-благодаря созданной сенсорной комнате с функциями Лекотеки педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды проводят коррекционно-развивающие занятия социально-гуманитарной направленности. Детям очень нравится заниматься пескотерапией, лего-терапией, мозартикой, обучаться навыкам саморегуляции на основе метода функционального биоуправления, используя интерактивные игры «Смотри и говори» и «Игры со словами» развивать словарный запас и связную речь. Ежегодно педагоги Центра оказывают помощь 165 детям с ОВЗ.
-совместно с МОУ «СОШ № 1» ФДОТ «Дом детского творчества» проводится акция «Сильные духом», посвященная Международному дню защиты детей, направленная на активную поведенческую установку у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на уверенное позиционирование себя в обществе.
-создана воскресная школа для 25 детей и их родителей под руководством педагога по основам религиозных культур и светской этики. На занятиях рассматривается история города Коряжмы, история возникновения Николо-Коряжемского монастыря, «Библейские истории. Притчи», рассказывается о светских и церковных праздниках, проводятся экскурсии в храм, ребята работают с книгами 19 века, знакомятся со старославянской письменностью.
Начиная с 2020 года в силу ограничительных мер, связанных с Covid-19, многие мероприятия пришлось заменить на он-лайн, но жизнь в Центре продолжает бурлить.
- пришлось заменить ежегодную майскую фотовыставку «Счастливые лица детей- радость их родителей!», направленную на воспитание толерантности у детей и взрослых, на которой специалисты Центра представляли не только фотоработы, но и проводили мастер-классы «Изготовление фоторамки с помощью природного материала», конкурсы по родословной семьи, по составлению кроссвордов, ребусов, пословиц о семье, на онлайн-выставку.
-праздник «Мисс Мама», посвященный Дню матери и Всемирному дню ребенка, основная цель которого - установление отношений доверия и сотрудничества специалистов с семьями; «Новогодний карнавал» (направлен на адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к социуму, преодоление зажатости, развитие творческих и коммуникативных навыков) преобразовали в формат онлайн в виде создания видеороликов и размещения их на сайте МОУ «СОШ №2» и в социальной сети «Вк» на сайте «Центр ПМСС»
- специалисты Центра проводят для обучающихся с ОВЗ с привлечением детей города фотовыставки «Наша дружная семья!», «Папа может!», конкурсы рисунков «Лучше нет твоей семьи!»
-продолжаем проводить на свежем воздухе туристический слет «Жизнь в движении!»-активный совместный отдых детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками, который способствовал развитию коммуникативного опыта детей.
-на протяжении 3 лет на базе Центра ПМСС проводится летний оздоровительный лагерь для детей-инвалидов. Вся воспитательная работа отряда проводится по программе «МультLand», основанной на традициях и положительном опыте работы летнего оздоровительного лагеря при МОУ «СОШ №2» г. Коряжмы, включает в себя разноплановую деятельность, объединяющую различные направления работы: оздоровление, обучение, отдых и воспитание детей в условиях лагеря.
Появляются и новые мероприятия, которые с большим интересом поддерживаются детьми и родителями, посещающими Центр.
-мероприятие «Когда собака больше, чем друг! (канистерапия)»- организация и реализация психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с использованием метода канистерапии.
-«Школа любящих родителей» проводится для тех, кто хочет научиться любить и понимать своих родных , кто ищет выход из лабиринта семейных проблем.
кто хочет помочь своим детям, столкнувшимся с проблемой, связанной с появлением вредных навязчивых привычек (компьютерная зависимость, курение, алкоголь и т.п.).
-Центр ПМСС утвержден в качестве экспериментальной площадки по внедрению программ примирения между преступником и жертвой по уголовным делам в отношении несовершеннолетних - специалисты Центра работают над созданием агитационных роликов по ЗОЖ.
Таким образом, специалисты Центра ПМСС продолжают работать над развитием навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и развитие мышления у детей с особыми образовательными потребностями
Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями основывается на теоретических знаниях, в том числе об особенностях мышления этих детей и коррекционно-развивающей работе...
Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями
В работе описаны особенности внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, предложены игры и упражнения для коррекции и развития внимания....
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 7 - 8 ЛЕТ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд целей и задач, непосредственно не связанных с предыдущим опытом ребенка, но требующих от него мобилизации интеллектуальных и физических сил. О...
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла
Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной...
Статья: «Алгоритм взаимодействия ОО и ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материал для практического использования в работе педагогов ОО....
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...